На вопросы отвечает преподаватель РКИ "
Учебного центра русского языка".
Вопрос: По какому учебнику лучше заниматься с азиатом (Таиланд), учит язык лет 5, но с перерывами. До этого учил по «Жили-были». Ему хочется меньше грамматики и больше разговорного.
Подойдут следующие учебники: "Русский экспресс", "Мост", "
5 элементов", "Basic Russian", "
Поехали!" (2 часть). Каждый из этих учебников опирается на коммуникативный метод. В книгах «Русский экспресс» и «Мост» упражнения на грамматику сведены к минимуму.
Вопрос: Посоветуйте, пожалуйста, какие-нибудь учебники по видам глагола: очень интересная тема, оказывается, хотелось бы "углубиться".
1) Книга о грамматике: Русский язык как иностранный /Под ред. А.В. Величко. Изд-во Московского университета. Раздел 3. Функционирование лексико-грамматических систем и грамматических категорий.
2)
Караванов А.А. "Виды русского глагола: значение и употребление" 3)
Г.Л. Скворцова. Употребление видов глагола в русском языке. Учебное пособие для иностранцев. Вопрос: Где можно найти методические рекомендации по порядку подачи материала в начальном курсе РКИ? список уроков, или что-то подобное.
Методические рекомендации можно найти в некоторых учебниках и пособиях, выложенных в
библиотеке:
1)
Как вести первое занятие с иностранцами: последовательность этапов, тестирование, рекомендации 2)
Жили-были... 28 уроков русского языка для начинающих Миллер Л.В., Политова Л.В. Книга для преподавателя
Вопрос: Какие учебники можно использовать на уроках с немецкоговорящими студентами?
1)
Баш Е.Г., Владимирский Е.Ю. и др. Справочник по русскому языку для начального этапа обучения (для говорящих на немецком языке) 2) Учебники «Мост 1» (Modernes Russisch für Anfänger) и его продолжение «Мост 2»
Вопрос: как для облегчения понимания объяснить отличия глаголов совершенного вида от несовершенного? Например: есть 2 глагола - встречать и встретить, и иностранцу нужно распознать, какой из них СВ, а какой - НСВ. По суффиксам (в некоторых случаях - по приставкам)? Какое лучше пособие использовать?
Необходимо сразу сообщить иностранцу, что все русские глаголы следует заучивать в двух формах: несовершенного и совершенного вида. Поскольку в одних случаях разные формы глаголов образуются с помощью префиксации (разные префиксы: писать - НАписать, читать - ПРочитать и др.), в других - с помощью суффиксации (решать - решить, встречать - встретить, рассказывать - рассказать), а иногда супплетивно (т.е. формы абсолютно разные: говорить - сказать, брать - взять) все эти формы нужно заучивать. На начальном этапе при объяснение значений глагольного вида достаточно ограничиться следующими: для НСВ: 1) процесс и 2) повторяющееся действие (каждый день, часто); а для СВ: 2) результат и 2) единичное действие.
Таблицы значений глаголов НСВ и СВ и упражнений на их отработку есть практически во всех учебниках для иностранцев ("Поехали!", "Русский экспресс" и др.) О специальных пособиях по виду глагола смотрите выше.
Вопрос: Как объяснить учащимся, почему в предложении "Мы часто встречались в кафе, а потом ШЛИ в кино" употребляется глагол движения первой группы (ШЛИ). Ведь, иностранцы привыкли, если ЧАСТО, то ХОДИЛИ. Спасибо!
Глагол ХОДИЛИ может использоваться для обозначения повторяющегося действия в двух направлениях (туда и обратно), а глагол ШЛИ - для обозначения повторяющегося действия в одном направлении (только ТУДА).
Узнать больше о преподавании РКИ можно на курсах Учебного центра русского языка. Мы помогаем получить новую профессию и повысить квалификацию,
информация о ближайших программах на сайте