Онлайн конференция "Грамматика на уроках РКИ (в детской аудитории)"

Sep 07, 2012 16:34


На вопросы отвечает преподаватель РКИ "Учебного центра русского языка"

Вопрос: КАКИЕ СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ МОЖНО ПРОВОДИТЬ НА ТРЕНИРОВКУ ПАДЕЖНЫХ ФОРМ?

Можно соревноваться, кто придумает больше слов, грамматических форм и т.п. (кто больше назовёт предметов, которых нет в этой комнате (для отработки родительного падежа при отрицании): здесь нет дивана, нет кровати, нет холодильника, нет пылесоса и т.д.).

Игры-упражнения для отработки РОДИТЕЛЬНОГО падежа:

1. Откуда мы всё берем?

«Посуда»:

Суп наливаю из………(кастрюли)   Суп ем из………………(тарелки)

Мясо беру из…………(сковородки)    Молоко пью из………………..(чашки)

Чай наливаю из……………….(чайника)    Косточки вынимаю из …………(вишни)

2. Родительный падеж с предлогом «ОКОЛО»

Работа по картинкам: «Что около чего находится?»:

Что около кошки? - Около кошки дерево.

3. Работа по картинкам: Чего здесь нет? Кого здесь нет?

4. Что из чего сделано?

Чашка фарфоровая. - Она сделана из фарфора.

Стакан пластмассовый. - Он сделан из  ……………(пластмассы)

Тарелка бумажная. - Она сделана … ……………(бумаги)

Рюмка стеклянная. - Она  сделана из…………(стекла)

Каша рисовая. - Она  сделана из ………………(риса)

Сыр делают из ………(молока).

Хлеб делают из ………(муки).

Компот варят из ……(фруктов).

Суп готовят из ………(овощей)

5. Чего не бывает?

Стола без ……………(крышки).   Стула без ………………(спинки)

ТВ без ……………………(экрана).  Компьютера без …………(программы)

Окна без ……………………(стекла)

6. «Чего много, а чего мало?»

У нас  много тетрадей, … .

7. Для чего это нужно?

Сахарница……нужна для сахара.

Кастрюля - ………. Тарелка - …………. Чашка -……… .

Игры-упражнения на отработку ТВОРИТЕЛЬНОГО падежа:

1. Что с чем?

Пирожок с …(мясо)  Торт с  … (крем)  Чайник с  … (носик)

Кастрюля с … (крышка)

2. Работа по картинкам: Что рядом с чем?

Что рядом с кошкой? - Рядом с кошкой цветок и т.д.

3. Чем мы это делаем?

О б р а з е ц: Чем мы едим суп? - Мы едим суп ложкой.

Чем мы едим мясо (кашу)? Чем мы пишем, рисуем? И т.д.

4. С кем мы встречаемся? Чем мы любуемся?

С кем мы встречаемся на улице (в детском саду, в школе, в церкви)?

Чем мы любуемся в парке (на улице, в музее, дома)?

Для работы над ВИНИТЕЛЬНЫМ падежом можно использовать следующие вопросы:

1. Кого и что мы видим, слышим, любим?

2. Куда мы ходим утром, днем и вечером?

[03.08.2012 15:04:06] paa: - Потренироваться в использовании ДАТЕЛЬНОГО ПАДЕЖА можно, отвечая на следующие вопросы:

1. Кому мы дарим подарки, рассказываем истории?

2. К кому мы ходим в гости?

При работе с ПРЕДЛОЖНЫМ падежом помогут вопросы:
1. О чем мы думаем (говорим, пишем, читаем)?

2. Где мы едим, читаем, учимся, играем?

- обрабатывая окончания существительных, можно поиграть в игру «Снежный ком». Задача этой игры - повторить все, что было сказано, а потом добавить своё. Так, например, с помощью задания «Где можно гулять в воскресенье?» можно отработать предложный падеж: «В воскресенье можно гулять в паркЕ, - говорит один. «В воскресенье можно гулять в паркЕ, а можно гулять во дворе», - говорит второй. «В воскресенье можно гулять в паркЕ, можно гулять во дворе, а можно гулять на улице», - говорит третий и т.д.

- когда освоены все падежи по отдельности, можно предложить детям комплексные игры-упражнения, например, следующее:

1. Добавь слова осень, зима, весна, лето:

Мы ждали …

Долго не было …

Мы рады …

Мы одеваемся тепло …

Мы поем песни о …

Мы любим …

Мы довольны …

Вопрос: КАКИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ ПОМОГАЮТ ЗАПОМНИТЬ, КАКОЙ ПРЕДЛОГ/ ПАДЕЖ ПОСЛЕ КАКОГО ГЛАГОЛА НУЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ?

Весёлые стихи

Падежи.

Воскликнул ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ:

- Мой именинник ТОТ,

Который изумительно

Науку познаёт!

- ТОГО, - сказал РОДИТЕЛЬНЫЙ,-

Я отрицаю, кто

Не может без родителей

Надеть своё пальто.

- ТОМУ, - ответил ДАТЕЛЬНЫЙ,-

Плохое имя дам,

Кто не любил старательно

Уроки делать сам.

- ТОГО, - сказал ВИНИТЕЛЬНЫЙ, -

Я буду обвинять,

Кто книжку выразительно

Не может прочитать.

- С ТЕМ, - заявил ТВОРИТЕЛЬНЫЙ,-

Я только лишь в ладу,

Кто очень уважительно

Относится к труду.

- О ТОМ, - сказал ПРЕДЛОЖНЫЙ,-

Я предложу рассказ,

Кто в жизни делать может

Полезное для нас.

(А.Тетивкин)

Стихи про падежи

из книжки "Здравствуйте, Имя Существительное"

ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ

Поворот судьбы такой изумительный:

Изучаем мы падеж именительный.

На суку висит (что?) - ватрушка!

На заборе спит (кто?) - старушка!

С неба к нам летит (что?) - игрушка!

Соловьем свистит (кто?) - подружка!

На сосне сопит (кто?) - хрюшка!

Рассказала все (кто?) - врушка!

Сочинила мир такой изумительный!

Что ж, запомним мы падеж ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ!

РОДИТЕЛЬНЫЙ

Я из дома убежал,

Я до вечера гулял.

С дерева в сугроб сигал,

Без уроков жить мечтал.

Для коллекции снежинки

Языком я собирал!

Около костра плясал

И вокруг двора скакал.

Мне уроки надо делать?

Я на это наплевал!

Вот стою я у доски

И вздыхаю от тоски,

Но РОДИТЕЛЬНЫЙ падеж

Я не вспомню, хоть зарежь!

ДАТЕЛЬНЫЙ

Если б я названия

Падежам давал,

Я б тогда дарительным

ДАТЕЛЬНЫЙ назвал!

А еще как размечтаюсь,

Дед Морозом наряжаюсь

И подарки всем несу:

Братику, сестричке, псу.

А еще КОМУ? ЧЕМУ?

Птенчику, коню, сому,

Кошке, зайцу, бегемоту,

Крокодилу и слону!

К паровозу тороплюсь,

По земле лечу, несусь!

Всем подарки развезу я

И тогда домой вернусь!

ВИНИТЕЛЬНЫЙ

"Если хочешь много знать,

Поскорей учись читать!"

Чтоб ВИНИТЕЛЬНЫЙ запомнить,

Научилась я... летать!

Как взлечу под потолок

Да махну через порог,

Вылетаю за окошко,

Курс держу я на лужок.

Ненавижу обвинять,

Буду все перечислять.

ЧТО увижу и КОГО -

Назову до одного!

Вижу реку, вижу сад -

Называю все подряд!

Вижу вишню, вижу сливу.

До чего вокруг красиво!

Строят клуб невдалеке,

Красят лодку на песке...

Хватит, в школу возвращаюсь,

В класс влетаю налегке.

ТВОРИТЕЛЬНЫЙ

Чтоб от всех не отставать,

Слыть сообразительным,

Надо все теперь понять

В падеже ТВОРИТЕЛЬНОМ.

Что там долго говорить.

Вот решился я... творить!

Карандаш, бумагу взял

И пейзаж нарисовал.

Я - художник, я - творец!

Ух, какой я молодец!

Перед замком куст цветет,

Под корягой змей живет,

Над дорогой реет сокол,

За оградой лошадь ржет.

Я творю карандашом

На листе своем большом.

Вид украсил я с трудом

Лесом, тучкой над прудом.

Ну-ка, лист переверну

И опять творить начну.

Мой герой идет войной,

Хочет править он страной,

Поразить врагов стрелой,

С башни их полить смолой.

Стоп! Подумай головой,

Для чего идти войной!

Лучше миром кончить дело!

Я альбом закрою свой.

ПРЕДЛОЖНЫЙ

На уроке я скучаю.

Что ж, я лучше помечтаю.

Очень я люблю мечтать!

Вот бы мне царевной стать!

Я мечтаю о короне:

Буду в ней сидеть на троне.

Я мечтаю о слоне,

Чтоб кататься при луне.

Я мечтаю о сережках,

Я мечтаю о сапожках.

Вечерами в полумгле

Я мечтаю об орле:

Буду с ним летать на воле.

Буду я учиться в школе...

Ой, мечтаю я уже ...

О ПРЕДЛОЖНОМ падеже!

Вопрос: КАК БОРОТЬСЯ С ОШИБКАМИ, КОТОРЫЕ, НЕСМОТРЯ НА ИСПРАВЛЕНИЯ, НИКАК НЕ ИСКОРЕНЯЮТСЯ (ТЕНДЕНЦИЯ ИЗМЕНЯТЬ СРЕДНИЙ РОД, КАК ЖЕНСКИЙ (ДАЙ МНЕ ПОЛОТЕНЦУ, МОЯ МОРОЖЕНАЯ); ДАЙ КО МНЕ, ПОКАЖИ КО МНЕ; Я 4 ГОДА; ХОЧУ СМОТРЕТЬ НА МУЛЬТФИЛЬМЫ)?

Ошибки в двуязычном окружении - это нормально. Влияние языков друг на друга - вот главная причина возникновения ошибок в речи двуязычных детей.

За чистотой речи двуязычных детей нужно следить, ошибки - исправлять, но очень важно делать это корректно, не забывая в какой-то момент предложить и правильный вариант формы словосочетания, предложения и т.д.

В устный период развития речи - до школы - методисты рекомендуют в основном исправлять ошибки с помощью приема «эхо», когда воспитатель или родитель, заметив ошибку, переформулирует неправильно построенные фразы или слова, исправляя допущенные огрехи, чтобы ребенок услышал правильный вариант, а потом старается чаще включать это слово или выражение в свою речь.

Если ошибка устойчива, можно попросить ребенка повторить правильную форму, для чего можно использовать такой прием, как переспрос: «Что-что? Я не расслышала. Ты сказал: «Мне 4 года»?, - побуждая тем самым ребенка повторить слово, фразу с ошибкой в правильном варианте.

Если ребенку не хватает слов для выражения мысли, необходимо подсказывать несколько вариантов того, что он может сказать.

Однако, по мнению методистов, также очень важно не переусердствовать в исправлении. Ребенок учится языку не аналитически, а слушая и общаясь, поэтому слишком настойчивое повторение или исправление может не помочь, а напротив, охладить желание ребенка говорить. Важно быть терпеливым, не раздражаться, не дразнить и не ругать ребенка за ошибки.

Кроме всего прочего, можно выполнять специальные упражнения

- Игра-упражнение на род (у каждого рода - свой набор суффиксов) и на согласование по роду «Назови ласково»:

а.) платок - платочек, платье………. , огурец………..

б.) жук зелёнень….  Комар малюсень…. Бабочка  краснень…. Муравей чернень…. Стрекоза коричневень…. Пчела жёлтень….

-Другие приемы исправления ошибок см. в нашем блоге здесь http://metodika-rki.livejournal.com/30041.html

Вопрос: ПО КАКИМ КНИГАМ МОЖНО ЗАНИМАТЬСЯ ГРАММАТИКОЙ С ДЕТЬМИ 2-4 ЛЕТ?

На нашем сайте есть пособия, созданные для русских детей в России, однако их можно использовать и на занятиях по русскому языку с детьми за границей.


Вопрос: Подскажите, пожалуйста, какие проектные работы, связанные с изучением русского языка можно делать с младшими школьниками в условиях двуязычной среды?
Проектная деятельность со школьниками может выражаться в таком комплексе действий, как:
  • доклады,
  • рисунки,
  • модели,
  • макеты,
  • викторины,
  • энциклопедии,
  • различные изделия.

Темы проектов для учащихся младшего школьного возраста должны быть тесно связаны с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем. Тема должна быть не только близка и интересна, но и доступна, т.к. это младшие школьники.

Это могут творческие экологические, фантастические, практико-ориентированные, информационные проекты, такие как “Модель машины времени”, “Подводный мир”, “Наша школа”, “Мой город”, “Кенгуру”, “Русский медвежонок”, “Зир к тиен”=“Мудрая белка” (примеры проектов в русско-татарской школе).

Вопрос: Студент американец, которому 18 лет, хочет научиться читать и писать по-русски. Он только в самом начале изучения. Выучил алфавит и произношение звуков. Начинает читать несложные слова. Со следующего занятия собираюсь учить его писать письменными буквами. Подскажите, пожалуйста, алгоритм занятий.

Если получится достать пособие Беляевой Г.В., Сивенко Л.С., Шипицо Л.В. "Пишем правильно"  , сможете строить свои уроки прямо по нему.

Кроме того, в пособии Вагнер В. Н. «Методика преподавания русского языка англоговорящим и франкоговорящим» можно посмотреть порядок введения письменных букв (Вагнер располагает их по сходству элементов).

laaks: Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, какие учебные пособия по грамматике существуют для старшеклассников (детей 13 - 16 лет)?

marina: я не даю уроков, но являюсь мамой ребенка-билингва, поэтому общение у нас идет изо дня в день, однако ошибки неискоренимы... не знаю, как долго ждать, чтоб правильный вариант усвоился и закрепился? и что еще можно для этого сделать, кроме как обратить внимание, что то, что было сказано - неправильно, сообщить правильный вариант и настоять, чтоб повторил, например, постоянно говорит "ничего видел" вместо "ничего не видел",  иди "куда мы идём", когда мы сидим в машине (это уже лексика, а не грамматика, да?) стоит ли в моём случае выделить время для отдельного занятия (я честно говоря, не очень представляю, как создать учебную обстановку дома), а то, может, между делом, хуже воспринимается, чем если бы мы поиграли в русскую школу?

Olesya: Подскажите, есть ли какие-либо новые учебные пособия для дошкольников? Я слышала, что есть, хотелось бы узнать названия и издание. Спасибо

marina: да, я получила множество ценных идей, которые были опубликованы в начале конференции

laaks: иди "куда мы идём", когда мы сидим в машине (это уже лексика, а не грамматика, да?) А сколько лет вашему ребенку?

marina: почти 5

laak: У меня тоже двое детишек, которые говорят (стараются) на двух языках. Они делают примерно такие же ошибки, что и ваш ребенок.

Marina: и миллион раз исправляла "я можу" - всё равно та же ошибка... :(

Вопрос: ошибки неискоренимы... не знаю, как долго ждать, чтоб правильный вариант усвоился и закрепился? и что еще можно для этого сделать, кроме как обратить внимание, что то, что было сказано - неправильно, сообщить правильный вариант и настоять, чтоб повторил например, постоянно говорит "ничего видел" вместо "ничего не видел"
Иногда на ошибки можно реагировать по-другому. Так, например, если иностранное слово имеет аналог в русском, но значит другое, можно сделать вид, что вы понимаете ребёнка буквально. Так, например, если ребёнок просит <<соус>>, а на самом деле хочет <<блюдце>> (saucer - <<блюдце>> (англ.), можно притвориться, что поняли <<соус>> как <<соус>> и предложить ребенку соус, а не блюдце. Если ребенок не знает слова <<блюдце>>, можно сказать ему. Главное, добиться, чтобы <<блюдце>> прозвучало в его речи, а после этого выполнить просьбу (подать <<блюдце>>).

Можно поиграть в такую игру: намеренно называть предметы неправильно (например, назвать "ботинок" "ведром"), чтобы ребёнок исправлял.

Иногда (но не всегда) можно сделать вид, что не понимаете ребёнка.

Описанные приемы считаются более действенными, чем приём «эхо», поскольку способствуют самостоятельному высказыванию. Но в ситуациях, когда последние три приема использовать не удается, рекомендуется применять приём <<эхо>>.

Кроме того, речь ребёнка будет более чистой в общении с одноязычными людьми (потому что иначе те просто не поймут). Поэтому можно попытаться организовать общение ребёнка с одноязычными родственниками и знакомыми (лучше сверстниками). Можно приглашать гостей, организовывать (русские) праздники и поездки в страну родного языка мамы и/или папы ребёнка. Если такой возможности нет, можно постараться организовать общение с одноязычными друзьями и родственниками по Интернету (например, по Скайпу).

Marina: вот мы как раз сейчас в России, и как раз его никто не понимает... :)

Laakso: У меня мальчик (5 лет) очень долго говорил хОчу (с ударением на О), мы начали с ним играть с глаголом "хотеть", ставя его в разные формы. Постепенно это принесло свои плоды - сейчас эту ошибку делает реже. Попробуйте использовать те слова и выражения в разных предложениях и ситуациях.

Marina: ну вот если взять конкретные ошибки - можу, никогда видел - как можно еще над ними работать? я иногда переспрашиваю: "Что ты видел?" тогда он спохватывается и исправляется: "Никогда не видел". Но и в следующий раз ошибка возникает...

Marina: да, хОчу у нас тоже было! как-то оно рассосалось постепенно, а вот мОжу не уходит...

Вопрос:  Подскажите, пожалуйста, какие учебные пособия по грамматике существуют для старшеклассников (детей 13 - 16 лет)?
Низник А., Каган О. и др. Русский без границ. Учебник для детей из русскоговорящих семей (13-16 лет).

Marina: кто-нибудь имеет опыт занятий с нечитающими детьми?  не могли бы вы порекомендовать книгу или пособие из личного опыта?

Вопрос: "куда мы идём", когда мы сидим в машине (это уже лексика, а не грамматика, да?)
Скорее грамматика, так как глаголы движения изучаются в РКИ как грамматическая тема

Marina: ну не то слово - идти вместо ехать... кто-нибудь использовал для занятий "Подскажи словечко" Е.Протасовой? каково ваше мнение? это скорее по лексике и словообразованию, чем по грамматике?

Вопрос: стоит ли в моём случае выделить время для отдельного занятия
Можно выделить специальное время для занятия, хотя в семье время общения (на русском) обычно не ограничивается. Важно, чтобы это были разговоры или занятия, вызывающие интерес ребенка. Время одного урока может колебаться от 20 (и даже 15!) до 45 мин. и более в зависимости от возраста детей. При этом такие занятия должны быть разносторонними, совершенствовать все виды речевой деятельности: говорение, слушание, письмо и чтение. Дополнительно дети должны получать сведения о русской культуре. Учить язык с ребенком надо играя, чтобы ему было интересно

Marina: У меня мальчик (5 лет) очень долго говорил хОчу (с ударением на О), мы начали с ним играть с глаголом "хотеть", ставя его в разные формы. Постепенно это принесло свои плоды - сейчас эту ошибку делает реже. Попробуйте использовать те слова и выражения в разных предложениях и ситуациях. А не напишете для примера как Вы играли с глаголом "хотеть"?

Laakso: Спасибо! Юлия, а скажите, есть ли какие-то хорошие упражнения на управление глагола? Я занимаюсь с детишками разного возраста, но даже старшеклассники иногда допускают ошибки вроде "спрашивать вопросы".

Вопрос: Подскажите, есть ли какие-либо новые учебные пособия для дошкольников? Я слышала, что есть, хотелось бы узнать названия и издание.
Для дошкольников подойдут следующие пособия, специально созданные в расчете на детей соотечественников:
  1. В. В. Дронов, С. Ю. Ремизова Мамины сказки: Добуквенное обучение детей русскому языку. Русский язык для детей соотечественников, проживающих за рубежом
  2. Бабай Н.Г., Дронов В.В. Мой русский словарь: Для детей соотечественников, проживающих за рубежом
  3. Голубева Картинный словарь русского языка для детей
  4. Протасова Е.Ю., Хлебникова В. В цирк! Учебник русского языка как родного для детей, живущих вне России
  5. Штельтер О. В этой маленькой корзинке. Выпуск 1
  6. Штельтер О. В этой маленькой корзинке. Выпуск 2
  7. Жукова Н. Д. Доверие и независимость. Книга-ежедневник для родителей детей от рождения до 3 лет
  8. Жукова Н. Д. Инициатива и самостоятельность. Книга ежедневник для родителей детей от 3 до 7 лет
  9. Левин Вадим Это очень интересно! Хрестоматия: для детей 5-7 лет+2CD+ Методические подсказки для педагогов и родителей
  10. Федотова Н. Л. Не фонетика - песня! Книга + 1CD
  11. Крылова Н. Г., Залманова Т. С., Фомина Е. В. «Мой русский букварь»


Вопрос: скажите, есть ли какие-то хорошие упражнения на управление глагола?
Думаю, подойдет вот это пособие: Синочкина Б.М. По-русски - правильно: корректировочный курс

Вопрос: У меня мальчик (5 лет) очень долго говорил хОчу (с ударением на О), мы начали с ним играть с глаголом "хотеть", ставя его в разные формы. Постепенно это принесло свои плоды - сейчас эту ошибку делает реже. Попробуйте использовать те слова и выражения в разных предложениях и ситуациях.

А не напишете для примера как Вы играли с глаголом "хотеть"?

Мы просто придумывали, что хочет мама, что хочет сестренка, и каждый об этом говорил. Еще одно хорошее правило запоминания придумалось само, когда ребёнок чихнул и прокомментировал это как "АchU" (с ударением на U). И тогда все стали играть,  что я "achU" конфету, я "achU" идти гулять и т.д. Это очень хорошо запомнилось.

Вопрос: честно говоря, не очень представляю, как создать учебную обстановку дома
Можно попробовать закрепить занятие русским языком за разными комнатами в доме или за разным временем дня. Так, например,  можно попробовать организовать в доме «русскую» комнату ("уголок русского языка") или в заниматься русским в «русское» время (например, с 19:00 до 19:30).

Вопрос: А есть ли тут кто-нибудь, кто занимался по вышеперечисленным книгам, учебникам и пособиям? что вы можете сказать? посмотреть нет возможности, кота в мешке тоже не хочется покупать. Кто что рекомендовал бы?
  • "Мамины сказки: Добуквенное обучение детей русскому языку. Русский язык для детей соотечественников, проживающих за рубежом"
  • В.В. Дронов, С.Ю. Ремизова - выглядит очень интересно. Кто-нибудь с ней работал?

В книге несколько русских народных сказок и задания к ним, которые помогают родителям (и воспитателям) поработать с текстом: объяснить незнакомые слова, организовать беседу по прочитанному и под.

Вопрос: а картинки там не цветные, по-моему? детям интересно заниматься? или книга в основном для родителя-преподавателя, а ребенок на слух работает?
Картинки цветные, но их мало - по одной к каждой сказке. Здесь ничего не могу сказать - картинок действительно мало.

Узнать больше о преподавании РКИ детям можно на курсах Учебного центра русского языка. Мы помогаем получить новую профессию и повысить квалификацию.

грамматика рки, стих про падежи, рки +для школьников, рки +для детей, предложный падеж РКИ, рки книга, предлоги рки упражнения, творительный падеж РКИ, письмо рки, Двуязычные дети, игры РКИ, родительный падеж рки, рки пособие, винительный падеж РКИ, падежи РКИ, рки род

Previous post Next post
Up