Язычество как мифическое сознание

Oct 30, 2012 18:52

Вводная 1.
Я не раз отвечал на вопрос "Что это значит - быть язычником?" Часто этот вопрос сопровождался рядом обыденных заблуждений вида "А кому вы приносите жертвы?" Но еще больше усилий я затратил на то, чтобы отмежеваться от многих современных течений, упрощающих суть язычества. Для этого задуман цикл заметок "Записки язычника IT-эпохи". Мой ( Read more... )

мысли, записки язычника IT-эпохи, язычество, мифы

Leave a comment

Comments 30

arjushka October 30 2012, 16:46:57 UTC
Да куча примеров таких - начиная от детских, которые делят все известное пространство на локусы, населенные мифологическими существами, и заканчивая всяческими околонаучными. А также распространенный миф о том, что раньше трава была зеленее, - совершенно укладывается в языческое мировоззрение.

Reply

metalmaugly October 31 2012, 08:49:23 UTC
То, что раньше трава была зеленее - это не миф, а заблуждение. Миф же заблуждением не является, хотя именно так его чаще всего и трактуют. Раньше и позже, кстати, тоже придумали монотеисты - для язычников время напоминает скорее кольцо, чем отрезок.
Примеры есть, я не спорю, главное, как они используются и в каких рамках находятся. Я очерчиваю рамки мифа для того, чтобы отличать его от
- логики
- заблуждения
- идеологии.
Потому что в этих пространствах мифам, как чистым формам, как они существуют в рамках языческого мировоззрения, места нет.

Reply

arjushka October 31 2012, 09:03:16 UTC
Это не заблуждение, а миф. У Элиаде на эту тему хорошо написано.
Для язычников время напоминает кольцо, не спорю, но движение от "хорошего" к "плохому" есть всегда - что чередование золотого, серебряного и бронзового веков античности, что Рагнарек у скандинавов.
Миф, конечно, не заблуждение, а мировоззрение с особой логикой. Репрезентирующееся в различных фольклорных жанрах. Допустим, современные рассказы об НЛО и прочем построены по принципу быличек о низшей демонологии, нам встречались в экспедиции рассказы о местном губернаторе, сюжетно совпадающие со сказками, легенды о мамонтах, вписанные в миф о Всемирном потопе и прочее.
"Заблуждение", вообще, довольно скользкий термин и неприменимый здесь - это как в 19 веке этнографы называли языческие верования различных племен заблуждениями и вымыслами. В этом термине заложена оценочная коннотация, потому, думается, для науки он слабо применим.
То, что для россиянина 21 века заблуждение, вполне может быть реальностью для амазонского туземца.

Reply

metalmaugly October 31 2012, 12:15:22 UTC
Красота в глазах смотрящего, а поскольку мы все стареем, естественно, такая форма передавалась в мифах. Не стоит воспринимать "траву зеленее" как реальное положение дел, а как фиксацию процесса старения.
Теперь к реальности. Под реальностью я понимаю повседневную рациональную реальность, общую для всех участников. Так, для россиянина 21го века и амазонского туземца не одно не только заблуждение, но и реальность тоже не одна. Из-за теоремы Томаса.

Заблуждение - это ошибка рациональной логики, из которой ускользает суть мифа.

Reply


hitman_roland October 31 2012, 02:18:41 UTC
не семейные. скорее социальные(хотя словочетание социальны мифы как то режет по уху, естли честно)
миф--"вот онтов твоми годы", "пионеры-герои" и т.п.
я совсем непонятно обьснил?

Reply

metalmaugly October 31 2012, 08:39:10 UTC
Это не миф, а плохой педагогический прием.
Миф - это история, фабула которой понятна не как пример, а как сюжет.
Того же Геракла вряд ли можно в пример поставить, вроде "Геракл в твои годы Авгиевы конюшни вычистил, а ты в комнате прибраться не можешь!" Геракл тогда в эти же годы жену и детей грохнул, и много еще натворил. Но, тем не менее, нам всем понятна история Геракла, как человека, попавшего в сложную жизненную ситуацию и ее превозмогающего.
Так же и в семье. Вот у нас в семье есть легенда о том, что мой прадед, когда был военным комендантом одного немецкого города, вывез для себя и семьи два груженных состава вещей. Но направил он их под Харьков, куда думал возвращаться, а его указом Сталина отправили в Красноярск, так что достались эти два состава кому-то другому. Или и вовсе ушли на свалку. Вряд ли эту историю можно повернуть в педагогический контекст в стиле "пионеры-герои", но она очень легко передает мудрость "относись к вещам просто" или "где-то найдешь, где-то потеряешь". Ну и дух эпохи передает.

Reply

otto_skorzeni October 31 2012, 16:43:42 UTC
Ну кто сказал, что это -миф. История смахивает на правдивую.

На мой взгляд миф (говорю сейчас о древних мифах) - это иносказательный рассказ об устройстве мира и прочих сложных материях. В античной Греции, к примеру, было две версии язычества: одна - для профанов, где мифы не требовалось разбирать и вникать в их суть, где мифы понимались буквально, а другая - для посвящённых, где через мифы (теорию) и мистерии (практику) адепт познавал глубинную суть вещей, воспринимая и расскз о Богах и обряд как иносказание.

Reply

metalmaugly November 1 2012, 07:22:47 UTC
А будто миф не может быть правдивым? Это потому что был мой прадед, и те штуки (2 стеклянных шарика) от этой роскоши остались.
А когда я историю своим внукам буду рассказывать, она уже превратится в семейный миф.

Не обязательно о мировом устройстве, просто об устройстве жизни. А в целом, разделение ухвачено верно. Только, я думаю, в современном мире не может быть профанного язычества.

Reply


heliar October 31 2012, 18:28:26 UTC
http://www.burzum.org/rus/library/a_bards_tale08.shtml
Вон там текст о том, как могут уживаться друг с другом языческие мифы и научная логика.

Reply

metalmaugly November 1 2012, 07:29:46 UTC
Варг, при всем моем уважении, тот еще интеллектуал, но жечь напалмом у него получается куда лучше.
Мы уже много раз обсыждали то, что никаких Богов в материальном мире нет, и представлять их, как материальные объекты - по меньшей мере, странно.

Но я говорил про другое. Про то, что мифы должны создаваться в той сфере, которая не подменяет, а дополняет реальность логики. Варг находит это в идеологии. Идеология уже всем набила оскомину, она в постсовременном мире не интересна - я говорю о месте язычества в новой, семейной и художественной, мифологии. В этом мое личное расхождение с Варгом. Но, нужно сказать, оно не такое уж и большое.

Reply

kochtopfkopf November 1 2012, 09:57:07 UTC
Ну он перестал жечь напалмом уже довольно давно.

Reply


Leave a comment

Up