Посчитаем знаки при ключе? :)

Jan 03, 2025 22:39


Ещё раз всех с наступившим Новым годом! Всех благ!

Чем ещё заняться на новогодних выходных, как не рефлексией над своим собственным творчеством? Мои давние читатели знают, что я - вполне себе «композитор» (в хорошем смысле этого слова!). Ничуть не выдающийся и не профессиональный, конечно, но всё же более-менее, надеюсь...

Внезапно стало интересно узнать/проверить, в каких тональностях я писал чаще всего. Изучать данный вопрос «фактически и фактурно» (ну, с научным подходом!) следовало лишь на основании моих официально изданных песен (издал пока что два сборника, 34 песни; имеется ещё куча всего записанного/наброшенного/заброшенного, но не опубликованного «официально»), что я и проделал. Резюме: в моём опубликованном песенном творчестве заметно (хоть и не прям доминантно!) доминирует мажор (из 34 песен 20 являются явно мажорными, 13 - явно минорными, оставшуюся песню я отнёс к «параллельному мажоро-минору». Наиболее популярной/частой тональностью внезапно оказался A-dur (ля мажор, три диеза при ключе)! Вот уж сам как-то и не ожидал, что выйдет именно LA-LA-LA мажор! :)))

Кому интересны детали (их у меня много!) - милости прошу читать далее...

Следует, пожалуй, для начала пояснить, что такое «музыкальная тональность». Сразу предупрежу: речь пойдёт о тёмных искусствах (ну, для полукровок недомузыкантов вроде меня вся глубинная теория музыки является напрочь тёмной материей) :). Если совсем по-простому, то тональность - это «высотное расположение музыкального произведения». Одну и ту же мелодию, одну и ту же песню, одно и то же произведение можно исполнить несколько выше или ниже, сохраняя при этом изначально заданные звуковысотные взаимоотношения между отдельными элементами произведения («перенос» произведения из одной тональности в другую, «перевод» его выше или ниже обозначается термином «транспонирование/транспозиция»). Для подавляющего числа музыкантов и сочувствующих (включая даже весьма продвинутых!) транспонирование - это лишь технический приём (например, чтобы подогнать тональность произведения для голоса так, чтобы вокалисту было удобней петь в доступном/имеющемся диапазоне). Не следует путать «транспонирование» с «модуляцией»: последнее по-простому можно определить как «сознательный/специальный переход в другую тональность в рамках развития одного и того же музыкального произведения»!

Однако временами находятся и «вредные» музыканты, для которых разные тональности «звучат по-разному». Грубо говоря, для них одна и та же мелодия, но сыгранная сначала от ноты «до» (как от тóники, основного/базового звука лáда), а затем, скажем, от «соль», звучит как-то по-другому. Ну, в Средние века всё это ещё можно было списывать на разные «настройки» музыкальных инструментов (не будем углубляться в понятие «музыкальный строй»!), однако с повсеместным введением т. н. равномерно темперированного строя (он господствует в европейской музыкальной традиции с XVIII века; великий Бах ещё использовал несколько другой строй; однако наиболее привычная нам «классика» вроде Моцарта и Бетховена - это уже оно!) подобные особенности восприятия чисто физически-акустически должны были исчезнуть. Однако (вот теперь прям чудеса пошли!) многие выдающиеся музыканты, уже работавшие в рамках равномерной темперации (достаточно упомянуть лишь Римского-Корсакова и Скрябина), всё равно отмечали, что разные тональности всё же оказывают несколько разный эффект, звучат немного по-разному (психоакустика и аудиофизиология пока что в замешательстве, да)... Не будем углубляться в эту тему, лишь отметим, что выбор тональности для написания того или иного произведения (если уж судить по опыту великих!) вполне может опираться и на какие-либо субъективные ощущения/предпочтения...

С другой стороны, для среднестатистического музыканта, вынужденного читать ноты, тоже имеются свои предпочтения: есть тональности более простые (в отношении их нотной записи и, соответственно, прочтения), а есть и более сложные. Как минимум для пианистов в общем случае «сложность тональности» определяется количеством «знаков при ключе». Все знают, что в нотной записи (я весьма упрощаю изложение!) имеется пять линеек (ну, сплошь и рядом встречаются и добавочные), на которых и между которыми помещаются ноты. Но вот реальное высотное значение каждой ноты определяется не только её расположением на линейках или между ними, но и, во-первых, «ключом» (все знают, что такое «скрипичный ключ», но есть и целый ряд других!), а, во-вторых, «знаками при ключе» (именно они и определяют исходную тональность); разумеется, не всё так просто: внутри произведения вполне могут встречаться как так называемые «случайные знаки альтерации» (диезы, бемоли, бекары и др.), так и заданные автором произведения переходы в другую тональность (см. выше про понятие «модуляция»).

Понятно, что профессиональный музыкант должен уметь «читать» ноты в любой тональности и в любом ключе, но факт: тональности a-moll (ля минор) и C-dur (до мажор) намного проще для «прочтения» (у этих тональностей нет никаких «знаков при ключе», поэтому чаще всего ноты, представленные в этой тональности, будут обозначать именно своё «наиболее ожидаемое значение», если смотреть на нотный стан). Понятно, что в любом более-менее серьёзном произведении встретятся диезы-бемоли-бекары, но образование/научение всех музыкантов всё же всегда начинается с наиболее простых тональностей, с «чистого листа нотоносца», все сложности пойдут лишь позже. В связи с этим, хоть режьте, готов утверждать, что «обилие знаков при ключе» (≈ «сложная тональность») - это явная дополнительная нагрузка для исполнителя (ну, автор-то может творить то, что хочет, на то он и автор!).

Надеюсь, я сумел объяснить «проблему тональности» более-менее верно и популярно, так что вернёмся к моим новогодним досугам.

Я по понятным причинам уже много лет являюсь «слабеньким» пианистом (музыкальную школу окончил, кажется, в 1995 году), поэтому играть, сочинять и записывать мне намного проще в «простых» тональностях (чтобы знаков при ключе было поменьше: так и записывать проще, и играть потом проще). Тем не менее почему-то далеко не все свои песни я писал/сочинял в простых до мажоре и ля миноре. Вот в этом-то и загадка! Вариант про «подгонку тональности» под возможности моего голоса смело исключаем: если б я выбирал тональности исключительно «под голос», то вполне мог обойтись базовыми «дворово-гитарными тональностями» A-dur/a-moll и E-dur/e-moll). Явно повлияли и ещё какие-то факторы, которые я не могу прояснить (об чём и вопрос!).

Приступим же теперь к детальному препарированию моего творчества в «тональностном» отношении. Песен мной написано не особо много (куда мне до Шуберта!), однако официально опубликованными («напечатанными») следует считать 18 из сборника «Серебряные строки» (2009) и 16 из сборника «Через все струны» (2011). 34 объекта - ну, имхо, приемлемая выборка (уж как для весьма ориентировочного исследования) :).

Итак, в первом моём сборнике «Серебряные строки» (2009; см. презентацию на ТыТрубе) имеем:
• «Русалка» (Н. Гумилёв) - a-moll
• «Осень» (Н. Гумилёв) - e-moll/E-dur (тут что-то вроде «параллельного мажоро-минора»)
• «Попугай» (Н. Гумилёв) - A-dur
• «Жираф» (Н. Гумилёв) - G-dur
• «Луна над морем» (Н. Гумилёв) - Es-dur
• «Рассыпающая звёзды» (Н. Гумилёв) - d-moll (→ F-dur)
• «Хризантема» (И. Анненский) - A-dur
• «Аллилуйя» (М. Цветаева) - G-dur
• «Одиночество» (И. Бунин) - a-moll
• «Втайне» (З. Гиппиус) - C-dur
• «Опять весна» (В. Брюсов) - C-dur
• «Женщине» (В. Брюсов) - G-dur (хоть и с окончанием в D-dur)
• «Глухая пора листопада» (Б. Пастернак) - A-dur
• «В моём саду» (К. Бальмонт) - A-dur
• «Уже в жасминах трелят соловьи» (И. Северянин) - E-dur
• «Приближается звук...» (А. Блок) - d-moll
• «Милый друг» (А. Блок) - c-moll
• «В эту ночь я буду лампадой» (М. Волошин) - A-dur

Среди 18 песен - 5,5 минорных (гумилёвская «Осень» - это «параллельный мажоро-минор»), 12,5 мажорных. Доминируют «диезные тональности», самая популярная тональность из всех - A-dur (Ля мажор, 5 штук из 18). Тональность с наибольшим количеством знаков при ключе - ми мажор (четыре диеза, вот зачем они мне понадобились? а ведь именно в ми мажоре исходно писал!). До мажор и ля минор («самые простые тональности» без знаков при ключе) составляют меньшинство - 5 из 18 :).

Во втором сборнике «Через все струны» (2011; см. презентацию на ТыТрубе):
• «Не найти стройней тебя...» (Джами, пер. А. Адалис) - a-moll
• «Рухните, своды каменной кельи!» (Гёте, пер. Б. Пастернак) - Es-dur (→ F-dur; ну, там «приметное мажорное блуждание»)
• «Оставь напрасные заботы...» (М. Лермонтов) - c-moll
• «Когда я был любим» (В. Жуковский) - С-dur
• «Серенада» (А. Фет) - D-dur
• «В ресторане» (В. Брюсов) - d-moll
• «Нынче ночью...» (И. Бунин) - a-moll
• «У меня не живут цветы» (Н. Гумилёв) - e-moll
• «Я ждал страданья столько лет...» (М. Волошин) - d-moll
• «Я так люблю осенний лес» (Н. Рубцов) - G-dur
• «Сентябрь» (Т. Зыкова) - F-dur (там «слегка плавающая» тональность, босса-нова, что возьмёшь, но всё же F-dur)
• «Ваша тихая грусть...» (А. Сахалтуев) - E-dur
• «Уже наяву я как будто...» (А. Загорулько) - d-moll (→ D-dur)
• «Когда наступит день...» (Д. Юськов) - F-dur
• «Весна» (К. Ефетов) - e-moll
• «Lulkanto» (P. Moĵejevo) - F-dur

Среди 16 песен - 8 минорных (хоть отдельные из них явно переходили в мажор), 8 явно мажорных. Наиболее популярными тональностями в этом сборнике оказались d-moll и F-dur (параллельные тональности с одним си-бемолем при ключе). С учётом того, что даже минорные песни я люблю разрешать в мажор, будем считать, что мажор и тут всё же доминировал! :)).

Если же подбить общую статистику по двум сборникам (напомню - 34 песни!), то получим следующее (если уж я только нигде не ошибся): чистых миноров - 13, чистых мажоров - 20, одну песню причислим к «параллельному мажоро-минору». Наиболее популярная у меня мажорная тональность (внезапно!) - A-dur (ля мажор, три диеза при ключе; тональность «выехала» лишь на первом сборнике), второе место за G-dur (соль мажор, один диез при ключе). Наиболее популярная у меня минорная тональность - d-moll (ре минор, один бемоль при ключе), второе место за a-moll (ля минор, ни одного знака при ключе). По общей популярности ля мажор сравнялся с ре минором (пять песен в каждой из упомянутых тональностей). Наиболее редкой тональностью оказался ре мажор (одна песня из 34). Тональностью с наибольшим количеством знаков при ключе оказался E-dur (ми мажор, две песни из 34, четыре диеза при ключе). Спасибо за внимание! :)

Вот обещанная песня («Осень», на стихи Н. Гумилёва). За корявую картинку прошу простить, я тогда был ещё весьма «юн и непытен», но звук должен всё же быть слышен. Повторюсь, иначе как «параллельный мажоро-минор» я не могу это классифицировать. «Нормальную» и полную презентацию моего первого сборника можно увидеть тут, если что!

image Click to view

музыка, моё творчество, умности, Гумилёв

Previous post Next post
Up