А.В. Голубева об изучении и преподавании РКИ сегодня (попытка SWOT-анализа)

May 30, 2019 13:09


Главный редактор А.В. Голубева об изучении и преподавании РКИ сегодня (попытка SWOT-анализа) на втором московском международном форуме РКИ 16 и 17 мая, организованном УЦРЯ МГУ https://mgu-russian.com/en/ совместно с РАНХиГС (видео можно посмотреть здесь https://www.youtube.com/watch?v=h18q7xeG7rE - второе выступление на отметке 18:00)

Краткое содержание сообщения:

Методика SWOT-анализа предполагает оценку ситуации: возможностей и препятствий, создающихся средой. Эти факторы не зависят от участников процесса - они им не подконтрольны. С другой стороны, есть то, на что можно влиять. Дэвид Кристал говорит о невозможности распространения языка без сильной политической,  экономической и военной власти. Слабый изучает язык сильного. Опросы «Евробарометра» показывают, что главными факторами в изучении, в распространении языка является возможность получить хорошую работу, хорошее образование.

Успешная маркетинговая идея для русского языка - это альтернативная идея, противопоставленная английскому языку: русский язык особенный, иной, не такой, как английский. Еще одна возможность для развития - опора на широкую сеть русских школ за рубежом, на значительную русскоязычную диаспору. Россия привлекательна как рынок труда. Это большой контингент учащихся. Новые технологические возможности позволяют получить выход на новые территории, даже географически отдаленные.



В 2017г. был утвержден проект Развитие экспортной системы российского образования. Перед российскими вузами поставлены планы, чтобы они могли привлекать учащихся. Отрадно, что иностранные студенты едут не только в Москву и в Санкт-Петербург, но и в Омск, Томск, Новосибирск и другие российские города. Создана правовая база для обучения в России. Некоторые улучшения происходят в визовом режиме (которые, правда, не касаются краткосрочного обучения).

Однако необходимо отметить, что внятной государственной политики по-прежнему нет - только отдельные кампании. В экспорте образования все больше предлагается услуг на английском языке. Другие негативные факторы - это холодный климат; не слишком радужная ситуация с положением малого бизнеса в РФ: частных школ, издательств и под.; объективная сложность русского языка, из-за чего иностранные студенты часто по факту не могут учиться в вузе на русском языке, закончив лишь подфак (раньше в СССР приезжали, начав изучать русский в школе). Так, например, в настоящий момент число изучающих РКИ во Франции сократилось примерно в пять раз.

Итак, есть благоприятные, но есть и негативные факторы, на которые повлиять невозможно (закрытие кафедр РКИ и под.)

Слабые стороны для распространения русского языка: отставание в подготовке кадров (наличие большой сети зарубежных школ, но мало специалистов); разрыв в преподавательской среде (старые преподаватели не представлены, допустим, в социальных сетях, их опыт не передается); женское доминирование в профессии (что, в частности, говорит о том, что область не так привлекательна); освоение методик, не принятых в научной школе при отсутствии корреляции между данными, полученными разными школами; зацикленность на среднеевропейском стандарте учащихся (в настоящий момент наблюдается несколько снобистское отношение к учащимся из Индии и Китая (что, в частности, проявляется в малых тиражах), число которых к 2030-му году по прогнозу достигнет 2/3); переоценка значения новых технологий

Сильные стороны для РКИ: выход учебников; специалисты, которые описали языковую систему; накопление традиций; сильная научная база в смежных областях (психология, психолингвистика, онтолингвистика, чистая лингвистика); интенсивное профессиональное общение (в том числе и в социальных сетях); отраслевой стандарт РКИ (в скором будущем возможен тест на профессиональную квалификацию); молодые специалисты. В настоящий момент есть программы у Россотрудничества, у Правительства Москвы, разовые проекты (гранты) Русского мира, межвузовские проекты (даже в отсутствие системы командирования по линии министерства). Несмотря на потери в числе учащихся (вследствие, в частности, санкционной политики), в целом у издательств наблюдается прирост на 15-20 процентов.

Таким образом, в настоящий момент нет сильных благоприятных факторов, но возникающие помехи стимулируют развитие. Специалисты и любители делают все возможное. Теперь очередь за российской экономикой, которая должна сделать русский язык более привлекательным.

Конспект доклада: Анастасия Поначевная, преподаватель Учебного центра русского языка МГУ

#уцря #форумрки #методикарки #курсыркимгу

форум РКИ, #форумрки, #уцря, #курсыркимгу, как обучать иностранцев русскому языку, #методикарки, конференция, УЦРЯ

Previous post Next post
Up