Вводная 1.
Я не раз отвечал на вопрос "Что это значит - быть язычником?" Часто этот вопрос сопровождался рядом обыденных заблуждений вида "А кому вы приносите жертвы?" Но еще больше усилий я затратил на то, чтобы отмежеваться от многих современных течений, упрощающих суть язычества. Для этого задуман цикл заметок "Записки язычника IT-эпохи". Мой
(
Read more... )
Comments 30
Reply
Примеры есть, я не спорю, главное, как они используются и в каких рамках находятся. Я очерчиваю рамки мифа для того, чтобы отличать его от
- логики
- заблуждения
- идеологии.
Потому что в этих пространствах мифам, как чистым формам, как они существуют в рамках языческого мировоззрения, места нет.
Reply
Для язычников время напоминает кольцо, не спорю, но движение от "хорошего" к "плохому" есть всегда - что чередование золотого, серебряного и бронзового веков античности, что Рагнарек у скандинавов.
Миф, конечно, не заблуждение, а мировоззрение с особой логикой. Репрезентирующееся в различных фольклорных жанрах. Допустим, современные рассказы об НЛО и прочем построены по принципу быличек о низшей демонологии, нам встречались в экспедиции рассказы о местном губернаторе, сюжетно совпадающие со сказками, легенды о мамонтах, вписанные в миф о Всемирном потопе и прочее.
"Заблуждение", вообще, довольно скользкий термин и неприменимый здесь - это как в 19 веке этнографы называли языческие верования различных племен заблуждениями и вымыслами. В этом термине заложена оценочная коннотация, потому, думается, для науки он слабо применим.
То, что для россиянина 21 века заблуждение, вполне может быть реальностью для амазонского туземца.
Reply
Теперь к реальности. Под реальностью я понимаю повседневную рациональную реальность, общую для всех участников. Так, для россиянина 21го века и амазонского туземца не одно не только заблуждение, но и реальность тоже не одна. Из-за теоремы Томаса.
Заблуждение - это ошибка рациональной логики, из которой ускользает суть мифа.
Reply
миф--"вот онтов твоми годы", "пионеры-герои" и т.п.
я совсем непонятно обьснил?
Reply
Миф - это история, фабула которой понятна не как пример, а как сюжет.
Того же Геракла вряд ли можно в пример поставить, вроде "Геракл в твои годы Авгиевы конюшни вычистил, а ты в комнате прибраться не можешь!" Геракл тогда в эти же годы жену и детей грохнул, и много еще натворил. Но, тем не менее, нам всем понятна история Геракла, как человека, попавшего в сложную жизненную ситуацию и ее превозмогающего.
Так же и в семье. Вот у нас в семье есть легенда о том, что мой прадед, когда был военным комендантом одного немецкого города, вывез для себя и семьи два груженных состава вещей. Но направил он их под Харьков, куда думал возвращаться, а его указом Сталина отправили в Красноярск, так что достались эти два состава кому-то другому. Или и вовсе ушли на свалку. Вряд ли эту историю можно повернуть в педагогический контекст в стиле "пионеры-герои", но она очень легко передает мудрость "относись к вещам просто" или "где-то найдешь, где-то потеряешь". Ну и дух эпохи передает.
Reply
На мой взгляд миф (говорю сейчас о древних мифах) - это иносказательный рассказ об устройстве мира и прочих сложных материях. В античной Греции, к примеру, было две версии язычества: одна - для профанов, где мифы не требовалось разбирать и вникать в их суть, где мифы понимались буквально, а другая - для посвящённых, где через мифы (теорию) и мистерии (практику) адепт познавал глубинную суть вещей, воспринимая и расскз о Богах и обряд как иносказание.
Reply
А когда я историю своим внукам буду рассказывать, она уже превратится в семейный миф.
Не обязательно о мировом устройстве, просто об устройстве жизни. А в целом, разделение ухвачено верно. Только, я думаю, в современном мире не может быть профанного язычества.
Reply
Вон там текст о том, как могут уживаться друг с другом языческие мифы и научная логика.
Reply
Мы уже много раз обсыждали то, что никаких Богов в материальном мире нет, и представлять их, как материальные объекты - по меньшей мере, странно.
Но я говорил про другое. Про то, что мифы должны создаваться в той сфере, которая не подменяет, а дополняет реальность логики. Варг находит это в идеологии. Идеология уже всем набила оскомину, она в постсовременном мире не интересна - я говорю о месте язычества в новой, семейной и художественной, мифологии. В этом мое личное расхождение с Варгом. Но, нужно сказать, оно не такое уж и большое.
Reply
Reply
Leave a comment