V Московский международный культурно-образовательный Форум РКИ-2022 "Инновационное и классическое в РКИ. Теория и практика: вызовы, возможности, достижения"
- 7000 участников из 34 стран мира
- 35 спикеров из 8 стран мира
- 2 дня полезных докладов и мастер - классов
- 24 статьи в сборнике материалов
На Форуме выступили представители Россотрудничества, дипломатического корпуса и других значимых организаций. Были заслушаны доклады известных ученых: В.И.Аннушкина, Е.А.Хамраевой, Л.С.Крючковой, О.Э.Чубаровой, Н.Ж.Шаймерденовой и многих других. Форум был интересен и преподавателям-практикам, которые смогли принять участие в полезных мастер-классах, получили информацию о новых разработках в области преподавания иностранных языков и познакомились с новейшими учебными материалами.
Приветственное слово произнесли:
- Итальянский и российский дирижер Фабио Мастранджело
- Депутат Государственной Думы Анатолий Вассерман
- Советник Посольства РФ в Республике Казахстан Алексей Коропченко
Организаторы форума:
- Учебный центр русского языка МГУ
- Международная ассоциация преподавателей русского языка как иностранного (МАПРИ)
- АНО «Русская гуманитарная миссия»
Программа форума
Первый день форума 10 ноября 2022г.
10.00-10.15
Торжественное открытие Форума. Приветствия участникам Форума. Приветственное слово от Учебного центра русского языка Московского государственного университета: Учебный центр русского языка МГУ: миссия, задачи и перспективы
Ковалева Елена Гаврииловна, Председатель огркомитета Форума, старший методист УЦРЯ МГУ, доц. ММВШБ МИРБИС (Москва, Россия)
10.15.-10.30
Вассерман Анатолий Александрович, Депутат Государственной Думы
Приветственное слово Форуму
Вассерман Анатолий Александрович, Депутат Государственной Думы, общественный и политический деятель, журналист, телеведущий (Москва, Россия)
10.30- 10.45
Фабио Мастранджело, Художественный руководитель Санкт-Петербургского государственного театра «Мюзик-Холл»
Приветственное слово Форуму Фабио Мастранджело, Художественный руководитель Санкт-Петербургского государственного театра «Мюзик-Холл», главный дирижер симфонического оркестра «Северная Симфония» и камерного оркестра «Северная Симфониетта» (Санкт-Петербург), главный дирижер симфонического оркестра Москвы «Русская Филармония», главный дирижер симфонического оркестра филармонии республика Саха (Якутия) «Symphonica ARTica», концертный директор международной академии музыки Елены Образцовой, президент Фонда развития музыкального искусства (Италия-Россия, Санкт- Петербург, Москва)
10.45.-11.00
Приветственное слово Форуму. Современное состояние российско-казахстанского языкового сотрудничества Коропченко Алексей Анатольевич, Кандидат педагогических наук, советник Посольства Российской Федерации в Республике Казахстан (2017-2022), руководитель Представительства Россотрудничества, директор Русского дома в Астане (2022-2022) (Москва, Россия)
11.00- 11.15
Приветственное слово Форуму. Международная деятельность Русской Гуманитарной Миссии -программы поддержки образования
Орлова Татьяна Александровна, Заместитель генерального директора по общим вопросам Русской Гуманитарной Миссии, соорганизатор Форума (Россия)
Первая сессия. Методика преподавания РКИ взрослым и детям: инновационное и классическое.
11.15-11.30
Современная методика РКИ: с чего начать и чем закончить, если «наука вечна»? Аннушкин Владимир Иванович, Доктор филологических наук, профессор кафедры русской словесности и межкультурной коммуникации Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, председатель Российской ассоциации исследователей, преподавателей и учителей риторики, член Союза писателей РФ, действительный член ПАНИ (Москва, Россия)
11.30-11-45
Слайд из презентации доклада "Нейролингводидактика как новое направление в преподавании иностранного русского языка" Хамраевой Елизаветы Александровны
Нейролингводидактика как новое направление в преподавании иностранного русского языка Хамраева Елизавета Александровна, Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой Лингводидактики РКИ и билингвизма МПГУ, научный руководитель Межвузовского центра билингвального и поликультурного образования РГПУ им. А.И. Герцена (Москва, Россия)
11.45-12.00
Потенциал современного песенного дискурса в процессе формирования коммуникативной компетенции в практике преподавания РКИ
Колосова Елена Ивановна, Кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка как иностранного Казанского (Приволжского) федерального университета (Россия, Татарстан, г. Казань)
12.00-12.15
Обучение РКИ с использованием дискурсивных слов вне языковой среды
Минаева Елена Витальевна, Кандидат педагогических наук, помощник проректора по УВР ФГБОУ ВО Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина (Москва, Россия)
12.15- 12.30
Когнитивизм сегодня и будущее РКИ
Агафонова Кристина Евгеньевна, Кандидат педагогических наук, преподаватель-методист Учебного центра русского языка МГУ (Москва, Россия)
12.45-13.00
Особенности организации диалогового единства: методический аспект
Николенко Елена Юрьевна, Кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка для иностранных учащихся филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова; автор пособий «Русский язык для начинающих», «Золотое кольцо. Русский язык для иностранцев» (в соавторстве), Интерактивный компьютерный курс «Веселые падежи» и др. (Москва, Россия)
13.00-13.15
Обучение чтению иностранных студентов в аспекте нейропедагогики
Ермолаева Жаннетта Евгеньевна, Кандидат филологических наук, кафедра лингводидактики РКИ и билингвизма МПГУ, гл. ред. Научно-методического портала по нейропедагогике Eduneo.ru. Автор книг для учеников с трудностями обучения (Москва, Россия)
13.15-13.30
«Читаем город»: как познакомить студентов-иностранцев с малыми письменными жанрами Чубарова Ольга Эдуардовна, Кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка как иностранного Института международных образовательных программ Московского государственного лингвистического университета-МГЛУ (ИНЯЗ им. Мориса Тореза), автор учебных пособий, в том числе пособия по чтению «Шкатулка» и др. (Москва, Россия)
13.30.-13.45
Практическое значение метафоры как языкового средства в преподавании РКИ на примере интернет-мемов
Каменева Анастасия Сергеевна, Преподаватель РКИ МУНЦ РЯ Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) (Москва, Россия)
13.45-14.00
Исконные и заимствованные слова в образовательном дискурсе современного педагога
Кузнецова Ирина Николаевна, Аспирант Казахского национального университета им. аль-Фараби. (г. Алматы, республика Казахстан)
14.00- 14.15
Слайд из презентации доклада "Использование рифмы в изучении русского языка: положительный опыт и подводные камни" Чепиницкой Мари Александровны
Использование рифмы в изучении русского языка: положительный опыт и подводные камни Чепиницкая Мария Александровна, Преподаватель русского языка и литературы высшей категории, блогер и ведущая блога «Рифмуем» (русский язык с Марией Чепиницкой) (Москва, Россия)
14.15.-14.30
К вопросу о популяризации русского языка и культуры посредством преподавания РКИ (на примере интернет- проектов Учебного центра русского языка МГУ) Агафонова Кристина Евгеньевна, Кандидат педагогических наук, преподаватель-методист Учебного центра русского языка МГУ (Москва, Россия)
15.30.-16.15
Мастер-класс: «Почему и как надо работать со словообразованием при обучении РКИ»
Крючкова Людмила Сергеевна, Кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка как иностранного в профессиональном обучении Московского педагогического государственного университета, преподаватель РКИ, автор учебных пособий «Словообразование: форма, семантика, методика обучения», «Падежная и падежно-предложная система русского языка», «Практическая методика обучения русскому языку как иностранному» (соавтор) и др. (Москва, Россия)
Вторая сессия. Преподавание русского языка детям-билингвам и инофонам
16.15-16.30
Как мотивировать учащихся или особенности обучения письму и чтению в Русской школе N 1 в Марбелье
Чистякова Ирина Анатольевна, Член Правления СОРС Испании, координатор направления «Поддержка русского языка в Испании и Андорре», директор Русской школы N 1 в Марбелье (г. Марбелье, Испания)
16.30-16.45
Слайд из презентации доклада "Технология CLIL при обучении детей-билингвов и детей-инофонов" Саматовой Лолы Маджидовны
Технология CLIL при обучении детей-билингвов и детей-инофонов Саматова Лола Маджидовна, Кандидат педагогических наук, научный сотрудник МЦБ и ПО Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург, Россия)
16.45-17.00
Мавриди Наталия Ивановна, преподаватель РКИ, автор учебно-методического комплекса РКИ для детей «Жар-Птица» (г.Афины, Греция)
Инновация и классика на уроках РКИ: как их совместить при работе с детьми и подростками
Мавриди Наталия Ивановна, Директор Центра русского языка и культуры «Жар-Птица» 50-ой муниципальной начальной школы г. Афины, преподаватель РКИ, автор учебно-методического комплекса РКИ для детей «Жар-Птица» (г.Афины, Греция)
17.00-17.15
Алгоритм проведения онлайн- занятия в формате «УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ» с детьми -билингвами и инофонами Агеева Дарья Васильевна, Преподаватель РКИ Учебного центра русского языка МГУ (Москва, Россия)
17.15-18.00
Мастер-класс: «Русский язык для детей билингвов с трудностями обучения»
Ермолаева Жаннетта Евгеньевна, Кандидат филологических наук, кафедра лингводидактики РКИ и билингвизма МПГУ, главный редактор Научно-методического портала по нейропедагогике Eduneo.ru, автор книг для учеников с трудностями обучения (Москва, Россия)
ВТОРОЙ день форума 11 ноября 2022г.
Третья сессия. Знакомство с пособиями по РКИ
10.00-10.15
Обзор учебной и учебно-методической литературы по русскому языку и русскому языку как иностранному (пособия, учебники, справочники, словари)
Федонина Ирина Анатольевна, Выпускающий редактор издательства ФЛИНТА (Москва, Россия)
10.15-10.30
«Москва от А до Я». Книги градуированного чтения на уроках РКИ Балтак Олеся Николаевна, Директор частной языковой школы languagegarden (г.Верона, Италия), преподаватель РКИ и TEFL (г. Верона, Италия)
10.30-10.45
Дронов Владимир Васильевич, автор учебников и учебных пособий по РКИ и для детей соотечественников за рубежом
Учим добрые слова. (Уроки русского речевого этикета)
Дронов Владимир Васильевич, Автор учебно-методического комплекса «Русский язык и чтение для зарубежных школ» 1-4 кл., автор учебников и учебных пособий по РКИ и для детей соотечественников за рубежом, автор учебных ассоциативных словарей для детей и взрослых, соавтор Словаря- учебника «Мир зверей и птиц в русском языковом сознании») и др. (Москва, Россия)
10.45.-11.00
Презентация рабочей тетради к
учебнику «Россия - моя любовь» (Уровень А1+)
Антошкина Ольга Борисовна, Преподаватель РКИ Учебного центра русского языка МГУ, автор учебного пособия «Россия - моя любовь» (Москва, Россия)
11.00-11.15
Интенсивный курс РКИ (презентация книги «Russian. Crash-cours. Говорим, читаем, понимаем по-русски») Новикова Наталья Степановна, Кандидат филологических наук, доцент, преподаватель РКИ кафедры русского языка №4 Института русского языка РУДН (Москва, Россия)
Четвертая сессия. Русский язык в мире: сегодня и завтра. Межкультурная коммуникация
11.15-11.30
Особенности обучения русскому языку в условиях би- и полилингвального Казахстана
Шаймерденова Нурсулу Жамалбековна, Доктор филологических наук, профессор Казахского национального университета им. аль-Фараби (г. Алма-Ата, Республика Казахстан)
Байманова Ляззат Сейтзиевна, Кандидат филологических наук, доцент Кокшетауского университета им. Ш.Уалиханова, член-корреспондент Академии педагогических наук Казахстана (г. Кокчетау, Республика Казахстан)
11.30-11.45
Преодоление межъязыковой интерференции у славян, или Как обучить болгар «русскому ладу»? Карпенко Илья Евгеньевич, Кандидат филологических наук, руководитель проектов Учебного центра русского языка МГУ (Москва, Россия)
11.45-12.00
Развитие мотивации к изучению русского языка и овладению русской культурой в инокультурной среде Саламова Лариса Борисовна, Кандидат филологических наук, доцент кафедры РКИ Института международных образовательных программ Московского государственного лингвистического университета (Москва, Россия)
12.00-12.15
Культурно-образовательная миссия Школы российско-палестинской дружбы (г. Вифлеем) в Палестине Калуженская Наталья Юрьевна, Кандидат педагогических наук, преподаватель РКИ Школы Российско-Палестинской Дружбы ( г.Вифлием, Палестина)
12.15-12.30
Неязыковая среда и особенности подготовки тайских студентов к тестированию по РКИ
Жилина Ольга Александровна, Кандидат филологических наук, доцент, профессор-эксперт Университета Таммасат (г. Бангкок, Таиланд)
12.30-12.45
Преподавание РКИ в Афганистане: история вопроса Безхан Мохаммад Карим, Кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и литературы Кабульского университета, член Международный педагогического общества в поддержку русского языка (МПО) (г. Кабул, Афганистан)
Пятая сессия. Инновации в онлайн-обучении
13.00-13.45
Учебник «Россия - моя любовь» (уровень А1+) Автор: Антошкина Ольга Борисовна. Издательство «Учебный центр русского языка МГУ». Учебник для иностранных учащихся, начинающих изучение русского языка как иностранного с нуля. Он может быть использован как под руководством преподавателя, так и самостоятельно, как в условиях языковой среды, так и вне её.
МАСТЕР- КЛАСС: «Интерактивное занятие на примере учебника «Россия-моя любовь»
Агафонова Кристина Евгеньевна, Кандидат педагогических наук, преподаватель-методист Учебного центра русского языка МГУ (Москва, Россия)
Кичина Екатерина Михайловна, Преподаватель РКИ факультета ВМК МГУ им. М. В, Ломоносова, преподаватель Учебного центра русского языка МГУ (Москва, Россия)
13.45-14.00
Образовательные хакатоны как инновационный метод в преподавании иностранных языков
Петросян Жанна Вараздатовна, Кандидат филологических наук, доцент кафедры перевода и профессиональных коммуникаций Воронежского государственного университета, Учебный центр Elearning тренажер, Языковая школа ChatEdu (г. Воронеж, Россия)
14.00- 14.15
Отечественные ИТ- решения на службе преподавателя РКИ
Кузнецов Андрей Андреевич, Преподаватель РКИ кафедры русского языка как иностранного Института международных образовательных программ Московского государственного лингвистического университета (МГЛУ) (Москва, Россия)
14.15-14.30
Перспективы и трудности дистанционного обучения РКИ: опыт первого учебного онлайн-года на Подготовительном отделении
Керимова Сабина Усеиновна, Кандидат филологических наук, старший преподаватель Южного федерального университета (г. Ростов-на-Дону, Россия)
14.30-14.45
Чат-бот как средство организации образовательного пространства при обучении РКИ
Ковтун Лилия Викторовна, Кандидат культурологии, доцент, заведующая кафедрой русского языка как иностранного Московского государственного университета пищевых производств (Москва, Россия)
14.45-15.00
Ковалева Елена Гаврииловна, Преподаватель РКИ, старший методист, автор и соавтор дистанционных программ обучения РКИ Учебного центра русского языка МГУ
Виды инфографики и работа с ними на уроках РКИ
Ковалева Елена Гаврииловна, Преподаватель РКИ, старший методист УЦРЯ МГУ, автор и соавтор дистанционных программ обучения РКИ Учебного центра русского языка МГУ, доцент ММВШ бизнеса МИРБИС. (Москва, Россия)
15.00-15.15
Интегративный подход и мотивация в онлайн- обучении: виды и рекомендации
Картушина Елена Александровна, Кандидат филологических наук, доцент, преподаватель РКИ Учебного центра русского языка МГУ, соавтор дистанционного курса обучения детей - билингвов и инофонов русскому языку (Москва, Россия)
15.15-16.00
МАСТЕР-КЛАСС: «Онлайн-проекты по истории и культуре России: обзор характеристики и возможности»
Кузнецов Андрей Андреевич, Преподаватель РКИ кафедры русского языка как иностранного Института международных образовательных программ Московского государственного лингвистического университета (МГЛУ) (Москва, Россия)
16.00-16.45
МАСТЕР-КЛАСС: «Проведение группового обсуждения с элементами фасилитации на занятиях иностранных языков и РКИ»
Петросян Жанна Вараздатовна, Кандидат филологических наук, доцент кафедры перевода и профессор коммуникаций Воронежского государственного университета, Учебный центр Elearning тренажер, Языковая школа ChatEdu (г.Воронеж, Россия)
16.45-18.00
КРУГЛЫЙ СТОЛ «Обучение русскому языку билингвов и инофонов: инновационное и классическое»
ВЕДУЩАЯ: Хамраева Елизавета Александровна, Доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой Лингводидактики РКИ и билингвизма МПГУ, научный руководитель межвузовского центра билингвального и поликультурного образования РГПУ им. А.И. Герцена. (Москва, Россия)
УЧАСТНИКИ КРУГЛОГО СТОЛА:
Саматова Лола Маджидовна, Кандидат педагогических наук, научный сотрудник МЦБиПО Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург, Россия)
Дронов Владимир Васильевич, Автор учебно-методического комплекса «Русский язык и чтение для зарубежных школ» 1-4 кл., автор учебников и учебных пособий по РКИ и для детей соотечественников за рубежом, автор учебных ассоциативных словарей для детей и взрослых, соавтор Словаря- учебника «Мир зверей и птиц в русском языковом сознании») и др. (Москва, Россия)
Ермолаева Жаннетта Евгеньевна, Кандидат филологических наук, кафедра лингводидактики РКИ и билингвизма МПГУ, главный редактор Научно-методического портала по нейропедагогике Eduneo.ru. автор книг для учеников с трудностями обучения (Москва, Россия)
Картушина Елена Александровна, Кандидат филологических наук, доцент, преподаватель РКИ Учебного центра русского языка МГУ, соавтор дистанционного курса обучения детей - билингвов и инофонов русскому языку (Москва, Россия)
Агеева Дарья Васильевна, Преподаватель РКИ детям Учебного центра русского языка МГУ (Москва, Россия)
Темы для дискуссий:
- Русский язык для детей-билингвов: традиции и новации (Хамраева Е.А.)
- Когнитивное развитие детей-билингвов (Саматова Л.М.)
- Cтарые и новые методы в обучении РКИ детей: не только гибридный формат (Картушина Е.А., Агеева Д.В., Дронов В.В.)
- Дети-билингвы с трудностями обучения языку (Ермолаева Ж.Е.)
18.00-18.15
Закрытие форума. Поздравления и вручение сертификатов. Заключительное слово организаторов:
- Орлова Татьяна Александровна, Заместитель генерального директора по общим вопросам Русской Гуманитарной Миссии, соорганизатор Форума (Москва, Россия)
- Ковалева Елена Гаврииловна, Председатель огркомитета Форума, старший методист УЦРЯ МГУ, доцент ММВШБ МИРБИС (Москва, Россия)
Сборник докладов форума
Сборник докладов форума РКИ-2022 "Инновационное и классическое в РКИ. Теория и практика: вызовы, возможности, достижения"
Сборник докладов и видео-запись форума доступны по ссылке