интерьеры дома №15 Милютинский переулок Москва
«
Учебный центр русского языка» располагается в двухэтажном особняке в центре Москвы. Точный адрес Милютинский переулок, дом 15 строение 2-А. Наши студенты спрашивают, кто жил в этом доме? Кому он принадлежал?
В 1915 году этот дом принадлежал известному архитектору Владимиру Ивановичу Чагину (1865-1948). В справочнике «Вся Москва» за 1915 год в списке домовладельцев находим его фамилию.
справочник "Вся Москва за 1915 год"
Работал архитектор Чагин в Санкт-Петербурге и Москве. Его называют ярким представителем стиля модерн. Хотя на протяжении своей карьеры он «заигрывал» с готикой не раз и не два. Работая в рамках модерна и нео-барокко, он то здесь, то там не мог отказать себе в удовольствии прилепить где-нибудь сбоку изящную башенку, стрельчатое окошко или еще какой готический декоративный элемент.
Милютинский переулок, третий столбец, последний абзац. справочник "Вся Москва за 1915 год" столбец 305
Одна из первых работ Чагина - дача Гаусвальд на Каменном острове в Санкт-Петербурге (1898 г.). Считается, что здание - чуть ли не первая малоэтажная деревянная постройка в стиле модерн не только в Северной столице, но и в России. Особняк Гаусвальда «снимался» у Яна Фрида («Дон Сезар де Базан» и «Летучая мышь»), а у Игоря Масленникова стал особняком Ирен Адлер в «Приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона».
Милютинский переулок, дом 15, домовладение 150/170, домовладелец архитектор Чагин Владимир Иванович, первый столбец, второй абзац сверху/ справочник "Вся Москва за 1915 год" столбец 306
Ранее домовладением называли не здание, а весь земельный участок с многочисленными постройками. Архитектор Чагин приобрел обширное домовладение, соединявшее Милютинский переулок и улицу Большая Лубянка. Со стороны Милютинского переулка были дома 15 стр 1 и 15 стр 2, а со стороны Б.Лубянки - дом 24.
На сайте «Узнай Москву» читаем об этом домовладении:
Домик пряничного вида №24 на Большой Лубянке стал таким лишь в начале XX века, хотя само владение известно с начала XVIII века. Оно было довольно обширным и тянулось до параллельного Милютинского переулка, включая территорию нынешнего дома № 15. В первом и подвальном этажах дома на Б. Лубянке сохранились своды конца XVIII века. Известно, что с 1738 г. владение принадлежало князю М.А. Голицыну, а затем В.Г. Черткову. Уже в начале XIX века здесь располагался женский частный пансион, которым заведовала жена преподавателя немецкого языка и словесности в Московской практической академии коммерческих наук Иоганна-Бернгарда (Ивана Даниловича) Петрозилиуса. Он был первым учителем писателя А.С. Грибоедова, который сохранил дружеское расположение к Ивану Даниловичу на всю жизнь.
В начале XX века владение перешло к архитектору Владимиру Ивановичу Чагину. Взяв за основу существующее строение, архитектор полностью перестроил фасад своего дома. Тяга Чагина к элементам готики в полной мере отразилась и в этом его творении.
Дом В. И. Чагина, Москва, ул. Большая Лубянка, 24
В 1909 г. в доме были московское общество грамотности, торговый дом «Ф. Праммс и А. Фогель» по продаже москательных товаров. В 1907-1910 гг. во владении арендовало помещение одно из многочисленных Обществ взаимного страхования от огня. Тогда же в доме открылся электротеатр (в народе их называли «электричками») «Рекорд». Владельцы электротеатров старались во всем подражать театру: устраивали киносеансы из трех отделений, между которыми были антракты. В первом отделении показывали экранизированные сцены из музыкальных спектаклей и кинохронику, во втором какую-нибудь драму, в третьем - юмористические сценки.
С первых лет советской власти на первом этаже размещалась весьма демократичная пивная Моссельпрома. В 1950-х гг. ее сменила пельменная, еще памятная многим москвичам. В настоящее время в доме находятся аптека и кафе.
Вернемся в Милютинский переулок, дом 15
Москва, Милютинский переулок, 15 стр 2а
После революции в одной из квартир дома №15 в 1920-х гг. жила семья актёров К.Н. Еланской (1898-1972) и И.Я. Судакова (1890-1969). Оба посещали 2-ю студию МХАТа, которая находилась в доме напротив (Милютинский, 16). Еланская была актрисой МХАТа, народной артисткой СССР. Судаков в 1937-1944 гг. был главным режиссёром и художественным руководителем Малого театра.
В 1912-1915 гг. в подвале дома 16 по Милютинскому переулку находился театр-кабаре "Летучая мышь". Про этот дом читайте в статье «
Разве во всей Москве у одного Шаляпина краденая шуба?». А в 1916г. здесь была 2-я студия Художественного театра (МХТ). Студию закончили О.Н. Андровская, К.Н. Еланская, А.К. Тарасова, Н.П. Хмелёв, М.М. Яншин, И.Я. Судаков, Н.П. Баталов.
Народная артистка СССР, ведущая актриса МХАТа Клавдия Еланская свои лучшие роли сыграла в пьесах русского классического репертуара: «Горе от ума», «Горячее сердце», «Воскресение», «Гроза», «Три сестры», «Анна Каренина». В образе Ольги из «Трех сестер» актриса появлялась на сцене 500 раз. В кино Еланская практически не снималась, сделав исключение для роли княгини Лиговской в фильме «Княжна Мери» и сыграв саму себя в фильме «Дом, в котором я живу». Она всегда оставалась преимущественно театральной актрисой и за свои роли во МХАТе была удостоена Сталинской премии первой степени.
Клавдия Еланская в фильме "Морозко" (1924)
Режиссер Владимир Немирович-Данченко приглашал ее на все крупные роли. Другим актерам он говорил: «Почему вы такие вареные, скучные! Вы пришли на репетицию, а на вас противно глядеть. Вы посмотрите на Еланскую! Она светится просто оттого, что вышла на сцену. Вот как надо работать! Вот как надо жить в театре!»
Вслед за Владимиром Ивановичем мы хотим повторить: посмотрите на преподавателя русского языка как иностранного! Через преподавателя РКИ иностранцы узнают и начинают любить нашу богатую русскую культуру. Наш преподаватель РКИ светится просто оттого, что начал урок. Вот как надо работать! Вот как надо жить!
Курсы «
Методика преподавания русского языка как иностранного» открыты для всех желающих. Главное условие для зачисления - это знание русского языка на уровне не ниже С1 и наличие высшего или среднего специального образования (оконченного или неоконченного).