Oct 10, 2008 00:30
Пишу обещанный пост, на который отчасти комменты Флекса сподвигли.
Итак, как смотрю на глобализм и глобализацию.
Вот, говорит Флекс, глобализация - это такая вещь, которая стирает границы и барьеры между народами, ведёт к объединению.
Хорошо, стирать границы - это замечательно, да будет единое и неделимое человечество. Но. Вместе с консервативными барьерами и предрассудками мы стираем и национальную индивидуальность различных народов. Всё бы ладно, хрен бы с ней, каждый нормальный человек и так не ограничивается своей национальной культурой, он субкультурен сам по себе, то есть обладет неким подобием собственной индивидуальной культуры, чем-то непохожей на другие. Но ведь под маской стирания границ пока идёт всего лишь одна культура, а вовсе не разумный и свободный баланс всего лучшего, что народы накопили за тысячи лет развития. С Запада вместе с ценностями прогресса идёт и множество всякой хрени, начиная разрушением социальных связей, кончая ослаблением моральных норм, которые на самом деле всё-таки нельзя назвать чем-то консервативным и устаревшим.
Можно сказать, что, выходит, западная культура успешней и ценнее, вот и поглощает слабые восточные, но ведь и в западном обществе имеется множество проблем! Падение рождаемости, старение населения, общее падение интереса к жизни - это ж всё не надуманное. Когда в рамках общества бездельники начинают жить не хуже работящих людей - на пособия, тоже не есть гуд.
Глобализм. Флекса возмущают транскорпорации, которые увеличивают имущественный разрыв между классами. Хорошо, взглянем на транскорпорации.
Началось всё с переноса высокотехнологичных производств в третьи страны, где рабочая сила оказалась дешевле. В результате, корпорации стали отходить от зависимости от национальных правительств, в них оказывались служащими представители многих национальностей, корпорации покрывали своей более дешёвой продукцией весь мир.
Что плохого. Да, производство перенесено в третьи страны, что означает прежде всего безработицу в стране базирования. Сразу самый трудоёмкий сектор - произвоство - переносится туда, где дешевле, где туземцы смогут за гигантсткие для них деньги, и мизерные для европейцев, производить необходимые части продукции. Ну, да, обогащается, в основном, верхушка корпорации, пока на родине безработица, а уровень туземцев повышается довольно медленно.
Ага! Первое: повышается уровень жизни в третьих странах. Понижаются цены на высокотехнологичную продукцию. Создаётся некая глобальная сеть, способная унифицировать потребеление необходимейших для современного мира вещей по всему миру, плюс учитывая реальные потребность и спрос на те или иные виды продукции в тех или иных регионах, оперативно их удовлетворять.
К тому же, транскорпорации - это сила, которая, в любом случае, выступает за стабильность. Ей не нужны войны, так как при любой заварушке слишком велик риск потерять раскиданные по всему свету производства или нарушить выгодно сложившиеся финанасовые потоки. Мы имеем транскорпорации как фактор стабильности в мире.
А то, что расслоение увеличивается... Да, капиталисты богатеют быстрее рабочего класса, как выразился Флекс, но богатеют и те, и другие, уровень жизни на Земном шаре в целом повышается.
Я уж не говорю о том, что транскопорация, имея громадные средства в распоряжении и подвергаясь постоянной конкуренции со стороны других корпораций, сможет вкладывать реальные средства в улучшение своей продукции, а в случае с высокотехнологичным производством - это означает ещё и способствование научно-техническому прогрессу.
Так полноте, такое ли уж отрицательное явление транскорпорации?
Да, и слова Флекса о рабочем классе, кормящем капиталистов-империалистов, всколыхнули воспоминания о левых идеях. Что же они такое и каковы их перспективы в современном мире?
Так вот перспектив у них как раз сейчас никаких.
Смотрите, в начале XX века, когда произошло большинство левых революций, сложилась уникальная ситуация: пролетариат был незаменим, а жил чрезвычайно хреново. Это и делало его великой силой перемен и чуть было не привело к коренным преобразованиям во всём мире.
Но сейчас... Сейчас производство имеет тенденцию к автоматизации. Уровень жизни вырос. Рабочий нынешний настолько сыт, настолько доволен, в общем, своим местом, что едва ли рискнёт своим заработком ради реализации каких-то там социалистических идей. Всё, поезд уплыл, пароход ушёл. Без сомнения, самой революционной силой в Западном мире остаются некто вроде негров, которые всё ещё не выбрались из старинных гетто, и каких-нить латиносов, что борются за свои права. То есть свои бедняки и понаприехавшие иммигранты. Маргиналы, в основном. А обыватель, средний рабочий, вполне доволен жизнью, имея сытый желудок и бутылку пива к футбольному матчу.
Ох, не выживут капиталисты без такого рабочего класса, никак не проживут, эх. Сейчас, только перенесут сначала производство в третьи страны, потом доработают полную автоматизацию... И куда им деваться без пролетария, ума не приложу.
Короче, левым идеям в их прежней трактовке с порывами на революционность пришёл долгий и плотный каюк.
Хотя, тем не менее, как уже писал, неких черт коммунизма или социализма в жизни общества будет всё-таки прибавляться. Но причины тому совсем другие, в первую очередь не социальные.
общество