Это будет грустная запись.
Уже лет 10-12 я более-менее регулярно хожу в горы (ничего серьёзного, лишь однодневные походы над Ялтой). Нечасто, это не спорт, это - для души. Горы дают и хорошую физическую нагрузку/разрядку, и умиротворение. До сих пор я возвращался с гор пусть и весьма усталым, но счастливым и с зарядом позитива. А вот мой вчерашний поход обернулся весьма тяжёлым впечатлением.
Погода на яйле в начале подъёма представлялась тревожной. Ну да бог с ней: я всегда мог повернуть назад, да и дождь с ветром меня мало пугают (мне же не ночевать там). Но, к несчастью, на середине пути распогодилось, и я решил продолжать подъём. В верхней части подъёма по Иографу (в начале серпантина по сосняку) обнаружилось, что ко мне приблудился какой-то пёс. Не особо домашний, но и не особо дикий, средней упитанности. Откуда он взялся - бог его знает.
Пёс близко не подходил, при попытках приблизиться к нему - отбегал, но потом опять возвращался, сохраняя дистанцию. Следовал за мной до самого выхода на яйлу (даже несмотря на то, что я отвлёкся на ответвление к пещере Иограф); по выходу на яйлу я его слегка покормил колбасой и хлебом (и то, и другое он ел весьма охотно, но еду ему приходилось подкидывать, так как на близкий контакт он никак не шёл). Ну, не мог я не покормить столь преданное животное. Даже после подкормки он соблюдал дистанцию, причём настолько серьёзную, что я, идя своим маршрутом, неоднократно терял его из виду и даже полагал, что он отбился (по самой яйле я прошёл порядка 5 километров). Как оказалось - он и не думал отбиваться, а просто продолжал соблюдать дистанцию. Вот на этой фотографии (последней, как оказалось) он лежит метрах в 150 от меня.
На спуске в ложбину, где начинается проход Лапата-Богаз, навстречу ехала тёмно-зелёная «Нива». Сука, шёл бы чуть быстрее (или чуть медленнее), всё было бы хорошо. Из машины выглянул мужик обычной внешности в камуфляже («лесник» - подумал я) и задал вопрос:
- Это ваша собака?
«Нашу» собаку я уже давно потерял из виду, а в детстве меня учили, что нужно говорить лишь правду (да и весь последующий опыт учил, что в любых непонятных ситуациях лучше говорить всё так, как есть). Отвечаю:
- Нет, прибилась ко мне ещё на подъёме, с самого Иографа за мной идёт.
Дальнейший диалог был вполне обыденным:
- У вас всё в порядке?
- Да, вот сейчас спускаться буду...
- Хорошо...
Я прошёл ещё буквально сто метров к спуску и услышал выстрел, за которым последовали жуткие вопли раненого пса. Я как-то сжался и чуть было не припал к земле. Через некоторое время прозвучал второй выстрел. Так и закончилась жизнь собаки, приставшей ко мне примерно три с половиной часа тому назад...
Собака, повторюсь, была вполне мирной и потерянной. Кто и когда её потерял - бог весть. Маловероятно, что она забрела сюда самостоятельно и вела тут горный образ жизни, несмотря на полудворняжную внешность. Задним числом полагаю, что она, вероятней всего, отбилась от какой-то человеческой группы буквально 2-4 дня назад. Левый глаз был повреждён, но заметно исхудать собака не успела.
-1-
На подъёме мне встретилось две группы походников, спускавшихся с яйлы. Однако, никто из них о пропаже собаки не сообщил. Значит, она потерялась раньше...
-2-
Собака была явно не дикой, но осторожной. Следовала за людьми, но на близкий контакт не шла.
-3-
-4-
Явно голодной она не выглядела, никакой агрессии не проявляла...
-5-
Вероятно (я не являюсь специалистом) была довольно уставшей. Хоть и исправно следовала за мной, но регулярно ложилась отдыхать. Но впечатление больной не создавала.
-6-
Увы, финал истории вы уже знаете...
У начала спуска по Лапата-Богаз (минут через 15 после выстрелов) меня нагнала группа из трёх человек, двое мужчин и девушка. Более молодой из мужчин встревоженно спросил:
- Вы слышали выстрелы и вопли?
Я описал ситуацию, насколько она была мне известна. Реакция:
- Лучше бы они депутатов горсовета перестреляли...
Старший из мужчин (несколько более плотно экипированный; вероятно - проводник или же просто более опытный походник) заметил:
- Это, значит, егеря, им положено отстреливать...
После взаимных пожеланий удачи эта группа пошла вниз. Я последовал за ними, но в весьма грустных чувствах.
Встаёт ряд вопросов. Во-первых, кто были все эти люди (стрелки на «Ниве»)? Граница Ялтинского горно-лесного заповедника проходит по самой южной кромке яйлы, формально я находился уже вне заповедника. Да, там вроде бы как располагаются охотничьи угодья, но точных границ я не знаю. Лесники? Егеря? Во-вторых, даже если это были егеря, имеют ли они формальное право отстреливать «пришлых хищников» на охотугодьях? Или данный эпизод был лишь «упражнением в стрельбе»?
Увы, данная ситуация дала повод и для многих чисто философских самокопаний. Блин, соври я, что собака, мол, моя - и, небось, не застрелили бы. Но кто ж знал... Вот врать или не врать? Такая вот дихотомическая диалектика... А с другой стороны - не угости я пса по самому выходу на яйлу, глядишь, он и не пошёл бы, может, за мной... Доверять или не доверять? С одной стороны, доверяй пёс людям больше, держался бы поближе ко мне; глядишь - и вопросов бы не возникло. А с другой стороны - как тут доверять, если стреляют на ровном месте... В общем, хрень, извините за грустный каламбур, собачья... Опять же, оружие. С одной стороны, оно помогает людям выжить, а с другой стороны люди применяют его в совершенно бессмысленных и глупых целях. Более чем уверен, что пёс как поднялся, так и спустился бы за мной в Ялту... Наконец, если бы не моя страсть к горам, глядишь, я бы и передумал подниматься на яйлу (учитывая весьма сомнительную погоду) - и пёс бы просто спустился со мною вниз...
В общем, расстроился я напрочь. Честно. Нет, я не то, чтобы капитальный «защитник животных»; я мясо ем и всё такое... Но вот так, чтобы на ровном месте мирное животное почти что на глазах пристрелили... Да ещё и в горах, от которых привык получать лишь самые хорошие впечатления... «Вот так и рушатся лучшие замыслы...» :(