Дмитрий Птюшкин о проблемах и перспективах ТРКИ

Jun 05, 2019 16:51





Исполняющий обязанности директора центра языкового тестирования СПбГУ Дмитрий Птюшкин о проблемах и перспективах ТРКИ на втором московском международном форуме РКИ 16 и 17 мая, организованном УЦРЯ МГУ https://mgu-russian.com/en/ совместно с РАНХиГС (видео можно посмотреть здесь https://www.youtube.com/watch?v=h18q7xeG7rE - шестое выступление на отметке 3:42:44)

Краткое содержание сообщения:

О положении ТРКИ сегодня. Взгляд на проблемы и перспективы

Тестирование по РКИ - это значительная часть РКИ. Как известно, в 1991-м Россия входит в крупнейшую организацию по тестированию иностранных языков  АLTE и в 1999 году возникает система тестирования по русскому языку как иностранному (ТРКИ). За это время многое было сделано, но многое было и утрачено.



Так, например, в настоящий момент ощущается острая необходимость в воссоздании структуры, оказывающей методическую поддержку, которой раньше занимался отдел по русскому языку при Министерстве образования. С ним работали все вузы, разрабатывающие типовые тесты, стандарты, требования и др. Между тем и сейчас для развития экзамена необходима серьезная методическая комиссия. Это очень важно, так как тесты нуждаются в постоянном обновлении, в частности, в своевременном изъятии «архаизмов» типа магнитофон и факс. В современных материалах для экзамена идет учет аудитории и условий обучения. Так, например, материалы, допустим, по Эрмитажу не даются для тех, кто изучает РКИ вне русскоговорящей среды. Нет строгой корреляции между европейской системой классификации А1, А2 и т.д. и ТРКИ.

До сих пор неизвестно, сколько организаций признают ТРКИ. Даже российские вузы не признают экзамены, сданные, например, в Китае. По экономическим соображениям студентов, прошедших у себя на родине ТРКИ, определяют на подфаки. В то же время количество иностранных учащихся растет, и в настоящий момент набирает популярность экзамен по русскому языку Кембриджского университета, который признается в 20 000 организаций в мире.

В то же время работа в этой сфере продолжается. Изначально система ТРКИ задумывалась как инструмент для привлечения абитуриентов в Россию и в настоящий момент цели не должны меняться, ведь экзамен - не заградительная мера, а наоборот, он существует для привлечения. В год тестирование проходят около 50-60 000 испытуемых. Есть центры для сдачи ТРКИ в Москве, в Новосибирске, в Краснодаре и в других городах. Увеличивается скорость выдачи сертификатов. Так, например, срок выдачи сертификатов в Польше в настоящий момент составляет 10 дней. Проводятся серии информационных семинаров. Так, например, в 2018 г. за рубежом было проведено 53 семинара. Происходит увеличение центров тестирования, открытых за границей: с 11 до 70-ти. Наблюдается прирост тестируемых за рубежом. Так, например, с начала работы их число увеличилось в два раза. В Дании центры для сдачи ТРКИ открыты уже в 2-х городах. В Англии (после инцидента со Скрипалями) работу пришлось восстанавливать. Как ни странно, русский язык «притесняется» в Черногории. Приходится прикладывать усилия и помогать людям, чтобы им было проще работать. В Словакии никто не работал с русским, но за три года число центров увеличилось в 3 раза: c пяти до пятнадцати. В Италии удалось добиться признания сертификата ТРКИ. Инициированы эти же процессы в Германии, в Исландии, в Бразилии, в Аргентине и в других странах.

Конспект доклада: Анастасия Поначевная, преподаватель Учебного центра русского языка МГУ

#форумрки #методикарки #курсырки #уцря

русский как иностранный методика препода, #форумрки, #уцря, #курсырки, обучение русскому языку как иностранном, #методикарки, русский как иностранный для детей, русский как иностранный

Previous post Next post
Up