50 лет назад, в августе 1973 года, на экраны вышел культовый многосерийный фильм «Семнадцать мгновений весны».
Вячеслав Тихонов в роли штандартенфюрера Штирлица
Действие фильма происходит в период с 12 февраля по 24 марта 1945 года. Главный герой фильма, штандартенфюрер Макс Отто фон Штирлиц работает в центральном аппарате Службы безопасности (СД). Он получает из Центра задание: выявить и сорвать намечающиеся сепаратные переговоры между Рейхом и западными союзниками (США и Великобритания).
Особняк Салтыковых-Чертковых, где расположилось специальное ведомство США в Берне (Москва, Мясницкая улица, дом 7, строение 2)
В роли особняка специального ведомства США в Берне выступает городская усадьба Салтыковых-Чертковых. Это здание стоит рядом с Милютинским переулком, недалеко от «
Учебного центра русского языка» (Москва, Милютинский переулок, 15), если двигаться от метро «Лубянка». Студенты очного курса «
Методики преподавания русского языка как иностранного» идут на занятия мимо этого особняка.
Камин из 5 серии фильма «17 мгновений весны»
Особняк XVIII века в классическом стиле на Мясницкой улице выделяется ярким небесно-голубым фасадом и богато украшен декоративными элементами. Однако в кадре мы видим не его фасад, а внутреннее убранство - залы, оформленные в разных стилях.
Камин в особняке Салтыковых-Чертковых, который мы узнаем в 5 серии фильма "17 мгновений весны"
Камин из усадьбы Черткова, который мы видим в фильме «17 мгновений весны», был создан в 1897 году по проекту Врубеля Михаила Александровича. Герои греческой мифологии Сатир (козлоногое существо) и нимфа (природное божество, олицетворяющее плодоносные силы земли) окутаны ветвями деревьев и смотрят друг на друга через разделяющее их зеркало, а на потолке «летают» амуры. В фильме это Белый зал, откуда специальная группа вела прослушку за переговорщиками.
Кадр с камином из фильма «Семнадцать мгновений весны». Режиссер Т. Лиознова. 1973 год. У камина стоят прослушивающие устройства.
Василия Ланового защитил наряд милиции
В период съемок фильма усадьбу Черткова занимало общество «Знание». Василий Лановой, играющий обергруппенфюрера СС Карла Вольфа, был невероятно знаменит и считался самым красивым мужчиной страны. А в обществе «Знание» работали преимущественно женщины. И все на Ланового хотели посмотреть. Василий Семёнович - великолепный актёр, но, когда его отвлекали, он забывал текст. И женские лица, появляющиеся в дверном проёме, мешали ему сосредоточиться. В итоге пришлось даже наряд милиции вызывать, дабы отснять нужные эпизоды.
Василий Лановой в роли обергруппенфюрера СС Карла Вольфа
Льва Дурова не пустили за границу из-за плохого поведения
Гестаповец Клаус, которого в фильме сыграл Лев Дуров, должен был умереть в ГДР, однако актера отказались отпускать за границу. Когда Дуров пришел получать разрешение на выезд, ему стали задавать стандартные вопросы: опишите советский флаг, расскажите о союзных республиках… Дуров, однако, не захотел отвечать на вопросы, и вместо советского флага стал описывать пиратский «Веселый Роджер», а в качестве столиц СССР упомянул Лондон, Париж, Брюссель и еще несколько городов, которые никогда даже близко не были советскими. В итоге Дуров не поехал в ГДР из-за формулировки «плохое поведение», а Клаус умер где-то в подмосковном лесу.
Штирлиц должен был убить Клауса в лесу под Берлином, для чего съемочная группа должна была выехать в ГДР, но из-за "плохого поведения" Льва Дурова Клауса убили в Подмосковном лесу
Руки Штирлица и Плейшнера «играл» Феликс Ростоцкий
В знаменитых сценах, где Штирлиц глубокомысленно раскладывает на столе спички и рисует карикатуры на вождей Третьего Рейха, в случае крупных планов мы видим руки не Вячеслава Тихонова, а художника-постановщика и актера Феликса Ростоцкого. Причина такой странной замены в том, что на тыльной стороне руки Тихонова была внушительная чернильная татуировка «СЛАВА», которую он сделал еще в юности и убрать которую было не под силу никакому гриму. В то же время шифровки за профессора Плейшнера писал все тот же Ростоцкий - не из-за того, что у Евгения Евстигнеева была татуировка «ЖЕНЯ», а из-за почерка актера - писал он, как шутила Лиознова, как курица лапой.
Руки Штирлица крупным планом "играл" художник-постановщик Феликс Ростоцкий
Тихонова приняли за настоящего фашиста
Жители Восточного Берлина чуть Вячеслава Тихонова не сдали в полицию. Актер, торопясь на съемки, решил одеться в форму СС прямо в номере гостиницы и пойти по улицам в костюме. Но стоило ему показаться на людях, как его стали окружать негодующие люди, принявшие его за фашиста (впрочем, непонятно откуда взявшегося - на дворе 1970-й год). Спасло Тихонова то, что из-за его опоздания за ним выслали ассистентов режиссера, которые с трудом утихомирили общественность и чуть ли не с боем увели несостоявшегося фашиста на съемки.
Нервный тик Мюллера как появился
Внимательные зрители помнят характерное движение головы Мюллера - он время от времени как-то нелепо дергать шеей. Татьяна Лиознова была в восхищении от умения Броневого одним жестом подчеркнуть раздраженное состояние шефа гестапо. А оказалось, что все дело было в узком воротничке рубашки. Актеру было неудобно, он все время дергался. Но выглядело движение настолько выразительно, что его решили оставить - так у Мюллера появился нервный тик.
Знаменитая фраза Мюллера: "А вас, Штирлиц, я попрошу остаться"
Шелленберг возмутился поздними съемками
Очень интересна в фильме сцена совещания у Шелленберга, когда шеф СД гневно отчитывает подчиненных. Если вы помните, она немая, под закадровый текст. Но во время съемок, которые проходили далеко за полночь, текст произносить было нужно. Олег Табаков тоном недовольного начальника открывает заседание словами: «Товарищи, это безобразие! Мы тут сидим до двух-трёх ночи, пора уже этому положить конец!». Этот текст произносился при включённой камере и опешившей Лиозновой. Статисты всерьёз восприняли слова Табакова. После команды режиссёра «Стоп» разразился безудержный хохот.
Когда Штирлиц идет по улицам Берлина, улицы Москвы пусты
«Семнадцать мгновений весны» буквально с момента премьеры стали культовым фильмом в СССР. Ленту посмотрели, в общей сложности, более 200 млн зрителей. Причем, по сообщениям Гостелерадио СССР, ровно в то время, когда начинался показ, улицы городов СССР пустели, снижалось потребление воды и электричества, падал даже уровень преступности - все были прикованы к экранам. Один немецкий журналист писал: «Когда Штирлиц идет по улицам Берлина, улицы Москвы пусты».
Обучайте иностранцев русскому языку весело!
Сериал «17 мгновений весны» настолько полюбился зрителям, что персонажи картины стали жить собственной жизнью. Народ сочинил огромное количество анекдотов. Используйте их для разминки на уроках РКИ
- - Стой, кто идёт?! - Дождь, - сказал Штирлиц и забарабанил пальцами по стеклу.
- Штирлиц как-то решил разыграть Мюллера на 1 апреля. „Мюллер, а вы знаете, что я - русский разведчик?“ - „Не знаю!“, - в свою очередь, разыграл Мюллер Штирлица.
- Штирлиц выстрелил в Мюллера. Пуля отскочила. „Броневой“, - подумал Штирлиц.
- Штирлиц безуспешно пытался установить личность. Личность всё время падала.
- Штирлиц долго смотрел в одну точку. Потом в другую. Двоеточие - наконец-то догадался Штирлиц.
- Что-то выдавало в Штирлице советского разведчика. Не то мужественный профиль, не то решительная походка, не то волочащийся за ним парашют.
- Мюллер торопился и гнал машину по шоссе с максимальной скоростью. Рядом бежал Штирлиц, делая вид, что беззаботно прогуливается.
- Штирлиц сидел у камина и вязал. Вязание успокаивало Штирлица. После окончания вязания у камина остался лежать связанный Мюллер.
- - Штирлиц, а вы почему не закусываете? - подозрительно спросил
Мюллер. - Вы что, русский?
- Мы, немцы, - народ экономный, - выкрутился Штирлиц. - - А вы молодец, Штирлиц, - похвалил Мюллер.
- Служу Советскому Союзу! - по привычке ответил Штирлиц и подумал: «Надо было и про фюрера что-то сказать».
Обучайте иностранцев русскому языку с песней!
На уроках РКИ можно разучивать вместе с иностранцами песни из фильма «17 мгновений весны».
Песня о далекой родине. Музыка Микаэла Таривердиева, слова Роберта Рождественского, исполняет Иосиф Кобзон
Я прошу, хоть ненадолго,
Грусть моя, ты покинь меня.
Облаком, сизым облаком,
Ты полети к родному дому,
Отсюда к родному дому.
Берег мой, покажись вдали
Краешком, тонкой линией.
Берег мой, берег ласковый,
Ах, до тебя, родной, доплыть бы,
Доплыть бы хотя б когда-нибудь.
Где-то далеко, где-то далеко
Идут грибные дожди.
Прямо у реки, в маленьком саду
Созрели вишни, наклонясь до земли.
Где-то далеко, в памяти моей,
Сейчас, как в детстве, тепло,
Хоть память укрыта
Такими большими снегами.
Ты гроза, напои меня, до пьяна, да не до смерти.
Вот опять, как в последний раз, я все гляжу куда-то в небо,
Как будто ищу ответа...
Я прошу, хоть ненадолго,
Грусть моя, ты покинь меня.
Облаком, сизым облаком,
Ты полети к родному дому,
Отсюда к родному дому.