10-11 ноября 2022 состоялся международный Форум РКИ-2022

Nov 16, 2022 14:10







V Московский международный культурно-образовательный Форум РКИ-2022 "Инновационное и классическое в РКИ. Теория и практика: вызовы, возможности, достижения"

  • 7000 участников из 34 стран мира
  • 35 спикеров из 8 стран мира
  • 2 дня полезных докладов и мастер - классов
  • 24 статьи в сборнике материалов

На Форуме выступили представители Россотрудничества, дипломатического корпуса и других значимых организаций. Были заслушаны доклады известных ученых: В.И.Аннушкина, Е.А.Хамраевой, Л.С.Крючковой, О.Э.Чубаровой, Н.Ж.Шаймерденовой и многих других. Форум был интересен и преподавателям-практикам, которые смогли принять участие в полезных мастер-классах, получили информацию о новых разработках в области преподавания иностранных языков и познакомились с новейшими учебными материалами.

Приветственное слово произнесли:

  • Итальянский и российский дирижер Фабио Мастранджело
  • Депутат Государственной Думы Анатолий Вассерман
  • Советник Посольства РФ в Республике Казахстан Алексей Коропченко
Организаторы форума:

  • Учебный центр русского языка МГУ
  • Международная ассоциация преподавателей русского языка как иностранного (МАПРИ)
  • АНО «Русская гуманитарная миссия»
Программа форума

Первый день форума 10 ноября 2022г.

10.00-10.15

Торжественное открытие Форума. Приветствия участникам Форума. Приветственное слово от Учебного центра русского языка Московского государственного университета: Учебный центр русского языка МГУ: миссия, задачи и перспективы

Ковалева Елена Гаврииловна, Председатель огркомитета Форума, старший методист УЦРЯ МГУ, доц. ММВШБ МИРБИС (Москва, Россия)

10.15.-10.30



Вассерман Анатолий Александрович, Депутат Государственной Думы

Приветственное слово Форуму

Вассерман Анатолий Александрович, Депутат Государственной Думы, общественный и политический деятель, журналист, телеведущий (Москва, Россия)

10.30- 10.45



Фабио Мастранджело, Художественный руководитель Санкт-Петербургского государственного театра «Мюзик-Холл»

Приветственное слово Форуму

Фабио Мастранджело, Художественный руководитель Санкт-Петербургского государственного театра «Мюзик-Холл», главный дирижер симфонического оркестра «Северная Симфония» и камерного оркестра «Северная Симфониетта» (Санкт-Петербург), главный дирижер симфонического оркестра Москвы «Русская Филармония», главный дирижер симфонического оркестра филармонии республика Саха (Якутия) «Symphonica ARTica», концертный директор международной академии музыки Елены Образцовой, президент Фонда развития музыкального искусства (Италия-Россия, Санкт- Петербург, Москва)

10.45.-11.00

Приветственное слово Форуму. Современное состояние российско-казахстанского языкового сотрудничества

Коропченко Алексей Анатольевич, Кандидат педагогических наук, советник Посольства Российской Федерации в Республике Казахстан (2017-2022), руководитель Представительства Россотрудничества, директор Русского дома в Астане (2022-2022) (Москва, Россия)

11.00- 11.15

Приветственное слово Форуму. Международная деятельность Русской Гуманитарной Миссии -программы поддержки образования

Орлова Татьяна Александровна, Заместитель генерального директора по общим вопросам Русской Гуманитарной Миссии, соорганизатор Форума  (Россия)

Первая сессия. Методика преподавания РКИ взрослым и детям: инновационное и классическое.

11.15-11.30

Современная методика РКИ: с чего начать и чем закончить, если «наука вечна»?

Аннушкин Владимир Иванович, Доктор филологических наук, профессор кафедры русской словесности и межкультурной коммуникации Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, председатель Российской ассоциации исследователей, преподавателей и учителей риторики, член Союза писателей РФ, действительный член ПАНИ (Москва, Россия)

11.30-11-45



Слайд из презентации доклада "Нейролингводидактика как новое направление в преподавании иностранного русского языка" Хамраевой Елизаветы Александровны

Нейролингводидактика как новое направление в преподавании иностранного русского языка

Хамраева Елизавета Александровна, Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой Лингводидактики РКИ и билингвизма МПГУ, научный руководитель Межвузовского центра билингвального и поликультурного образования РГПУ им. А.И. Герцена (Москва, Россия)

11.45-12.00

Потенциал современного песенного дискурса в процессе формирования коммуникативной компетенции в практике преподавания РКИ

Колосова Елена Ивановна, Кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка как иностранного Казанского (Приволжского) федерального университета (Россия, Татарстан, г. Казань)

12.00-12.15

Обучение РКИ с использованием дискурсивных слов вне языковой среды

Минаева Елена Витальевна, Кандидат педагогических наук, помощник проректора по УВР ФГБОУ ВО Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина (Москва, Россия)

12.15- 12.30

Когнитивизм сегодня и будущее РКИ

Агафонова Кристина Евгеньевна, Кандидат педагогических наук, преподаватель-методист Учебного центра русского языка МГУ (Москва, Россия)

12.45-13.00

Особенности организации диалогового единства: методический аспект

Николенко Елена Юрьевна, Кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка для иностранных учащихся филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова; автор пособий «Русский язык для начинающих», «Золотое кольцо. Русский язык для иностранцев» (в соавторстве), Интерактивный компьютерный курс «Веселые падежи» и др.  (Москва, Россия)

13.00-13.15

Обучение чтению иностранных студентов в аспекте нейропедагогики

Ермолаева Жаннетта Евгеньевна, Кандидат филологических наук, кафедра лингводидактики РКИ и билингвизма МПГУ, гл. ред. Научно-методического портала по нейропедагогике Eduneo.ru. Автор книг для учеников с трудностями обучения (Москва, Россия)

13.15-13.30

«Читаем город»: как познакомить студентов-иностранцев с малыми письменными жанрами

Чубарова Ольга Эдуардовна, Кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка как иностранного Института международных образовательных программ Московского государственного лингвистического университета-МГЛУ (ИНЯЗ им. Мориса Тореза), автор учебных пособий, в том числе пособия по чтению «Шкатулка» и др. (Москва, Россия)

13.30.-13.45

Практическое значение метафоры как языкового средства в преподавании РКИ на примере интернет-мемов

Каменева Анастасия Сергеевна, Преподаватель РКИ МУНЦ РЯ Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) (Москва, Россия)

13.45-14.00

Исконные и заимствованные слова в образовательном дискурсе современного педагога

Кузнецова Ирина Николаевна, Аспирант Казахского национального университета им. аль-Фараби. (г. Алматы, республика Казахстан)

14.00- 14.15



Слайд из презентации доклада "Использование рифмы в изучении русского языка: положительный опыт и подводные камни" Чепиницкой Мари Александровны

Использование рифмы в изучении русского языка: положительный опыт и подводные камни

Чепиницкая Мария Александровна, Преподаватель русского языка и литературы высшей категории, блогер и ведущая блога «Рифмуем» (русский язык с Марией Чепиницкой) (Москва, Россия)

14.15.-14.30

К вопросу о популяризации русского языка и культуры посредством преподавания РКИ (на примере интернет- проектов Учебного центра русского языка МГУ)

Агафонова Кристина Евгеньевна, Кандидат педагогических наук, преподаватель-методист Учебного центра русского языка МГУ (Москва, Россия)

15.30.-16.15

Мастер-класс: «Почему и как надо работать со словообразованием при обучении РКИ»

Крючкова Людмила Сергеевна, Кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка как иностранного в профессиональном обучении Московского педагогического государственного университета, преподаватель РКИ, автор учебных пособий «Словообразование: форма, семантика, методика обучения», «Падежная и падежно-предложная система русского языка», «Практическая методика обучения русскому языку как иностранному» (соавтор) и др. (Москва, Россия)

Вторая сессия. Преподавание русского языка детям-билингвам и инофонам

16.15-16.30

Как мотивировать учащихся или особенности обучения письму и чтению в Русской школе N 1 в Марбелье

Чистякова Ирина Анатольевна, Член Правления СОРС Испании, координатор направления «Поддержка русского языка в Испании и Андорре», директор Русской школы N 1 в Марбелье (г. Марбелье, Испания)

16.30-16.45



Слайд из презентации доклада "Технология CLIL при обучении детей-билингвов и детей-инофонов" Саматовой Лолы Маджидовны

Технология CLIL при обучении детей-билингвов и детей-инофонов

Саматова Лола Маджидовна, Кандидат педагогических наук, научный сотрудник МЦБ и ПО Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург, Россия)

16.45-17.00



Мавриди Наталия Ивановна, преподаватель РКИ, автор учебно-методического комплекса РКИ для детей «Жар-Птица» (г.Афины, Греция)

Инновация и классика на уроках РКИ: как их совместить при работе с детьми и подростками

Мавриди Наталия Ивановна, Директор Центра русского языка и культуры «Жар-Птица» 50-ой муниципальной начальной школы г. Афины, преподаватель РКИ, автор учебно-методического комплекса РКИ для детей «Жар-Птица» (г.Афины, Греция)

17.00-17.15

Алгоритм проведения онлайн- занятия в формате «УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ» с детьми -билингвами и инофонами

Агеева Дарья Васильевна, Преподаватель РКИ Учебного центра русского языка МГУ (Москва, Россия)

17.15-18.00

Мастер-класс: «Русский язык для детей билингвов с трудностями обучения»

Ермолаева Жаннетта Евгеньевна, Кандидат филологических наук, кафедра лингводидактики РКИ и билингвизма МПГУ, главный редактор Научно-методического портала по нейропедагогике Eduneo.ru, автор книг для учеников с трудностями обучения (Москва, Россия)

ВТОРОЙ день форума 11 ноября 2022г.

Третья сессия. Знакомство с пособиями по РКИ

10.00-10.15

Обзор учебной и учебно-методической литературы по русскому языку и русскому языку как иностранному (пособия, учебники, справочники, словари)

Федонина Ирина Анатольевна, Выпускающий редактор издательства ФЛИНТА (Москва, Россия)

10.15-10.30

«Москва от А до Я». Книги градуированного чтения на уроках РКИ

Балтак Олеся Николаевна, Директор частной языковой школы languagegarden (г.Верона, Италия), преподаватель РКИ и TEFL (г. Верона, Италия)

10.30-10.45



Дронов Владимир Васильевич, автор учебников и учебных пособий по РКИ и для детей соотечественников за рубежом

Учим добрые слова. (Уроки русского речевого этикета)

Дронов Владимир Васильевич, Автор учебно-методического комплекса «Русский язык и чтение для зарубежных школ» 1-4 кл., автор учебников и учебных пособий по РКИ и для детей соотечественников за рубежом, автор учебных ассоциативных словарей для детей и взрослых, соавтор Словаря- учебника «Мир зверей и птиц в русском языковом сознании») и др. (Москва, Россия)

10.45.-11.00

Презентация рабочей тетради к учебнику «Россия - моя любовь» (Уровень А1+)

Антошкина Ольга Борисовна, Преподаватель РКИ Учебного центра русского языка МГУ, автор учебного пособия «Россия - моя любовь» (Москва, Россия)

11.00-11.15

Интенсивный курс РКИ (презентация книги «Russian. Crash-cours. Говорим, читаем, понимаем по-русски»)

Новикова Наталья Степановна, Кандидат филологических наук, доцент, преподаватель РКИ кафедры русского языка №4 Института русского языка РУДН (Москва, Россия)

Четвертая сессия. Русский язык в мире: сегодня и завтра. Межкультурная коммуникация

11.15-11.30

Особенности обучения русскому языку в условиях би- и полилингвального Казахстана

Шаймерденова Нурсулу Жамалбековна, Доктор филологических наук, профессор Казахского национального университета им. аль-Фараби (г. Алма-Ата, Республика Казахстан)

Байманова Ляззат Сейтзиевна, Кандидат филологических наук, доцент Кокшетауского университета им. Ш.Уалиханова, член-корреспондент Академии педагогических наук Казахстана (г. Кокчетау, Республика Казахстан)

11.30-11.45

Преодоление межъязыковой интерференции у славян, или Как обучить болгар «русскому ладу»?

Карпенко Илья Евгеньевич, Кандидат филологических наук, руководитель проектов Учебного центра русского языка МГУ (Москва, Россия)

11.45-12.00

Развитие мотивации к изучению русского языка и овладению русской культурой в инокультурной среде

Саламова Лариса Борисовна, Кандидат филологических наук, доцент кафедры РКИ Института международных образовательных программ Московского государственного лингвистического университета (Москва, Россия)

12.00-12.15

Культурно-образовательная миссия Школы российско-палестинской дружбы (г. Вифлеем) в Палестине

Калуженская Наталья Юрьевна, Кандидат педагогических наук, преподаватель РКИ Школы Российско-Палестинской Дружбы ( г.Вифлием, Палестина)

12.15-12.30

Неязыковая среда и особенности подготовки тайских студентов к тестированию по РКИ

Жилина Ольга Александровна, Кандидат филологических наук, доцент, профессор-эксперт Университета Таммасат (г. Бангкок, Таиланд)

12.30-12.45

Преподавание РКИ в Афганистане: история вопроса

Безхан Мохаммад Карим, Кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и литературы Кабульского университета, член Международный педагогического общества в поддержку русского языка (МПО) (г. Кабул, Афганистан)

Пятая сессия. Инновации в онлайн-обучении

13.00-13.45



Учебник «Россия - моя любовь» (уровень А1+) Автор: Антошкина Ольга Борисовна. Издательство «Учебный центр русского языка МГУ». Учебник для иностранных учащихся, начинающих изучение русского языка как иностранного с нуля. Он может быть использован как под руководством преподавателя, так и самостоятельно, как в условиях языковой среды, так и вне её.

МАСТЕР- КЛАСС: «Интерактивное занятие на примере учебника «Россия-моя любовь»

Агафонова Кристина Евгеньевна, Кандидат педагогических наук, преподаватель-методист Учебного центра русского языка МГУ (Москва, Россия)

Кичина Екатерина Михайловна, Преподаватель РКИ факультета ВМК МГУ им. М. В, Ломоносова, преподаватель Учебного центра русского языка МГУ (Москва, Россия)

13.45-14.00

Образовательные хакатоны как инновационный метод в преподавании иностранных языков

Петросян Жанна Вараздатовна, Кандидат филологических наук, доцент кафедры перевода и профессиональных коммуникаций Воронежского государственного университета, Учебный центр Elearning тренажер, Языковая школа ChatEdu (г. Воронеж, Россия)

14.00- 14.15

Отечественные ИТ- решения на службе преподавателя РКИ

Кузнецов Андрей Андреевич, Преподаватель РКИ кафедры русского языка как иностранного Института международных образовательных программ Московского государственного лингвистического университета (МГЛУ) (Москва, Россия)

14.15-14.30

Перспективы и трудности дистанционного обучения РКИ: опыт первого учебного онлайн-года на Подготовительном отделении

Керимова Сабина Усеиновна, Кандидат филологических наук, старший преподаватель Южного федерального университета (г. Ростов-на-Дону, Россия)

14.30-14.45

Чат-бот как средство организации образовательного пространства при обучении РКИ

Ковтун Лилия Викторовна, Кандидат культурологии, доцент, заведующая кафедрой русского языка как иностранного Московского государственного университета пищевых производств (Москва, Россия)

14.45-15.00



Ковалева Елена Гаврииловна, Преподаватель РКИ, старший методист, автор и соавтор дистанционных программ обучения РКИ Учебного центра русского языка МГУ

Виды инфографики и работа с ними на уроках РКИ

Ковалева Елена Гаврииловна, Преподаватель РКИ, старший методист УЦРЯ МГУ, автор и соавтор дистанционных программ обучения РКИ Учебного центра русского языка МГУ, доцент ММВШ бизнеса МИРБИС. (Москва, Россия)

15.00-15.15

Интегративный подход и мотивация в онлайн- обучении: виды и рекомендации

Картушина Елена Александровна, Кандидат филологических наук, доцент, преподаватель РКИ Учебного центра русского языка МГУ, соавтор дистанционного курса обучения детей - билингвов и инофонов русскому языку (Москва, Россия)

15.15-16.00

МАСТЕР-КЛАСС: «Онлайн-проекты по истории и культуре России: обзор характеристики и возможности»

Кузнецов Андрей Андреевич, Преподаватель РКИ кафедры русского языка как иностранного Института международных образовательных программ Московского государственного лингвистического университета (МГЛУ) (Москва, Россия)

16.00-16.45

МАСТЕР-КЛАСС: «Проведение группового обсуждения с элементами фасилитации на занятиях иностранных языков и РКИ»

Петросян Жанна Вараздатовна, Кандидат филологических наук, доцент кафедры перевода и профессор коммуникаций Воронежского государственного университета, Учебный центр Elearning тренажер, Языковая школа ChatEdu (г.Воронеж, Россия)

16.45-18.00

КРУГЛЫЙ СТОЛ «Обучение русскому языку билингвов и инофонов: инновационное и классическое»

ВЕДУЩАЯ: Хамраева Елизавета Александровна, Доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой Лингводидактики РКИ и билингвизма МПГУ, научный руководитель межвузовского центра билингвального и поликультурного образования РГПУ им. А.И. Герцена. (Москва, Россия)

УЧАСТНИКИ КРУГЛОГО СТОЛА:

Саматова Лола Маджидовна, Кандидат педагогических наук, научный сотрудник МЦБиПО Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург, Россия)

Дронов Владимир Васильевич, Автор учебно-методического комплекса «Русский язык и чтение для зарубежных школ» 1-4 кл., автор учебников и учебных пособий по РКИ и для детей соотечественников за рубежом, автор учебных ассоциативных словарей для детей и взрослых, соавтор Словаря- учебника «Мир зверей и птиц в русском языковом сознании») и др. (Москва, Россия)

Ермолаева Жаннетта Евгеньевна, Кандидат филологических наук, кафедра лингводидактики РКИ и билингвизма МПГУ, главный редактор Научно-методического портала по нейропедагогике Eduneo.ru. автор книг для учеников с трудностями обучения (Москва, Россия)

Картушина Елена Александровна, Кандидат филологических наук, доцент, преподаватель РКИ Учебного центра русского языка МГУ, соавтор дистанционного курса обучения детей - билингвов и инофонов русскому языку (Москва, Россия)

Агеева Дарья Васильевна, Преподаватель РКИ детям Учебного центра русского языка МГУ (Москва, Россия)

Темы для дискуссий:

  • Русский язык для детей-билингвов: традиции и новации (Хамраева Е.А.)
  • Когнитивное развитие детей-билингвов (Саматова Л.М.)
  • Cтарые и новые методы в обучении РКИ детей: не только гибридный формат (Картушина Е.А., Агеева Д.В., Дронов В.В.)
  • Дети-билингвы с трудностями обучения языку (Ермолаева Ж.Е.)

18.00-18.15

Закрытие форума. Поздравления и вручение сертификатов. Заключительное слово организаторов:

  • Орлова Татьяна Александровна, Заместитель генерального директора по общим вопросам Русской Гуманитарной Миссии, соорганизатор Форума (Москва, Россия)
  • Ковалева Елена Гаврииловна, Председатель огркомитета Форума, старший методист УЦРЯ МГУ, доцент ММВШБ МИРБИС (Москва, Россия)
Сборник докладов форума



Сборник докладов форума РКИ-2022 "Инновационное и классическое в РКИ. Теория и практика: вызовы, возможности, достижения"

Сборник докладов и видео-запись форума доступны по ссылке

форум РКИ-2022, Учебный центр русского языка МГУ, русский язык как иностранный, методика преподавания РКИ

Previous post Next post
Up