Разговор с книгопродавцем: «Учебник - это инструмент!»
Илья Карпенко
На Форуме РКИ-2019, прошедшем недавно в Москве, были широко представлены учебники, пособия, словари и другая продукция издательства «Златоуст» (Санкт-Петербург). Это название известно каждому русисту и даже уже стало напоминать некую «священную мантру». А потому с моей стороны было бы глупо не воспользоваться возможностью побеседовать в кулуарах форума с главным редактором «Златоуста» Анной Голубевой
Учебники, учебные пособия, словари, книги для чтения, по развитию речи, презентационные материалы, иллюстрации, видео-, аудиокурсы…
Наверное, ни один преподаватель ни одной специальности не зависим от этого всего в такой степени, как преподаватель РКИ. Ведь мы все - перфекционисты! Нам надо и «товар лицом показать» (то есть язык наш - показать!), и чтоб наглядно было, и взаимосвязано, и логично построено, и доходчиво, и иллюстративно, да ещё и адаптировано (однако в меру)…
Поэтому на языке у меня вертелись вопросы о том, как же «Златоусту» удаётся соответствовать всем этим высоким запросам, да при этом ещё и учитывать женские (по преимуществу) капризы столь требовательной аудитории, как преподаватели РКИ!..
«ИЩЕМ И РАСКРУЧИВАЕМ НОВЫХ АВТОРОВ»
Но я решил начать наш разговор с «истоков»:
- Анна Владимировна, давайте с вами вспомним, с чего начинался «Златоуст»?
- «Златоуст» возник буквально из ниоткуда - ни я, ни мой муж [директор «Златоуста» Станислав Голубев. - И.К.] не работали ни в издательстве, ни в типографии, были обычными вузовскими преподавателями.
Необычным было совмещение нашей научной специализации на истории языка с преподаванием языка живого и современного. Как известно (каждому хорошему лингвисту! - А.В. улыбается), в гуманитарных науках история - это по сути теория. Она показывает процессы в динамике и позволяет выводить типологически близкое из внешне далекого.
Из знания истории развилась специфика нашего издательства: мы никогда не занимались перепечатками выходившего ранее и у других. (Как сказал один голландский коллега-издатель, «не пытались выращивать те же овощи, которые дали хороший урожай у соседа - в прошлом году».) Мы всю жизнь ищем и раскручиваем новых авторов. При том, что классиков жанра, как и наши коллеги, издаем и традицию поддерживаем.
Так как своего издательского опыта не было, мы тридцать лет изучаем успешные образцы: политику других языковых издательств во всем мире, языковую политику других стран, тренды в образовании. Потом ищем типологически общее с нами. Это позволяет вот уже почти 30 лет быть коммерчески успешными и не сидеть на грантовой игле. При этом мы никогда не опускались до ценовой конкуренции. Только качество продукта и широкая дистрибуция!
А качество дешевым быть не может - во всяком случае, до тех пор, пока русский язык конкурирует за пятое место среди языков, изучаемых в мире, с латинским.
Крупные британские издательства ежегодно бесплатно раздают преподавателям для ознакомления около 5000 экземпляров учебников. А для русского языка это очень хорошие годовые продажи! Получается тот же сюжет, как цена Apple по сравнению с IBM…
Мы продаем, по сути, мануфактурные изделия на фоне продуктов эпохи развитого империализма. Кстати, по той же причине самиздатовские учебники по РКИ сегодня вдвое дороже наших. Это уже из разряда ручных работ ремесленников…
#уцря #курсырки #рки_учебники #методикарки
https://zen.yandex.ru/media/metodika_rki/razgovor-s-knigoprodavcem-uchebnik--eto-instrument-5cf7f87cdbeaba00b08b2936?fbclid=IwAR3P2Z9PTJmTBQXqovadPFne1ZNqLXHHtUW9TJI42AS-JPWVuGrdTKe6THQ