Jul 07, 2015 16:55
Однако, истина (хакикат), постижение которой составляет конечную
цель прохождения суфием духовного пути, является чтойностью (махий-
йа), самостью (зат) и реальностью (ваки’иййа) всех дел. И Бог, который
является источником истины и, по словам ‘арифов, «Присутствием Еди-
нения» (хадрат ал-джам’) и «Присутствием Бытия» (хадрат ал-вуджуд),
считается Истинностью Истины (хакикат ал-хакика), и именно стремле-
ние к постижению Его бытия направляет суфия на путь откровения (му-
кашафа), вдохновения (илхам), созерцания (шухуд) и озарения (ишрак).
Суфий считает шари’ат и тарикат освещающим путь светильником. Но
задачей является не путь и не светильник, а достижение цели, которая
стоит выше этих двух и всех других вещей. И объектом этой цели пред-
ставляется истинность (хакикат) и Истина (Хакк), посредством которых
оценивается реальность всех вещей. Постижение Истины он считает ко-
нечной целью всех творений, и, по его мнению, все вещи в мире находят-
ся в Ее поиске, стремятся к Ее постижению, а шари’ат и тарикат явля-
ются предпосылками для этого постижения (ма’арифа). В частности, для
суфия знание (‘илм) также выступает в качестве предпосылки подобного
постижения. Но, конечно, знание не является необходимым условием по-
стижения и, наоборот, в большинстве случаев знание служит преградой
на этом пути, и мешает ищущему в достижении искомого, которым явля-
ются Истина (Хакк) и ее духовное постижение. Действительно, за преде-
лами утверждений о единственности Бога на основе веры и знания суфий
находится в поиске Его единства на основе мистического состояния (хал).
Поэтому он достигает того состояния, которое он называет Божествен-
ной единственностью (таухид-и илахи), и которое означает отбрасывание
всех иных сопряжений (идафат) и отрицание всяких иных атрибутов и
создателей.
Д-р ‘Абд ал-Хусайн Зарринкуб,
Иран
цЕннОстЬ сУФийскОгО наслЕдия
реальность,
духовное,
истина,
цель,
Бог,
самость,
суфизм