Jul 07, 2015 16:46
Философия суфиев, по своей сущности, является интуитивной философией, которая смотрит на вещи и состояние в мире с точки зрения интуиции. Мерилом признания для нее является признание сердцем, а не
подтверждение разумом. Для нее являются более приемлемыми откровение или интуитивное «снятие завесы» (кашф)28, созерцание или усмотрение (шухуд), вдохновение (илхам)29 и озарение (ишрак),30 чем довод, сравнение, аргументация (истидлал) и индукция (истикра’). Суфий при помощи «вкушения» (интуиции) (заук) (без посредничества обсуждений и
аргументаций) постигает то, что является истиной и приводит его сердце
в состояние покорности и смирения, устраняя у него всякие сомнения и
изумления; и он не блуждает и не теряется в лабиринтах закоулка разума
и аргументаций. Достижение подобного интуитивного навыка и умения
нуждается в стремлении по пути подвижничества, без преодоления которого, сердце не может обрести способность созерцания света. Но человек,
которому удалось проникнуть в мир «людей интуиции» (ахл-и заук), обретет убежденность, которая во много раз непоколебимее и решительнее
убежденности, достигаемой посредством знаний «людей слова» (сторонников аргументаций - М.М.). Поэтому суфий не стремится к доказательству существования Господа, он ощущает Его; он выставляет свое бытие
под дуновением Его эманации и величия.
28 Кашф (арабск. «открытие сокрытого») - снятие покрова, полученное свыше откровение
(«озарение») и дар чудес.
29 Ихам (арабск. «внушение») - внушение, вдохновение, дарованное свыше.
30 Ишрак (арбск. «боеск», «сияние» «озарение») - термин мусульманской философии,
обозначающий интуитивное постижение истины, через «озарение» души, освобожденной от
связей с материальным миром.
вдохновение,
разум,
истина,
сердце,
суфизм