Гидротехническая тропа - Иограф (часть 1)

Jun 04, 2019 21:53

Расскажу (в двух частях) о своём походе от 18 мая 2019 года, когда мне в очередной раз посчастливилось разведать новый маршрут. От ялтинского автовокзала я доехал до водопада Учан-Су, затем дошёл до смотровой площадки над водопадом и потопал вверх Таракташской тропой, от которой сделал новое для себя ответвление. Маршрут, которым я вышел на яйлу, носит название Гидротехническая тропа, о нём я узнал на сайте Валентина Нужденко (см. тут) ещё несколько лет назад, но вот только сейчас дошли ноги его разведать. После выхода на яйлу я пошёл ещё немного на запад (посетив вершину Шапка-Кая и смотровую площадку над скалой Таракташ, дойдя до самого выхода Таракташской тропы на яйлу). Затем я пошёл на восток, посетив вершины Ай-Валенти, Рока (высшая точка Ай-Петринской яйлы) и Кизил-Кая, после чего вдоль кромки яйлы достиг отрога Иограф, по которому и спустился (тут я тоже разведал новый для себя участок тропы). С Уч-Сырымского поворота я спустился в ущелье Темиар, чтобы посетить одноимённый родник. Вышел через ялтинскую промзону к остановке «Бакалея», с которой и дотопал до дома. В общей сложности, по данным моего навигатора, нашагал около 21 километра.

На заглавной фотографии - сосенка, растущая прямо над обрывом небольшой поляны в верхней части Гидротехнической тропы.

От конечной остановки маршрутки у водопада Учан-Су (смотреть на сам водопад я в этот раз не ходил) я стартовал примерно в 9:30. Начальная часть маршрута мне хорошо знакома. На фото - участок Боткинско-Штангеевской тропы.
-1-

После достижения смотровой площадки над водопадом (на это у меня ушло чуть более 20 минут; при спокойном темпе следует рассчитывать минут на 30) я сворачиваю на Таракташскую тропу. Можно смело сказать, что она является моей «наиболее старой тропой» - именно по ней чаще всего спускались участники нашей фотостудии (эх, далёкие 1990-е!) после поездок на Ай-Петри. Именно отсюда и пошла моя любовь к нашим горам.
-2-

Кто-то оставил мотивирующую надпись :).
-3-

Пион крымский.
-4-

Минут через 50 подъёма (через 20 минут от смотровой площадки над водопадом) тропа достигает вот этого гидротехнического сооружения. Это водоперепускной коллектор, принимающий воду от так называемого «каптажа 1904 года» (я до него скоро дойду). В эту ёмкость открывается одна труба (ведущая сверху), и начинается другая (идущая вниз); назначение данного сооружения - предотвращать разрыв труб, находящихся ниже (когда воды много, она начинает заполнять данный коллектор или даже изливаться наружу, но такое бывает лишь в кратковременные периоды половодий в конце зимы - начале весны). Данный водовод («Заречный», то есть, находящийся к западу от реки Водопадная/Учан-Су) был проложен в начале XX века и активно использовался для водоснабжения западных частей Ялты. Не знаю, куда именно сейчас поступает эта вода и используется ли она для подачи в городской водопровод, но всё равно нельзя не восхититься работой инженеров (руководил работами известный военный инженер и исследователь Крыма А. Л. Бертье-Делагард) и строителей, проложивших данный водовод в прямом смысле киркой и лопатой в довольно сложных условиях. Узнать подробности о создании и структуре этого водовода можно на сайте у В. Нужденко (см. по ссылке).
-5-

Люк в этот раз был не заперт (сверху имеется место для запора), так что мне удалось заглянуть внутрь. Вода бежит.
-6-

Чуть выше от этого коллектора тропа раздваивается. Более короткий (но, имхо, неправильный) маршрут продолжает движение вверх прямо по хребту, тогда как направо (севернее) уходит более мягкая тропа. В отношении обозначений этого более мягкого сегмента (он ведёт к каптажу 1904 года, а потом, сделав резкий поворот, возвращается на гребень хребта) имеются противоречия: его обозначают то как «Старая Таракташская тропа», то как «Гидротехническая дорога», то как уже собственно «Гидротехническая тропа». Я лично склонен считать, что данный участок всё ещё является частью «правильной» Таракташской тропы, тогда как уходящий прямо по хребту сегмент я считаю лишь «оленьим» сократом.
-7-

Участок тропы.
-8-

А вот и каптаж 1904 года. Наружная дверь незаперта, я попробовал было заглянуть внутрь, но это мне не удалось: то ли внутренняя дверь приржавела, то ли её как-то заперли, то ли я не знал пароль был достаточно настойчивым (ну, воды у меня было достаточно)... Я попробовал также подняться немного вверх по этой балке (метров на 30), но никаких явных выходов воды не обнаружил (опять же, может, следовало подняться ещё чуть выше). Чуть ниже каптажа выходит железная труба, но в этот мой визит вода из неё лишь капала, даже не сочилась.
-9-

У каптажа тропа делает резкий разворот, а затем возвращается на гребень хребта (к высоте около 890 метров над уровнем моря). На фото - разворот тропы (на стволе дерева видна красная стрелка).
-10-

С точки на гребне хребта, куда я вышел, основная Таракташская тропа уходит на юго-запад (на фото - от нас). Мне же нужно свернуть направо, более круто вверх по хребту. Будем считать, что это уже собственно Гидротехническая тропа (хотя никаких гидротехнических сооружений на ней уже нет), но для этого сегмента находится также название Ай-Валенти-Богаз (по названию вершины Ай-Валенти, находящейся в 500 метрах севернее от выхода тропы на яйлу). В любом случае, данной тропой я ещё никогда не ходил, и именно она была основной «разведывательной» целью данного похода.
-11-

Тропа в целом читается, хотя местами и не особо хорошо. Она идёт вблизи от гребня хребта (несколько раз даже выводит прямо на гребень), несколько отклоняясь от собственно гребня на южные его склоны. Имеющиеся на пути скальные уступы я вполне вменяемо обходил с южной стороны (слева, если смотреть снизу вверх). Осыпей, камешков и шишек не тропе не особо много, но есть, так что ступать нужно осторожно. Назвать тропу пологой/мягкой сложно: на прохождение около 700 метров (до выхода на поляну с обрывами, см. ниже) у меня ушло около 40 минут (при этом набор высоты составил около 220 метров). На нескольких коротких участках тропа принимает очень крутой характер (один раз мне пришлось почти что ползти, цепляясь руками за землю и имеющуюся под рукой растительность, так как ноге было не на что опереться), но в целом при хорошей погоде, известной доле осторожности и наличии палок-подпиралок тропа вполне проходима снизу вверх (если только у вас нет тяжёлых рюкзаков). Для спуска, полагаю, она всё же трудна и мало подходит. В общем, выводящая на яйлу не так уж и далеко (примерно в 800 метрах к юго-западу) Таракташская тропа явно предпочтительнее для несерьёзных прогулок и серьёзных походов с рюкзаками. Считайте это достойным внимания предупреждением!

На фото - начальный сегмент собственно Гидротехнической тропы.
-12-

Вид с тропы на Ялту.
-13-

Гребень Гидротехнического хребта.
-14-

Вид вперёд по ходу движения.
-15-

К достоинствам этого подъёма можно отнести приятно непривычный вид на скалу Таракташ и на вход в Таракташское ущелье (справа от скалы).
-16-

Вот тропа выходит прямо на гребень.
-17-

А вот вновь уходит к югу, огибая очередной скальный уступ. Повторюсь: при подъёме все уступы нужно обходить слева (с юга).
-18-

Взгляд вниз на только что пройденный очень крутой сегмент.
-19-

И вновь гребень хребта близок.
-20-

И опять тропа практически выходит на гребень.
-21-

Кромка яйлы медленно, но верно приближается.
-22-

И вновь мы отклоняемся на юг, чтобы обогнуть очередной уступ.
-23-

Скала Таракташ мало-помалу разворачивается (на фото видна лишь её восточная оконечность, на скалу сверху я ещё посмотрю).
-24-

Примерно на высоте в 1090 метров тропа входит в небольшую лиственную рощицу.
-25-

После выхода из этой рощицы тропа выводит на приметную открытую поляну, уже чем-то похожую на яйлу. Высота здесь составляет порядка 1115-1130 метров. Для того, чтобы найти выход отсюда на яйлу, нужно следовать по северо-восточным обрывам поляны (более высоким и обрывистым; юго-западные склоны поляны пологи). Я же сделаю тут небольшую фото-паузу, ибо тут есть, на что посмотреть! :)
-26-

Тут цветут пионы узколистные.
-27-

Вид с поляны на восточную оконечность Таракташа. За ним уже виден Могабийский отрог яйлы.
-28-

Вид с поляны на кромку яйлы.
-29-

Вид с северных оконечностей поляны на близлежащие обрывы яйлы.
-30-

Вид с юго-восточной оконечности поляны на Ялту.
-31-

Более крупный вид на обрывы яйлы. Сосны умудряются расти даже тут!
-32-

Ещё один вид на местные склоны. Вот как деревья умудряются это делать?
-33-

Панорамный снимок (по клику панорама откроется в полном размере!): вид с северной оконечности поляны на Ялту.
-Панорама1-

От северо-западной оконечности поляны нужно (уже мягко) подниматься ещё около 10 минут, чтобы выйти на собственно яйлу (в данном случае - Ай-Петринскую). Почти сразу в кадр вплывают шары/шампиньоны горы Бедене-Кыр.
-34-

Я двигаюсь на запад, продолжая слегка набирать высоту. Вид на ложбинку, от которой начинается только что пройденный спуск. Скоро я ещё раз пересеку эту ложбину, двигаясь уже на восток.
-35-

Местная растительность.
-36-

Местные склоны (Ялта и восток - слева), по центру видна вершина Шапка-Кая (1233 метра по картам; мой навигатор поймал на ней высоту в 1230 метров, что вполне находится в пределах декларируемой погрешности).
-37-

Вид с вершины Шапка-Кая на ту поляну, через которую я недавно вышел на яйлу. В самой правой части снимка видны уступы скалы Ставри-Кая (скала не вошла в кадр целиком).
-38-

Вид с Шапка-Кая на восточную оконечность Таракташа.
-39-

Крупный (длиннофокусный) вид на юго-запад, в сторону Ай-Петри. На среднем плане видно село Охотничье.
-40-

Длиннофокусный вид на домики былой турбазы санатория «Кичкине» (именно в этих домиках я с другими фотостудийцами ночевал во время наших школьных походов на Ай-Петри). Я не в курсе, работает ли турбаза сейчас, но наличие рядом с ней (справа от домиков) какой-то военной машины явно радиотехнического склада наводит на не особо оптимистичные предположения...
-41-

Крупный вид на радиопрозрачные укрытия радиолокационных комплексов, управляемых военной частью, расположенной на горе Бедене-Кыр.
-42-

Очень широкая панорама (по клику панорама откроется в полном размере!), примерно на 180 градусов, сделанная с вершины Шапка-Кая. У левого края панорамы видна вершина Ай-Петри, у правого края (с различимым, при старании, триангулятором) - вершина Ай-Валенти.
-Панорама2-

Моё традиционное фото по выходу на яйлу. До данной точки от начала похода пройдено около 4,5 километров, а прошло примерно 3 часа и 10 минут.
-43-

После достижения вершины Шапка-Кая я целенаправленно иду ещё дальше на запад, несколько теряя высоту и приближаясь к обрывам яйлы прямо над «Таракташским ущельем», чтобы посмотреть на скалу Таракташ сверху. Вот первая фотография (с восточной частью скалы).
-44-

А вот более «длинное» фото. Вот теперь я окончательно понял, почему скала получила такое название (крымскотатарское слово taraq означает «расчёска, чесалка, гребешок»).
-45-

Пройдя ещё немного на запад, я достиг точки, где Таракташская тропа выходит на яйлу (с информационным столбиком), после чего пошёл обратно на восток. Но об этом я расскажу уже во второй части рассказа ( см. тут)!

См. также:
* 0. Ботаника из похода «Гидротехническая тропа - Иограф»
* 1. Гидротехническая тропа - Иограф (часть 1)
* 2. Гидротехническая тропа - Иограф (часть 2)

из прошлого, крымские походы, фотографии, Ялта, умности