Оригинал взят у
dorogimira в
Фестиваль Шеб-и-Аруз в Конье. Я точно знаю - случайностей в жизни не бывает. И в тот самый момент, когда ты только обдумываешь свой первый шаг, кто-то наверху складывает пазл всего твоего пути. Подстраивает встречи, вымеряет расстояния, подкидывает вопросы, на которые ты потом будешь искать ответы и, конечно, найдешь их - свои собственные, выстраданные, единственно верные. Так произошло и в этот раз: я написала письмо незнакомому человеку, живущему в Риге, чтобы встретиться с ним в Конье, где он познакомил нас с турком - владельцем ковровой лавки, у которого обнаружился родственник, работающий охранником в Культурном центре Мевляны и который раздобыл для нас билет на сему в горячую фестивальную пору. Все могло бы быть гораздо проще - в любое другое время года в этом центре можно увидеть сему каждую субботу, но тогда бы не было встреч, разговоров, вопросов и открытий. Тогда бы был просто случайный поход на «представление».
О «кружащихся дервишах»
я уже писала и углубляться в тему не буду, потому что мне для этого просто не хватает знаний. Здесь я расскажу о фестивале Шеб-и-Аруз, который еще называют Фестиваль Мевляны или Фестиваль кружащихся дервишей и о ритуале сема, на котором мы побывали.
2.
Как оказалось, этот фестиваль не предназначен для туристов. Главные действующие лица - паломники, последователи философии Руми. И, если бы мы не познакомились с такими людьми из Риги, то мы бы ничего интересного в Конье в эти дни не увидели, разве что
премьер-министра Турции Эрдогана на площади перед Мавзолеем Мевляны. Ведь, как я уже сказала, увидеть сему здесь не составляет труда в любое другое время.
3.
Фестиваль проходит в Конье ежегодно с 10 по 17 декабря, но в этом году он начался 7 числа. Последние 2 дня фестиваля - самые важные. 17 декабря - день смерти Руми и в ночь накануне проходит так называемая «Ночь свадьбы». Его последователи празднуют соединение Мевляны с Аллахом. Во время фестиваля сему можно увидеть ежедневно.
4.
Сема начинается с выхода шейха (учителя) и семазенов. На них белая ритуальная одежда, черная накидка и высокие войлочные шапки. Это одеяние символично: белый саван, черный гроб и коническое надгробие.
5.
Сначала семазены рассаживаются по кругу на овечьи шкуры для молитвы. После нее они подходят к шейху и следуют за ним по кругу, это происходит три раза.
6.
7.
Возвращаясь на свое место в зале, семазен сбрасывает накидку и со скрещенными на груди руками вновь подходит к шейху, уже для благословения. Получив его, семазен начинает свое кружение, сначала опуская руки до пояса, а затем поднимая их и разводя в стороны - одна ладонь вверх, другая - вниз.
8.
9.
10.
Семазены наклоняют голову, придавливая сонную артерию. Это влияет на циркуляцию крови и помогает входить в транс.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
Кружение трижды прерывается. Эти паузы - приветствия посвящены Создателю, Вселенной и душе.
20.
21.
Сема - это не танец, это процесс. Процесс превращения неких высших абстрактных понятий во вполне осязаемую энергию при помощи проводника - семазена. Можно сказать, чго его высокая войлочная шапка - «антенна», широкий низ его одежды - «локатор». Чем быстрее кружится дервиш, тем выше приподнимается колокол юбки, тем шире ареал распространения.
22.
23.
24.
Конечно, сейчас понятие «дервиш» лишь символическое, эти люди не являются странствующими бедняками. Они живут обычной жизнью, часто имеют семью, работу и даже некоторое состояние. Но, как нам сказал один из них: «Мы просто задаем себе больше вопросов».
25.
Кружение семазена - это, как раскручивание буддийского барабана с заложенной внутри мантрой, это, как крестный ход вокруг церкви, сопровождаемый молитвой. Возможностей много - Бог один. И искать его надо в себе.
26.
P.S: Члены ордена Мевлеви из Риги пригласили нас в текке (обитель) увидеть зикр (духовную практику). Нас попросили не фотографировать, но, если мне разрешат, я обязательно расскажу об увиденном.
27.