Картушина Елена Александровна, преподаватель-методист Учебного центра русского языка МГУ
Доклад Картушиной Е.А. на международной научно-практической конференции по РКИ-2022 «Мир русского языка и культуры в пространстве информационных технологий» (Москва, 27 мая 2022)
Организаторы конференции:
Учебный центр русского языка Московского Государственного Университета, Международная ассоциация преподавателей русского языка как иностранного (МАПРИ), АНО «Русская гуманитарная миссия», Южный федеральный университет, Казанский федеральный университет, Стамбульский университет Гелишим (IGU Istanbul Gelişim üniversitesi)
Докладчик: Картушина Елена Александровна, преподаватель-методист Учебного центра русского языка МГУ, кандидат филологических наук, доцент. Преподаватель английского (сертифицированный преподаватель СELTA) и РКИ. Опыт преподавания РКИ - больше 20 лет. Преподавала английский и РКИ в ведущих московских вузах - МГПУ, РУДН, ГИРЯ им. Пушкина. Автор статей и пособий (более 50 публикаций) по лингвистике и методике преподавания иностранных языков. Тестер ТРКИ.
Аннотация: статья посвящена проблеме навыков творческого мышления. Рассматриваются некоторые составляющие творческого мышления, а также виды заданий, направленные на развития творческого мышления на уроках РКИ в средней школе. Актуальность исследования заключается в возрастающей потребности педагогов во внедрении интерактивных технологий в школьное образование, а также во все увеличивающимся требовании к воспитанию творчества и решения творческих задач в начальной и средней школе.
Развитие творческого мышления и навыка письма у детей-билингвов
В 21 веке творчество и творческое мышление могут рассматриваться как одно из требований и потребностей образования. Не будет преувеличением сказать, что умение применять творческое мышление стало неотъемлемой частью успешных людей в наши дни. Это касается как цифровой, так и нецифровой среды. От педагогов требуют, чтобы они обязательно проводили занятия творчески, на всех уровнях образования - от детского сада до работы со студентами магистратуры.
В данной статье нами рассматриваются некоторые подходы к определению творческого мышления, попытаемся выделить виды заданий, которые могут способствовать развитию творческого мышления и предложим некоторые виды заданий, которые можно разместить при помощи интерактивной доски Miro.
Итак, как отмечается в исследовании, креативные мыслители обладают определенными отличительными чертами:
- способность генерировать множество различных идей;
- рассматривать объект или явления с самых разных точек зрения, в том числе с необычных точек зрения избегать преждевременных выводов;
- способность выделить несколько возможных вариантов решения.
Важные творческие навыки
При этом творчество рассматривается не как некоторый талант, дар или способность, которая есть или может развиваться лишь у некоторых. Напротив, творчество и творческое мышление может проявляться в ходе некоторых практических навыков, которые мы тренируем каждый день. Согласно Дойлу, наиболее важными творческими навыками являются следующие:
- Общение/ коммуникация. Дойл убежден, что нужно быть готовым полностью понять ситуацию, прежде чем думать о ней творчески. Общение предполагает слушание. Итак, для развития творческого навыка необходимо прежде всего слушать. Во время общения необходима сначала концентрация, затем вербальное описание ситуации для передачи ее другим. Людям понравится ваша творческая идея или решение только в том случае, если вы сможете эффективно донести ее до других. Таким образом, это основной «внешний признак» творческого мышления на уроке - состоявшаяся коммуникация.
- Анализ. Любое творчество начинается с понимания ситуации и явления. Это может быть текст, видеофрагмент, план урока и т.д.
- Решение проблем. В этом, на наш взгляд, и суть, и цель творчества, воплощенного в жизнь. Проявить творчество, в большой мере, и есть возможность показать решение проблемы. Поэтому во время курса РКИ мы можем выдвинуть ситуацию, пусть даже гипотетическую и воображаемую, и предоставить учащимся возможность найти решение. Такая деятельность будет хорошим средством для развития творческого мышления.
- Организованность/ способность к организации. Отнесение организационных навыков к творчеству может показаться противоречием, поскольку творческие люди не всегда воспринимаются как самые неорганизованные. Тем не менее организация действительно очень важная часть творчества. Организованность необходима для того, чтобы структурировать четкие цели и устанавливать сроки для каждого этапа.
- Открытость к новому. Творчество требует мышления по-новому в рамках определенного контекста или ситуации. Именно поэтому требуется по-новому взглянуть на ситуацию, а не придерживаться заранее выбранного подхода.
Конечно, любой педагог владеет навыками общения с классом, имеет представление об организации учебного процесса, каждый урок открывает для учеников что-то новое, учит их анализировать. Таким образом, достаточно легко организовать вид деятельности, направленный на развитие творческого мышления на очных занятиях в небольших классах, например.
При обучении онлайн от преподавателя требуется понимание его функциональности, знаний, как работает та или иная интерактивная платформа. Глобальная пандемия привела к ежедневному использованию ресурсов дистанционного и/или интерактивного обучения как для школьников, так и для студентов университетов.
К тому же, нельзя отрицать тот факт, что растет популярность онлайн- курсов, электронных учебников и онлайн-тренажеров, однако многие преподаватели стремятся отойти от этого, держаться традиционных коммуникативных, аудиторных методов преподавания.
Тем не менее сложившиеся условия обучения в эпоху пандемии вынуждают педагога активно искать новые образовательные технологии дистанционного обучения. Интерактивные технологии призваны сделать процесс дистанционного обучения продуктивным и интересным для учеников. В целом, во втором десятилетии XXI века не только Россия, но и практически все страны мира вступили в эпоху сетевого общества, основанного на сетевых и облачных технологиях, Интернете, робототехнике и сенсорике, технологиях беспроводной связи.
Более того, расширяется и методологическая база дистанционного обучения. К данному виду обучения создаются новые и пересматриваются существующие подходы. В частности, в данной статье мы находим вполне применимым процитировать определение дистанционного обучения такого исследователя, как Е.С. Полат. По его мнению, дистанционное обучение - это «самостоятельная форма обучения, при которой взаимодействие преподавателя и учащихся, учащихся друг с другом осуществляется на расстоянии и отражает все компоненты, присущие образовательному процессу (цели, задачи, содержание , методы), реализуемые специфическими средствами интернет-технологий или других интерактивных технологий».
Два формата дистанционного обучения: синхронный и асинхронный.
На сегодняшний день можно выделить два формата дистанционного обучения: синхронные (онлайн-встречи по фиксированному расписанию) и асинхронные (студенты осваивают новые знания по индивидуальному расписанию, часто без ограничений по времени).
Синхронный метод обучения. На данный момент занятия с использованием синхронного метода обучения намного эффективнее, а следовательно, более востребованы по сравнению с уроками, проводимыми в асинхронной цифровой образовательной среде. В отличие от асинхронного формата, в котором действия участников разнесены во времени, синхронный формат предполагает одновременное включение в образовательный процесс. Обучение проходит в режиме реального времени. Урок по языку в синхронной онлайн-среде - это особая форма организации педагогического процесса. Она требует от педагога глубокого понимания особенностей общения и владения целым комплексом специальных навыков.
Данные виды дистанционного обучения отнюдь не новы. К тому моменту, когда в отношении школ и других учебных заведений были введены ограничения, связанные с пандемией, многие учителя уже были знакомы с реальностью дистанционного обучения, как синхронным видом обучения, так и асинхронным. Многие учителя и преподаватели еще до пандемии записывали видео-лекции, проводили занятия с использованием Skype, WhatsApp, Viber и других приложений. Некоторые преподаватели были авторами дистанционных курсов (например, на платформе Coursera).
Интерактивная доска Miro
пример использования доски Миро на уроке русского языка как иностранного
В школах многие учителя использовали электронные доски и платформы типа Moodle. В последнее время все большей популярностью пользуется интерактивная доска Miro.
Виртуальная доска Miro (ранее называвшаяся RealimeBoard) была основана в США россиянином Андреем Хусидом. На данный момент Miroboard является одним из самых современных инструментов дистанционного обучения, проектной работы для образовательных учреждений всех уровней.
Платформа Miro - универсальная доска для дистанционного обучения. Технические возможности этой платформы позволяют создать чистую белую доску, на которой можно писать, объяснять материал, поделившись экраном и заполняя его в режиме реального времени.
Кроме того, в Миро имеется широкий выбор образцов различных типовых схем, а также возможность адаптировать имеющиеся в базе данных шаблоны под конкретные учебные задачи.
Платформа Miro предназначена для совместной удаленной работы и способна хранить огромное количество информации. Эта онлайн-доска располагает к использованию различных функций и инструментов: работа с пером и ластиком, добавление картинок (обратите внимание, у Miro есть ускоренный поиск картинок и фотографий), цветные стикеры, а также прикрепление документов и инструкций. Также содержит отдельные страницы из книг, видео. Его можно использовать для создания различных схем, таблиц, ментальных карт, а также для написания текста, комментариев. Чат и экспорт досок в формате PDF также доступны среди функций доски Miro.
Но что делает доску Миро такой популярной и широко используемой в России и особенно в Москве? Согласно опросу, проведенному в 2021 г., интерактивная доска должна обладать следующими функциями: возможностью вставки файлов, интеграцией с другими сервисами и приложениями, возможностью редактирования контента, цифровыми раздаточными материалами, иметь рабочий лист арендодателя, функцией сохранения результатов работы для последующего использования, возможностью сохранения результатов в файл (функция экспорта) и использования некоторых инструментов для общения, которые могут быть в виде чата или полей для комментариев.
Опрос, проведенный молодым исследователем, показал, что единственной виртуальной интерактивной доской, отвечающей таким требованиям педагогического сообщества, является доска Miro. Кроме того, доска имеет ряд несомненных преимуществ. Во-первых, с помощью доски Миро можно переходить и переключаться с одной платформы на другую. Во-вторых, есть встроенный видеочат. В-третьих, можно работать в нескольких сегментах доски одновременно с большим количеством участников.
пример использования доски Миро на уроке русского языка как иностранного
Интерактивная доска Mиро имеет функциональные возможности для обучения всем видам речевой деятельности. Если нужно дать задание на аудирование, Миро предложит возможность загрузки видео- или аудиофайлов. Студенты и преподаватель могут работать с видео одновременно, используя функциональный текстовый редактор и поиск изображений. Если учитель предлагает задания по чтению, то удобно использовать маркер. Кроме того, можно легко подключить и интегрировать сервис карточки с заданиями и вопросами из популярной платформы Quizlet. Для написания заданий незаменимы такие функции, как встроенный чат и цифровое перо (для рукописного ввода, например, с планшета).
Чтобы ученики успешно выполняли устные задания, преподаватель может прибегнуть к таким обширным техническим возможностям доски Миро, как: расстановка ключевых точек (визуальная опора) или ключевых фраз. Пример разговорного текста на определенную тему, диалоги, полилоги, размещенные на доске, позволяют создать тему или основу для диалога. Более того, работая над составлением диалога, Миро может предложить выбрать из ряда возможных ответов, репликой, готовых заданий.
Виды заданий для развития творческого мышления
Может показаться, что, предлагая готовые решения, набор и формулировки заданий, интерактивная доска Miro может не располагать к развитию творческого мышления. Но это отнюдь не так. Рассмотрим для начала, как виды заданий способствуют творческому мышлению и какие виды заданий можно разместить в Миро.
- Первый вид заданий, которые выделяют исследователи, - это мозговой штурм. Действительно, при выполнении этого вида заданий, идет процесс выражения мыслей, обсуждения деталей, обмена идеями, их развития.
- Другой вид заданий, выделяемый исследователями, это ментальные карты (mind-mapping), которые представляют собой процесс соединения одного с другим, подбор под пару, совмещения разных элементов в определенную группу. В то время как мозговой штурм предполагает рассмотрение всех идей, понятых и услышанных во время обсуждения, составление ментальных карт заключается в организации идей, логическом мышлении, использовании ассоциаций, распознавании закономерностей и упорядочивания. В определенной степени, ментальные карты - это продолжение мозгового штурма. Те идеи, которые появились в ходе их генерации и обсуждения, на следующем этапе могут быть организованы и соединены в разные сегменты, ментальной карты. При выполнении этого задания задействуется оба полушария мозга, поскольку необходимы как образность, так и логика. Составление ментальных карт побуждает к выявлению взаимосвязи между, на первый взгляд, разными аспектами и понятиями. Помимо творческого мышления, этот вид деятельности способствует и развитию организаторских способностей.
- Переосмысление, перенос перспективы рассмотрения определенного явления с другой точки зрения (reframing). Именно в смешении позиции, угла зрения рассмотрения и заключается ценность данного вида деятельности для развития творческого мышления. Переосмысление означает изменение структуры, когда необходимо взглянуть на проблему или ситуацию по-другому, чтобы найти совершенно новый и инновационный подход. Рассмотрение других значении, анализ контекста, расширение кругозора - все это способствует тому, чтобы находить новые возможности и перспективы рассмотрения.
- Ролевая игра. Техники ролевых игр - еще один способ несколько изменить образ мыслей, исследовать реальность с другой точки зрения. Креативное мышление побуждает отойти от предубеждений. Принимая и примеривая на себя другую роль, учащиеся 107 попытаются рассмотреть суть явлений с точки зрения другого человека. В этом и кроется основа для переосмысления, составления ясной точки зрения на вещи, а зачастую и изменение отношения. Кроме того, это способствует и преодолению некоторых внутренних препятствий, а также формированию индивидуального, личного подхода к решению проблем. Взятие на себя другой роли побуждает принимать решения, которые могут быть нетипичными для привычной роли, что и предусматривает творческое решение.
Конечно же, эти виды упражнений не новы и довольно часто используются на уроках, но многие учителя, возможно, не подозревали об их ценности с точки зрения развития творческих способностей.
Задания по РКИ для средней школы
Ниже мы приведем задания по РКИ для средней школы, которые могут быть размещены и выполнены при помощи интерактивной доски Миро.
Задание 1.
- Ролевая игра и ментальные карты.
- Описание деятельности в рамках подхода творческого мышления: Деятельность на совмещение включает в себя анализ. Студенты должны показать, как они могут сочетать предметы одежды по цвету, ткани, размеру. Это также включает в себя представление и ассоциации того, как должен выглядеть учитель. Другой вид анализа - это подсчет (дополнения) и внесение вариантов и вариаций в рамках установленных ограничений (в данном случае бюджетных ограничений).
- Время выполнения задания: 15 минут - описание задания, приведение ссылок на необходимый материал, размещенный на интерактивной доске, 25 минут на выполнение задания, остальное время отводится учащимся на обсуждение результатов, внесения исправления и оценивания работы со стороны учителя.
- Описание задачи. Подобрать гардероб на осень-зиму для молодой учительницы. Разместить заказ в интернет - магазине. Тема урока: «Онлайн-покупки». Для этого задания мы использовали словарный запас и формат, которые были представлены на платформе Miro, а также загрузили некоторые материалы из учебника. Доска для задания была создана заранее, за два дня. Каждому ученику в группе назначается свой цвет, что упрощает процесс сдачи и проверки задания. Ученикам дается задание создать презентацию на тему «Гардероб молодой учительницы» и прокомментировать свой выбор. Студенты не должны были превышать сумму денег (бюджет), выделенную на покупку одежды. В результате выполнения данного задания преподаватель имеет возможность проверить выполнение задания и внести коррективы в письменную часть, если это необходимо. Использование этой платформы позволяет студентам видеть и оценивать работу друг друга, а также оставлять комментарии.
- Схема задания в доске Миро. 1. Придумать одежду для молодого учителя, не выходя за рамки бюджета. 2. Напишите объяснение своему выбору. 3. Установите свой бюджет.
пример использования доски Миро на уроке русского языка как иностранного
Задание 2.
- Творческое мышление. Мозговой штурм и ролевая игра.
- Описание деятельности в рамках развития творческого мышления. Мозговой штурм направлен на поиск и предложение решения проблемы. Роль коммуникативной составляющей при мозговом штурме также важна. Необходимо, чтобы участники мозгового штурма выслушивали друг друга, уточняли, расширяли и дополняли свои идеи. Вторая задача также относится к синхронному типу задач.
- Время выполнения заданий: 15 минут - описание задания с указанием литературы и ссылок на необходимый материал, размещенный на интерактивной доске; 30 минут на сдачу задания, а остальное время отводится учащимся для представления результатов и преподавателю для внесения исправлений и выставления оценки; 15 минут даны на то, чтобы учитель предоставил отзыв о результате мозгового штурма и прокомментировал решение, представленное учащимися.
- Описание задач. ЧАСТЬ 1. Мозговой штурм. Задание на второй доске было ориентировано на мозговой штурм для решения проблемной ситуации. На доске помещается воображаемая ситуация. «Бритни Спирс приехала в Россию, чтобы дать два концерта в Москве и Санкт-Петербурге. Ее поездка в Россию рассчитана на пять дней. Во время этой поездки у нее будет два концерта, две пресс-конференции и одно посещение роскошного ночного клуба, где она встретится с организаторами и членами своего фан-клуба. Когда она зарегистрировалась в гостинице, то поняла, что все десять чемоданов с ее одеждой пропали. В аэропорту сообщили, что ее багаж уехал в Австралию и может быть отправлен не ранее, чем через пять дней. Ее первая пресс-конференция состоится в отеле («Балчуг Кемпински») через пять часов. Вам нужно найти новую одежду для Бритни, чтобы охватить все мероприятия, предусмотренные ее планом гастролей. Подумайте, какие предметы одежды ей понадобятся, и составьте их список. Разработайте план действий, где приобрести все, что нужно звезде, и в какие сроки». ЧАСТЬ 2. Позвоните в магазины дорогой одежды и попробуйте узнать, дают ли они одежду на прокат.
- Описание задания на доске Miro. 1) Подумайте, какие предметы одежды понадобятся Бритни Спирс, составьте их список. 2) Составьте список мест, где приобрести все, что нужно звезде, и укажите необходимое время доставки. 3) Разработайте план действий.
Задание 3.
- Творческая мышление: переосмысление (reframing).
- Описание деятельности в рамках подхода креативного мышления. Рефрейминг направлен на воспитание эмпатии к учащимся, способности осознавать и принимать существование иной точки зрения. Чтобы понять точку зрения других людей, нужно поставить себя на их место. В определенной степени принятие предполагает и включает в себя понимание. Именно поэтому написание эссе от имени других способствует творческому мышлению. Пребывание в условиях другого человека помогает генерировать иное отношение, а также другие идеи. Записывание возникающих мыслей в письменной форме способствует постепенному переосмыслению ситуации.
- Сроки выполнения заданий: 10 минут - описание задания, предоставление плана вопросов, объяснение необходимого объема и/или количества слов; 35 минут на выполнение задания.
- Описание задачи. Третье задание предполагает написание сочинения, в т.ч. и на воображаемую ситуацию. Напишите эссе - ответ на следующий вопрос: «Если бы ваша одежда могла говорить, что бы она рассказала о вас?» Составьте план сочинения.
- Формулировка задания на доске Миро. Какой ты предмет одежды? Какого ты цвет(а) и размера? Из какого материала? Из какой страны/города? Как давно ты в гардеробе? Что ты думаешь о других вещах в шкафу? Ты помнишь случай, когда тебя надевали?
Как показывает наш опыт, все эти задания были восприняты положительно и с интересом выполнялись учениками. Таким образом, использование платформы Miro в качестве средства дистанционного обучения РКИ показало свою эффективность в 109 качестве инструмента не только для работы над выполнением творческих заданий, но и повышении мотивации.
Результат анализа занятий с использованием платформы Miro показал, что данный ресурс обеспечивает знание, как доступность, «дружественный» интерфейс, возможность совместной организации деятельности. Следовательно, Миро можно использовать в качестве образовательной технологии развития навыков творческого мышления.
Научиться преподавать русский язык детям-билингвам можно на
курсах методики преподавания РКИ детям «Учебного центра русского языка МГУ».
Список литературы:
- Doyle A. Creative Thinking Definition, Skills, and Examples. https://www.thebalancecareers.com/creative-thinking-definition-with-examples2063744 (accessed 17.11.2021).
- Gafour Ola W. A.,Gafour Walid A. S., Creative thniking skills - a review article// Journal o Philosophy of education, 2020, Vol.83, p.97- 101.
- Smith, J., Smith, L. Educational creativity. In J. Kaufman & R. Sternberg (Eds.), Cambridge handbook of creativity. Cambridge University Press. 2010 - p.250-264.
- Полат Е.С. Теория и практика дистанционного обучения. М.: Изда- тельский центр «Академия», 2004. - 416 с.
- Тельман А.Г. Лингводидактические возможности интерактивной доски Miro// Научно-практический журнал «Аспирант». №4.2021. - С.16-19.