Учебник и делать по учебнику - это такие слова со смесью снисхождения и брезгливости. Мол, настоящие профессионалы щупают почву ногами, дела руками, а смотрят глазами, а не делают, как в учебнике написано.
В своем карьерном пути я их услышал день на третий или четвертой работы - а я даже не то что бы по учебнику начинал действовать, а просто со своим социологическим воображением прочитал, что говорили люди на фокус-группах и потом сопоставил это с исследовательским отчетом. Занятное упражнение, не то что бы было ноль совпадений, но они немного стремились к нулю.
Хотя я не знаю учебника по маркетингу, в котором написано, проведите исследование и потом напишите в отчете всё, чтобы продать вашу концепцию, а вот учебников, в которых написано послушайте людей и сделайте, что им надо, я знаю вагон и маленькую тележку.
Презрение к написанным знаниям вполне объяснимо - реальность действительно меняется быстрее, чем фиксируется, и новые методы лучше чувствовать на кончиках пальцев, чем читать в книжках.
Но потом я слышу, как эксперты например рассказывают, что они, чтобы понять, чем сотрудник живет, сперва общаются с ним не по анкете, а в беседе, и преподносят это как инновацию (введение в методику социологического исследования, 2ой курс).
Или рассказывают, что важно оказывается не только рассказывать о преимуществах продукта, но и рассказывать про эмоциональные выгоды и ценностные аспекты (теория маркетинговой коммуникации, 3й курс)
Или что надо ставить измеримые цели и следить за процессом их достижения (Тони Роббинс, любое выступление, ну то есть введение в менеджмент 1й курс)
Ну то есть можно было бы всё это выдавать не как свои открытия, а просто почитать книгу, а не идти и набивать шишки на своем опыте, а потом обнаруживать, что с людьми получается лучше, когда сперва глубинно и качественно, с коммуникацией - когда эмоционально, а с задачами - когда конкретно и измеримо.
И там уже появляются нюансы, которые необходимо учитывать на практике, и становится понятно, что не всегда есть возможность поговорить глубинно, прокоммуницировать эмоционально, или даже поставить измеримую цель, или как конкретно измерять.
Но это появляется значительно проще и быстрее после усвоения учебных истин.
Decoding Human - канал про смыслы в брендах, бизнесе и жизни