Очередная ЧГК-подобная загадка

Sep 29, 2023 21:11


Одному выдающемуся немецкому хирургу XIX века приписывается высказывание (от 1891 года), в котором мы сделали три замены (они выделены курсивом и заглавным написанием):

«В настоящее время иксовыми АЛЬФАМИ и иксовой БЕТОЙ даже начинающий хирург может достичь более выдающихся результатов, нежели самый именитый профессор хирургии до сих пор».

Внимание, вопрос: что такое АЛЬФЫ и БЕТА?

О значении слова «иксовый» мы не спрашиваем, но вы вполне можете догадаться о его смысле, хотя бы слегка вспомнив самые основы истории медицины (никаких «глубинных» знаний тут не требуется) и важнейшие открытия хирургии в XIX веке. В качестве ответа принимаются два слова женского рода (первое - во множественном числе). На правах «господина Ведущего» я оставляю за собой право принимать и ответы, близкие оригинальной цитате «по духу».

Комментарии скрываются до «закрытия» вопроса. Махинации с Гуглем и прочие хитрости подпортят вашу карму: задействуем лишь собственные мозги!

ОБНОВЛЕНИЕ: Загадка закрыта. Больше для поощрения, чем в качестве правильного ответа присуждаю по пол-очка chio и victor_chapaev. Загадки ещё будут! :) Правильный ответ можно увидеть ниже в спойлере.
[Кликните, чтобы узнать правильный ответ] 
Внимание, правильный ответ: Иксовые - чистые; АЛЬФЫ - руки; БЕТА - совесть.

Цитата принадлежит великому немецкому (австрийскому) хирургу Теодору Бильроту. Наиболее часто её приводят на русском языке в следующей форме: «Теперь чистыми руками и чистой совестью малоопытный хирург может достичь лучших результатов, чем раньше самый знаменитый профессор хирургии» (я умышленно подкорректировал фразу без потери смысла, чтобы она не гуглилась).

Понятно, что Бильрот говорит о двух величайших достижениях хирургии XIX века: асептике/антисептике («чистые руки») и анестезии («чистая совесть»). До повсеместного внедрения методов асептики/антисептики (включая обязательную стерилизацию хирургических инструментов) инфекционные/гнойные осложнения сводили на нет большинство усилий хирургов. А до повсеместного внедрения анестезии/обезболивания хирургов часто воспринимали как «резальников» и «живодёров» (поверьте, они и сами прекрасно понимали, каким страданиям подвергают своих пациентов). Уже к концу XIX века благодаря упомянутым достижениям профессия хирурга стала вполне себе гуманной и мирной, о чём и говорит цитата Бильрота.

В качестве иллюстрации процитирую фрагмент из книги «Очень долгий путь: из истории хирургии» М. И. Яновской (М., «Знание», 1972).

Известный русский профессор хирургии Н. А. Вельяминов рассказывает, как однажды в Тифлисе в 1878 году он попал на операционно-перевязочный пункт, которым заведовал доктор медицины К. К. Рейер, изучавший метод антисептического лечения у самого Листера.

Рейер работал среди толпы своих ассистентов в карболовом тумане. Все они были в чистых белых фартуках, с высоко засученными рукавами. Между операциями и перевязками все усиленно мыли руки щетками, опускали их в карболовый раствор и только после этого прикасались к ране. Щетками и мылом перед операцией мыли и само операционное поле. Больные, которых клали на стол, все были захлороформированы. Ассистент протягивал хирургу инструменты, вынимая их из сосуда, наполненного карболовым раствором. Чистенькая, нарядная сестра почти торжественно подавала оператору нитки кетгута и все слои «листеровской повязки», которые лежали в чистых цинковых ящиках. Смелыми широкими разрезами оператор обнажал огнестрельные переломы; то широко вскрывал коленный сустав, промывая его слабой карболовой кислотой, вставлял дренажи и зашивал рану; то, широко раскрыв рану, перевязывал в ней сосуды, спокойно, не торопясь. Тут же перевязывались ранее оперированные, и к ним применяли все тот же листеровский метод.

Операционная из комнаты пыток и страданий превратилась в тихую, почти праздничную обитель. Хирург работал вдохновенно и радостно - он знал, что теперь труд его не пропадет даром: раненый останется жив.

Хирургия расцветала. Хирургия становилась во главе медицины. Наркоз и антисептика превратили невозможное в возможное. Стала наконец доступной брюшная область, и брюшная хирургия сразу же продвинулась вперед. Радикально излечивались грыжи, производились резекции желудка, операции на почках, желчном пузыре, печени. Наконец-то появилась возможность лечить аппендицит хирургическим путем, и вскоре эта операция стала одной из самых доступных каждому мало-мальски квалифицированному хирургу.

умности

Previous post Next post
Up