(начало
http://metafor-7.livejournal.com/170530.html и
http://metafor-7.livejournal.com/170764.html )
Низкий культурный уровень самоедов гиляков и др. упомянутых нами в числе русеющих народностей легко объясняет почему эти племена с такой легкостью утрачивают свою самобытность при столкновении с русскими.
Роль, которую играет культурный уровень двух народов в иcxoде ассимиляционной борьбы выясняется особенно рельефно при разборе фактов свидетельствующих о потере русскими своей национальности. Нам уже приходилось упоминать о влиянии, которое оказывают киргизы на сибирских казаков Г. Н. Потанинъ23)дает обстоятельныя сведения о ходе этого влияния. Сибирские казаки расположены по трем линиям "Горькой", Иртышской и Бийской. На Иртышской линии скотоводство сильно развито: в прежнее время здесь были лица, владевшия табунами из нескольких тысяч лошадей. Хлебопашество в средней части линии (около Ямышева) еще недавно совершенно не существовало. "Здесь прежде выростали целыя поколения, не имевшия понятия, как растет хлеб на корню, потому что сами не пахали, а крестьянския деревни расположены далеко отсюда". Иртышскиие казаки окружены киргизами, так как киргизския кочевья примыкают к линии, как на правом так и на левом берегу реки. Казаки настолько поддались влиянию окружающих их киргизов что почти все казачье население говорит по-киргизски и нередко предпочитает этот язык родному; для многих это колыбельный язык так как няньки часто выбираются из киргизок Киргизcкия привычки простираются и на одежду и пищу казаков Как и киргиз иртышский казак любит носить широкие плисовые шаровары, халат из бухарской парчи или саранджи и лисью шапку (борьк); он любит киргизския национальныя блюда, в том числе и конину. Старые казаки даже колют на еду своих лошадей. Кроме того, многие предразсудки, понятия и убеждения казак заимствовал от киргизов: он как и этот последний, считает стыдным сесть на коня без нагайки, надеть холщевые шаровары и т. п. Наиболее заметно усвоение киргизских привычек в Ямышевской станице. "На линии, замечает г. Потанин конечно происходит и обратное влияние русской жизни на киргизов Работники у казаков все из киргизов; они живут у них в пастухах и при домах У каждаго казачьяго селения на задах можно найти группу землянок и юрт-это жилища "джатаков", т. е. киргизов которые перебиваются около русских нанимаясь в работники... в джатаки превращаются только такие киргизы, у которых выпал скот от болезней, и им не на чем кочевать в степи". Характерно то, что на Иртышской линии киргиз в сельском хозяйств является более знающим чем казак : работник киргиз ладит соху и борону, сеет и жнет чего казак весьма часто не умеет делать.
Странный на первый взгляд факт утраты иртышскими казаками своей национальности легко найдет себе объяснение, если мы обратимь внимание на историю возникновения сибирскаго казачества. В лице его мы не имеем как на Дону и Яике, продукть колонизационнаго движения русскаго народа. Заселение всех казачьих линий шло по распоряжению правительства (с ХVII в.), причем первыми поселенцами были солдаты. В 1743 г. казаковь, живших в крепостях по всей линии было только 600 человек Впоследствии количество сибирских казаков продолжало пополняться разными элементами, в числе которых не малую роль играли драгунския и солдатския дети, "которыя частью сами отставали от своих команд уходивших после срочной службы на родину, приписывались в крепостные казаки, частью были вписываемы в казаки волею начальства." Так как цель устройства линии была не столько колонизационная, сколько военная, для прекращения набегов степняков то новые поселенцы сначала исключительно жили в построенных крепостях и лишь постепенно переходили к более мирному занятию-скотоводству; при условиях солдатской жизни в XVIII в. сибирские казаки представляли собой элемент бездомный, брошенный на русскую границу для непрестанной борьбы с соседями-кочевниками, и из двух враждующих сторон киргизы были и многочисленнее, и богаче, и более опытны в степных набегахь и войне; в этом отношении их культурный уровень был выше отставших от своих -русских солдат : киргизы являлись лучшими наездниками, имели лучших лошадей и лучшее (холодное) оружие, которое они покупали или получали набегами от южных соседей. Для того, чтобы вести успешно борьбу, русский должен был учиться у киргиза, и так как культурный уровень поселившихся солдат был не высок его должны манить и более роскошная из бухарской парчи одежда киргизов и opyжие, и конския украшения; киргиз-степняк являясь для новаго поселенца идеалом наездника, должен был подчинить себе русский элемент и повлиять на его обычаи, нравы мировоззрение и язык Подражая киргизу в изыскании средств для существования, русский солдат-поселенец оторванный от земледельческой России, обзаводится стадами и в силу вещей начинает вести полукочевой образ жизни. Оторванность от остального русскаго элемента и сравнительная малочисленность казаков на Иртышской линии явились лишь облегчающими утрату русскими своей национальности факторами. Окиргизилось именно прииртышское казачье население, где, по словам Г. Н. Потанина, население оказывается более редким чем на двух других линиях; по Иртышу казачьи станицы редко состоять больше чем из 100 дворов и расположены на разстояниях 25-30 верст; на протяжении около 800 верст находится всего 23,000 человек об. п., тогда как на остальныя 1,000 верст занимаемыя двумя другими линиями, приходится казаков 67,000. Вторым облегчающим окиргизение фактором следует считать, быть может то, что между сибирскими казаками много башкир и мещеряков (родственных по языку киргизам народов), и что, по преданиям значительное число иртышских казаков происходить от крещеных киргизов
Что окиргизение русских объясняется главным образом низким культурным уровнем последних доказывается тем что там где сибирские казаки под влиянием русских крестьянъ-поселенцев стали заниматься земледелием они в своих обычаях и привычках мало отличаются от крестьян (Бийская линия); на этой линии им впрочем сравнительно мало приходится сталкиваться с киргизами; к последним казаки относятся с отвращением: "бийский казак .. почтет за грех если заговорят по-киргизски в избе, где есть православныя иконы".
На "Горькой" линии, где сношения с киргизами очень часты, но где казаки также под влиянием крестьян-поселенцев занимаются земледелием стоят следовательно, на более высоком культурном уровне, мы видим обратное явление-обруcение киргизов; конечно, это имеет место только в отношении киргизов переходящих к оседлости. Переходя от кочевого быта к оседлому, киргиз стоит совершенно безпомощным и не знающим перед новыми условиями жизни, и казак "Горькой" линии является для него учителем во всех подробностях земледельческаго быта в той-же мере, как киргизъ-кочевник является учителем русскаго казака на Иртышской линии в подробностях военной и скотоводческой жизни. Оседлый киргиз постепенно утрачивает свои национальныя черты и русеет.
Эта же причина, превосходство культурнаго уровня, регулирует результаты взаимодействия якутов и русских Мы указывали выше, что в Якутской области замечаются как явления объякучяванья русских так и наоборот-обрусения якутов Утрата русскими своей национальности поражала наблюдателей настолько, что они, не подвергая этого явления разбору, были склонны придавать этому факту преувеличенное значение; вследствие этого у более старых путешественников мы встречаем удивление перед способностью якутов ассимилировать русских "Якуты, пишет напр., Гартвиг24), представляют замечательное явление покореннаго народа, который навязывает победителям свои нравы и свой язык и, будучи далеким от того, чтобы подвергнуться влиянию покорителя, втягивает его в свою сферу". От авторов более поздних не могло укрыться, что объякучивание русских замечается лишь в некоторых местностях; что впрочем мало колебало установившееся убеждение об ассимиляционной способности якутов причем на долю русских отводилась лишь порча нравов якутов Следует иметь в виду, что оба народа относятся друг к другу крайне враждебно. Якуты инстиктивно чувствуют пишет один из новеейших изследователей их г. Вруцевич25), что нравы их растлили русские, которых они презирают Чорт говорят они, семь пар торбазов износил обсуждая, кого сослать в Якутскую область к ним в гости, и на седьмой год начал присылать к ним русских; "всех русских якуты называют зверями. Презрение якутов к русским выражается также и в отвращении к русскому языку". Всякий русский, сталкивающийся по торговым делам с якутами, замечает тот-же автор, дает о них такой отзыв: "Якуты олекминские и Якутскаго округа-замечательные мошенники... это первые разбойники и грабители"; автор считает что эти дурныя качества привиты якутам самими же русскими. Несмотря на недружелюбное отношение русских к якутам эти последние, по словам г. Вруцевича, как бы подчиняют своему влиянию руcских и пoдчинeниe это поразительнее всего выражается в зaбвeнии приленскими крестьянами родного языка, которые и между собой не говорят теперь иначе, как по-якутски. Это странное на первый взгляд явлениe еще более поражает если принять во внимaниe нeвыcoкий культурный уровень якутов : жилища их уступают на много тому типу, который мы привыкли видеть у русских; "кустарное производство якутов самое жалкое, пишет г. Вл. и-н26); плотничье и столярное ремесло... еще находится в младенчестве... Резьба якутов на дереве и мамонтовой кости... груба, аляповата: в линияx нет симмeтpии, в рисунках-перспективы, и во всем бедность фaнтaзии".
Более подробное изyчeниe причин oбъякyчивaния русских бросает свет на это явлeниe. Барон г. Майдель 27)с большим безпристрастием чем многие его предшественники, отнесшийся к этому вопросу, пишет по этому поводу следующее: удивительно, с какой легкостью русские объякучиваются, принимают якутския одежды и привычки, живут в юртах и наконец употребляют только якутcкий язык забывая русский. Проходя молчанием частыя явления этого рода, автор указывает на две деревни по близости от Олекминска и на дерев. Нюрбу в Вилюйском округе. В двух первых живет до 1800 чел. об. п., в последней до 300 человек русских Жители всех трех деревень живут состоятельно, занимаются отчасти хлебопашеством и преимущественно скотоводством но все без исключешя объякутились. Между тем известен только один наслег на Нижней Колыме, где якуты совершенно обрусели, "но мне кажется, добавляет автор что именно этот единственный наслег утративший свою якутскую национальность бросает свет на все это довольно трудно объяснимое обстоятельство. Русские пришли в область в сравнительно незначительном числе и поселились в стране, в которой северная природа должна была оказывать на них весьма сильное воздействие и навязывать им образ жизни, резко противоречащий их прежним привычкам Прежде всего они должны были оставить собственно крестьянское занятие-земледелие и перейти к скотоводству; в этом последнем занятии старые насельники страны стояли перед] ними уже опытными, и русские естественно должны были подчиниться их привычкам так как скотоводство в якутской области существенно отличается от такового же в России." К этому присоединилось еще то, что русские были более малочислены и, наконец путем браков смешивались с Якутами. Все это вместе взятое объясняет что якутские нравы и обычаи вошли в употребление у новых покорителей. Совершенно иначе дело стояло у якутов : им нечего было заимствовать у русских что могло бы быть необходимым для их материальнаго благосостояния, к тому же они были многочисленнее и, по крайней мере, в более отдаленное время не женились на русских : им было легко сохранить свою национальность, но что это не происходило вследствие более сильнаго национальнаго самосознания, доказывается, по мнению бар. Майделя, именно существованием обрусевшаго наслега, поселившагося на Нижней Колыме. Якут продолжает автор прежде всего кочевник; в кочевом быте его главное занятие, охота и рыболовство являются лишь побочными занятиями. Поселившись на Нижней Колыме, якут должен был оставить скотоводство; жесткая трава не дает там возможности продолжать скотоводческое хозяйство в более обширных размерах; он сделался оседлым рыболовом заменил юрту домом стал говорить по-русски, одеваться по-русски и, наконец забыл свой язык.
Объяснения, которыя дает бар. Майдель, объякучиванию русских и обрусению якутов сделаются еще более ясными, если вспомнить, что первыми насельниками области были не крестьяне-земледельцы, а толпы казаков давно уже забросивших земледелие и двигавшихся в неизвестныя страны в стремлении за добычей. "Первые русские отряды казаков и промышленников проникших в начале XVII столетия в Якутскую область- замечает совершенно справедливо г. Вл. и-н28), - едва ли были из лучших представителей русской культуры. Здесь они нашли самыя неблагоприятныя условия для развития какой-бы то ни было культуры". При низком уровне первых русских пoселенцев искавших в новой стране быстрой наживы, якут материально лучше обставленный, приспособившийся к условиям страны, являлся более культурным и должен был влиять на русских Даже в настоящее время, потомки первых поселенцев стоят в культурном отношении ниже якутов: "Что касается до выдающихся талантов и художеств якутов в настоящем пишет тот-же г. Вл. и-н то они, пожалуй, выделяются при виде полнаго падения культурнаго типа русскаго Якутской области".
Русский колонизатор области постепенно двигался все более на север; условия страны не позволяли ему заниматься скотоводством; он переходит к рыболовству и, применяясь к новым условиям вырабатывает способ производства. Естественно, что когда якут переходит к рыболовческому быту, русский является его учителем и он заимствует у последняго как способ производства ловли, так и более культурныя жилища и, наконец язык "Чем дальше на север читаем тамъ-же у г. Вл. и-на, .вниз по течение р. Колымы, тем обрусение якутов заметнее. Урочище Кресты, в 200 в. от Нижне-Колымска, составляет первое виденное нами сплошное якутское селение на манер русской деревни, с рубленными домами вместо юрт Скота у крестовских якутов нет занимаются они рыболовством а зимой гонят казенную почту на оленях; говорят по-якутски и по-русски. Якуты же 1-го Матюжскаго рода, живущие в Нижне-Колымске и в его окрестностях ничем от русских не отличаются. И замечательно, что низовые якуты, всего 200 верст от Крестов и 500 верст от Средне-Колымска, еще настоящаго Якутскаго царства, - ни одного слова по-якутски не знаютъ".
Мы видели, что в процессе взаимоотношений русских и киргизов и якутов действует известная совокупность причин облегчающих или задерживающих этот процесс но что главным регулирующим фактором является культурный уровень сталкивающихся племен.
Обзор приведенных нами фактов заставляет сомневаться в существовании у русскаго народа ассимиляционной способности. Мы можем говорить только об ассимиляционной деятельности русскаго народа, интенсивность которой зависит от целаго ряда условий, причем главным регулятором является культурное превосходство русских над инородцами, так как где этого условия нет русский элемент сам поддается инородческому влиянию и утрачивает свою национальность. Мы далеки от отрицания существования у народов как и у отдельных индивидуумов тех или иных способностей, но наделять какой-нибудь способностью тот или другой народ следует лишь после анализа фактов в которых принято видеть ея проявление. Если анализ привел бы к возможности объяснить, подобные факты культурно-историческими или другими условиями, мы должны были бы заменить слово "способность" другим чтобы внесением недостаточно определеннаго термина не затруднять объяснения явлений, которыя требуют более сложнаго решения, чем объяснения посредством проявления во вне известной способности народа. В вопросе о взаимоотношениях русских и инородцев пока еще нельзя говорить об "ассимиляционной способности" русскаго народа: мы видим лишь ассимиляционную деятельность, и дальнейшее изучение этой деятельности, детальная, разработка относящихся сюда фактов сначала покажет нам как в каких странах быта и при каких условиях эта деятельность проявляется с большей и при каких с меньшей интенсивностью, и, быть может приведет к открытию и ассимиляционной "способности" русскаго народа.
Данныя, накопившияся по этому вопросу до настоящаго времени, заставляют думать, что при прочих равных условиях благоприятствующих сближению русских и инородцев когда первые выступают т. ск. "сами по себе", эти последние будут лишь там подвергаться обрусению, где их культурный уровень ниже. Здесь следует признать действие того же закона, который подмечен вообще в деле усвоения себе народом чужого языка. "Можно сказать, пишет О. Шрадер29)... что язык народа, стоящаго выше в культурно-историческом отношении, очень легко воспринимается другими народами, в особенности, если этот народ многочисленнее их и господствует над ним". Но бывают случаи, когда победители принимали язык побежденных стоявших выше их по культуре". Не следует при этом забывать, что усвоение себе народом чужого языка является одним из наиболее рельефных признаков ассимиляции этого народа.
Н. Харузин
Примечание
1) Известия Общ. Археологии, Истории и Этнографии при И. Казанском Ун. т. X. (Казань 1892).
2) Hartwig. Der hohe Norden, p. 142.
3) И.Н. Смирнов: Мордва. Над, Общ. Арх. Истории и Этнографии при И. Казанск. ун. X, 6, стр. 634-642,
4) Смирнов: Вотяки, стр. 71.
5) Гр. Верещагин: Вотяки Сарапульскаго у., стр. 25 и след.. 57.
6) Смирнов: Вотяки, стр. 70, 71.
7) И.Н. Смирнов: Черемисы, стр. 59-61.
8) Смирнов: Пермяки, стр. 172-176.
9) А. Соборнов: К истории культуры, Олонецкой корелы. "Олонецкий Сборник". и, стр. 125, 126
10) Майков: Поездка в Обонжье и Корелу, стр. 290.
11) Соборнов: 1. с. стр. 127, 129 и 130.
12) П.С. Ефименко: Заволоцкая Чудь, стр. 93.
13) В. Иславин: Самоеды в домашнем и общественном быту, стр. 30, 104, 107 и 108.
14) М. Хангалов: Юрид. обычаи бурят "Этногр.Обозр" ХХI.стр.132,133.
15) В настоящее время дело обрусения бурят сделало большие успехи, сравнительно с XVIIIв., но мы не имеем возможности определить., в какой мере в этом отношении влияла школа; повидимому, однако, роль ея была значительна. Далее, есть cведения, что местами русские подвергаются бурятскому влиянию, и хотя не утрачивают всецело свою национальность, но все говорят уже по-бурятски. Не имея достаточно данных позволяющих судить о силе бурятскаго влияния на русских о количестве русских поддавшихся этому влиянию и о частных условиях приведших к утрате русскими в некоторых деревнях своей национальности, нам приходится оставить это явление без разсмотрения,
16) Н.М. Ядринцев: Сибирь, как колония, стр. 17 и след., 43.
17) А.Н. Краснов: На Сахалине "Истор.В." 1894, февраль, стр. 391,392.
18) Л. Штернберг: Сахалинские гиляки. "Этногр.Обозр." ХVII, стр, 19 2) А. Н. Краснов : На Сахалине, стр. 410.
19) Ваr. Ger Maydell: Reisen und Forschungen im iakutskischen Gebiete. (1861-1871) и. СПБ. 1893, стр. 75-77.
20) Землеведение Азии Карла Риттера Вост, Сибирь и. П. П. Семенов И. Д. Черский и Г. Г. Петц : Саянское нагорье в пределах Иркутской губ., стр. 208.
21) Реклю, VI, стр. 348.
22) И.Н. Смирнов: Черемисы, стр. 45. Вотяки, стр. 70, 71.
23) Г.Н. Потанин: Сибирские казаки,-в Жив.России, ХI,стр. 111-113
24) Hartwig: Der Hohe Norden, стр. 202.
25) Зап. И. Русск.. Геогр. Общ. по Отд. Этногр. ХVII вып. 2, стр. 27, 28.
26) Этногр. Обозр. XIX, стр. 168.
27) Bar. Ger. Maydell: Reisen und Forschungen. I. 539-542.
28) Этногр. Oбозpениe ХIХ, стр. 168.
29) Сравнительное языковедение, стр. 167.
К вопросу об ассимиляционной способности русскаго народа
Харузин Н.Н.
http://нэб.рф/catalog/000199_000009_004091276/viewer/?page=3