Сказ о том, чем делали вазы, вызывающие ступор у немогликов

May 14, 2021 10:48


Здравствуйте, уважаемые читатели!

Много времени уже прошло с той поры, как под нос мне (и не только, кстати, мне) выставили эту картинку.




Поскольку кроме неё было сразу подкинуто много картинных вопросов (более похожих на тыкание носом), ответ на которые требовал времени,



то про эту вазу я сообщила только, что она - колыванского изготовления, и что вырезана из коргонского порфира. Но этой информации для полноценного ответа, как вы понимаете, недостаточно, ибо требуется пояснить, какими инструментами такие вазы ваялись (как показывает опыт, требовалось ещё упомянуть, из чего те инструменты были содеяны).

Сначала мне долго не удавалось найти как называется эта порфировая ваза, выставленная в Эрмитаже. Сегодня поиск мой на сайте музея, где она находится в зале №97, увенчался следующей находкой:



Поскольку на скришноте плохо видны бледные надписи, привожу их разборчиво:

Место и дата изготовления - Россия около 1897 года. Производство, мастерская, фирма - Императорская Колыванская шлифовальная фабрика. Материал - порфир коргонский. Техника - резьба, шлифовка, полировка. Размеры - высота 107.0 см, ширина 72.0 см. Инвентарный номер - Эпр.5093.

Ваза эта вновь отсылает к оснащению Колыванской шлифовальной фабрики, но уже к более поздним временам, о которых я ещё не писала. И тут на помощь приходит книга, посвящённая столетнему юбилею этого замечательного заведения.



Обратите внимание, что тёрки изготавливали из мягких материалов, в которые легко вдавливаются зёрна наждака.



"Колоссальное отделение" - цех для производства крупногабаритных изделий.


"Ложки" - особого вида орнаментальные украшения.



Ознакомившись с этим текстом, мы получили весьма приблизительное представление об оборудовании, применявшемся на алтайской фабрике. Потому на цитировании этой книги я не закругляюсь :о) Читаем газету Алтайская правда от 13 августа 1946 года, где также говорится об оборудовании той же фабрики.





Про плоские пилы из котельного железа в прежних статьях я упоминала не единожды.



Вот она - плоская пила (плоская, потому что без зубьев) в фабричном музее





Далее нам будет встречаться название - обронная машинка. Обронными назывались рельефные изображения или орнаменты на изделиях.

Кроме плоских пил и качалки в статье упоминаются "надносная" и "выемочная" машинки. Надносная машинка (переносная модификация обронной) была изобретена Василием Астафьевичем Коковиным - мастером Императорской екатеринбургской фабрики вместе с другими механизмами в 1807-1808 гг. Она упоминается среди экспонатов выставки 1896 года:



Машинка оказалась простой и удобной в работе, и применялась на колыванской фабрике до середины 20-го столетия. На ней выполняли орнаменты на изделиях любого размера.


Обронная машинка
Вот, что сообщается о ней в Горном словаре, написанном Григорием Ивановичем Спасским, изданном в 1842 г.



В фабричном музее хранится деталь этой машинки


В "пустоту" валика вставлено "орудие", в данном случае - стержень с шлифовальным диском нужного диаметра и формы обода (форма обода могла быть и цилиндрической)
Для колыванцев и петергофцев в Екатеринбурге было изготовлено несколько таких машинок. Это - не привязанный к определённому месту станок, а удобный в работе, ручной переносной компактный инструмент, то есть, надносная - та же обронная, но не прикреплённая к рабочему столу, а отданная мастеру в руки. Такую машинку можно было переносить, помещать под любым нужным углом к обрабатываемой поверхности камня. К машинке были подведены два таких ремня, и работала она, когда один ремень был натянут, а другой передаточный ремень - ослаблен, и останавливалась она, когда оба ремня были натянуты одинаково. Радиус зоны действия определялся длиной ремня передачи. Трудно переоценить значение этой машинки для камнерезного фабричного дела, ведь от одного вала одновременно, и не мешая друг другу, могли работать сразу несколько таких машинок. Если при этом одна из машинок останавливалась, это не сказывалось на работе других. Сменные наконечники с вращающимися дисками нужной формы (профиля) и размера позволяли мастеру вытачивать рельефные узоры различного вида и сложности. Вытачивание же выполнялось изтиранием камня порошком абразива. Своего рода гравировка.

То есть, хоть прямой угол вырезайте, хоть острый :о)


Ваза (одна из парных), вырезанная Коковиным надносной машинкой в 1805-1809 гг..
Если на Екатеринбургской фабрике механизмы изобретали и внедряли Коковины (отец и сын - Яков Васильевич), то на Колывани изобретателем, механиком и мастером был Филипп Стрижков. О его универсальной машине (1780-1790-х), ускорившей обработку изделий из камня в 9 раз я сообщала в статье Старт первой механической камнерезной. Изобретённые им механизмы также проработали на фабрике до конца 20-го века. А благодаря надносной машине в Колывани мастера-резчики достигли невиданных ранее вершин мастерства. Эти машинки применялись и при изготовлении из ревнёвской яшмы "царицы ваз".

Поскольку три фабрики, занимавшиеся резанием и шлифованием камней (Екатеринбургская, Петергофская и Колыванская) принадлежали поначалу одному ведомству (Кабинету Его Императорского Величества), между ними существовали связи и взаимодействие. Так, общению мастеров уральской и алтайской фабрик способствовала не только посылка или перевод их с фабрики на фабрику, но и контакты, случавшиеся во время отправки и сопровождения изделий с караваном в Петербург. Колыванские произведения доставлялись в Екатеринбург зимой, а после вскрытия рек погружались на баржи вместе с изделиями уральцев. Екатеринбургская фабрика была обязана поставлять найденный рядом с Горношиитским мраморным заводом так называемый "русский" наждак фабрике в Колывани. Так что мастеровые могли при личных контактах не только общаться, но и обмениваться опытом, разсказывать об оборудовании на их предприятиях. А поскольку на обеих фабриках изготавливались изделия из твёрдых пород, то не удивительно, что и способы обделки были аналогичными.

Вернёмся к машинкам.



Упомянутое "сверло из листового железа" было полым цилиндром. Так что, смотрите эксперименты по сверлению гранита медной трубкой Николая Васютина.


Макет универсальной машины Стрижкова (справа - сверлильный станок)



Ещё описание техники 19-го века из словаря Спасского:



Когда на фабрике была установлена паровая машина, водяное колесо одно время трудилось параллельно с нею. Во второй половине 19-го века на фабрике появились дисковые пилы.

Посмотрим попутно и на то, как и чем велась работа в Екатеринбурге. Как сообщал Горный журнал в 1827 году (начиная со стр. 133)



Вот как поступали с камнями:





Изготовление гемм и камей (так называемых антиков) производилось аналогично:



Предлагаю ещё раз полюбоваться творениями русских мастеров 19-го века:


Колгонский порфир. Ваза выполнена на Колывани в 1810 г.





Начало здесь Старт первой механической камнерезной

камень, технологии

Previous post Next post
Up