(начало
http://metafor-7.livejournal.com/170530.html)
"Переходя от восточных финнов к их западным сородичамъ-корелам мы видим что и они, при столкновении с русскими не в силах отстоять свою национальную самобытность. Несмотря на то, что сношения русских с корелами восходят еще к глубокой древности, процесс обрусения этого племени еще продолжается. Эта кажущаяся медленность находить себе объяснение в том что корелы при начале русской колонизации края долгое время, как это делали вотяки и, повидимому, черемисы, отступали перед новыми насельниками. "Доказательством такого насильственнаго оттеснения корельскаго элемента новгородско-псковскою народностью, пишет г. Соборнов 9), служит то, что многия селения, заселенныя в настоящее время одними русскими, носят и до ныне корельския названия.
Корелы
Доказательством оттеснения корелов в глушь края служит и то, что в настоящее время встречаются корельския селения, в которыя, что называется, "птица не залетает". В конце-концов вышло следующее: русский элемент занял все лучшия и наиболее удобныя места при больших озерах и реках обилующих ценной рыбой, при которых или невдалеке от них возникли селения и одиночные поселки... Корельский-же элемент оттесненный в глухия, дремучия и неудобныя места, удаленный от больших и лучших водных резервуаров и удобных центров сбыта рыбы и зверя, уединяясь от русскаго элемента, начал вести жалкую жизнь, поддерживаемую одною рыбою". В более глухих местах где корел живет обособленно, сталкивается с русскими только изредка, преимущественно со скупщиками рыбы, которым он продает свой улов корелы сохраняют еще, до известной степени, свои самобытныя черты. Но где эти столкновения носят более или менее постоянный характер там мы наблюдаем постепенное исчезновение корельскаго элемента. Даже в наиболее глухия места, где влияние русских сравнительно ничтожно, проник уже русский язык : так напр., у Сегозера корелы только между собой говорят еще на корельском языке, но все они, по словам г. Майкова10), превосходно говорят по-русски, и нет этого лишь в самых отдаленных от Онежскаго оз. корельских волостях Достаточно беглаго взгляда на жилище корела и на обстановку в его жилье, чтобы заметить, что они в значительной степени заимствованы от русских; в одежде корел подражает русскому. Вообще, по словам г. Соборнова11), корельский элемент легко поддается чуждому влиянию, он с легкостью воспринимает чужое и легко подражает "В уме кореляка крепко засело убеждение, что он хотя и говорить по-корельски, но pyccкий и, вследствие этого убеждения, силясь подражать русским вместе с тем охотно и довольно легко усвоивает и русскиий языкъ" Мало по малу, по мнению того-же изследователя, при улучшении путей сообщения, развитии рыбнаго и охотничьяго промысла, увеличении торгово-промышленных пунктов т. е. при условиях дающих возможность корелам и русским сталкиваться чаще и постояннее, и при большем разселении русских в краю, корельская народность должна будет слиться с русскою и исчезнуть. Архангельские корелы не менее олонецких подвергаются русскому влиянию. Между жителями некоторых русских деревень сохранилось, по словам П. С. Ефименко, еще воспоминание, что оне прежде были населены корелами. Г. Европеус говорит что даже чистые корелы, живущие близ Вялозера, сильно поддались влиянию русскаго элемента: язык их чрезвычайно смешан с русскими словами, и "во всех более торжественных случаях они употребляли руский язык12).
(самоеды в Архангельске)
Если мы от представителей финскаго племени перейдем к инородцам принадлежащим к другим племенным группам мы найдем значительное количество племен подвергающихся обруcению. Так еще в 40-х годах В. Иславинъ13) мог отметить, что где столкновения самоедов с русскими более или менее постоянны, они подвергаются обрусению. "Самоеды разных ведомств пишет он по большему или меньшему сношению с русскими, изменили и характер свой и усвоили себе обычаи и местные нравы жителей тех волостей, к которым приписаны... Самоеды Канинской и Тиманской тундр по близости к Мезени и Печорским селениям будучи более в сношении с русскими, переняли от них некоторые обычаи и, так сказать, более обрусели, чем Большеземельские тундряные самоеды: многие из них носят в летнее время рубахи русскаго покроя, большею частию суконныя, и подпоясывают их широкими кожаными поясами, украшенными медными пуговицами и бляхами, что составляет особый род щегольства"; они не только совершенно чисто говорят по-русски, иногда даже между собою, но и приняли все оттенки русскаго характера; только некрещеные мезенские самоеды не могут говорить по-русски, хотя и они, по крайней мере, большая часть понимает русский язык То-же явление наблюдается и между самоедами, живущими в Азиатской России; те из них которые живут на правом берегу Оби и в долинах восточных ея притоковъ-Чулыма, Кети и Тыма, как более часто сталкивающиеся с русским элементом подвергаются влиянию последняго и русеют.
Буряты в значительной степени русеют в особенности по принятии ими христианства. Еще Паллас заметил что буряты охотно позволяют своим дочерям креститься и выходить замуж за русских; богатые буряты, по словам того-же автора, крестятся, чтобы жениться на русских Последствием принятия крещения и брака на русской является утрата бурятами национальности; они становятся оседлыми и живут часто в деревнях совместно с русскими. Сведения, сообщаемыя Палласом имеют для нас особенно важное значение, так как они указывают на результаты обрусения, достигнутые в течение не много более 100 лет после появления русских среди бурят Балаганские, идинские, аларские и китайские буряты видели русских казаков впервые около 1627 г. на р. Ангаре, около устья р. Оки, где жили буряты племени Икиназ; первое столкновение было недружелюбное: буряты вступили в борьбу, но были разбиты. Лишь в 1654 г. был устроен Балаганский острог Вскоре после этого буряты названных ведомств (большею частью из племени Булагат), а также кудинские, капсальские (из того-же племени), верхоленские, ленские и ольхонские буряты (из племени Экиритъ) подчинились русским и начали платить дань. Иркутский острог был построен в 1662 г., после чего и все северо-байкальские буряты приняли русское подданство, выражавшееся в платеже дани14). Если принять во внимание, что платежем дани ограничивалось выражение бурятами своего подданства Poccии, что внутреннее их управление оставалось не тронутым т. е. что правительство не стремилось к обрусению бурят и не делало ничего в этом направлении, то отмеченные Палласом результаты получат еще большее значение15). Алтайские черневые татары в Кузнецком Бийском и Барнаульском округах по принятии христианства быстро русеют16).
Гиляки (нивхи)
А. Н. Краснов17) в своих путевых заметках о путешествии по Сахалину отмечает крайне недружелюбныя взаимныя отношения между гиляками и русскими: эта взаимная ненависть объясняется тем что с одной стороны "беглые сахалинцы (каторжники), побуждаемые голодом или озверелым состоянием от долголетней каторги, неоднократно с целью ограбления или избавления от лишняго свидетеля, безжалостно убивали гиляков даже целыя семьи". Pyccкиe-бродяги не признают за гиляком существования души, считают его людоедом вследствие чего убийство гиляка и не считается большим грехом В свою очередь, при господстве кровавой мести, гиляки старались мстить русским "В глазах дикаря, не имеющаго представления об общественных отношениях в России, вся каторга, вместе работающая, вместе живующая, есть как бы одна обширная семья, один род Из этого рода они выделяют чиновников или нойонов и людей свободнаго состояния". Желая отомстить за убитаго сородича, гиляки убивают каторжника без различия, как родственника убийцы: если бродяга-каторжный, после совершения его товарищем убийства, попадется на глаза гиляку, он не может в большинстве случаев ожидать пощады.
Несмотря на вражду к русским гиляки, тем не менее, поддаются влиянию последних Л. Штернберг долго живший в среде гиляков мог сделать наблюдение, что хотя гиляки и "нелегко отрекаются от родных традиций, но они поневоле поддаются обрусению. "Еще одно-два поколения, продолжает он и гиляк материка совершенно обрусеет и вместе с выгодами цивилизации он усвоить и все ея пороки"18). Орочоны, пишет А, Н. Краснов уже на половину обрусели: они утратили национальный костюм заменили его частями одежды, приобретаемыми ими за дорогую цену у русских поселенцев Многие орочоны знают по-русски: "я видел в Тарайке поселенца, заключает названный автор женившагося на орочонке... Если бы не плоское, широкоскулое, смуглое лицо этой женщины, ни по костюму, ни по манерам ее нельзя бы было отличить от обыкновенной русской бабы" 2). Барон Г. Майдель отмечает что в Колымском oкpyге юкагиры, которые еще в довольно значительном числе встречались там при Врангеле (ок. 1820 г.), в конце 60-х годов когда бар. Майдель посетил этот округ удалились постепенно от обоих Ануев; там можно еще встретить несколько семейств; которыя однако совершенно забыли свой родной язык и приняли язык и образ жизни русских Чуванцы, говорит тотъ-же автор в сущности прекратили свое существование, как народ : несмотря на все мои старания, мне в 1866, 1869 и 1870 гг. не удалось встретить ни одного человека, принадлежащаго к этому племени, который еще сохранил бы знание родного языка. Они, поскольку это касается Колымскаго округа, совершенно обрусели, и в их среде сохранилось лишь воспоминание, что они принадлежат к исчезнувшему племени19).
Приведенные факты, конечно, далеко не исчерпывают имеющийся в русской литературе материал об обрусении инородцев но нам кажется, что их достаточно, чтобы подтвердить то общее положение, что значительная часть инородческих племен сталкивающихся с русским элементом в разных частях нашей обширной родины, подвергаются влиянию русских и постепенно утрачивают свои национальныя черты.
Калмыки
Но в то время, как указанныя нами племена подвергаются в большей или меньшей степени ассимиляционному процессу, мы можем наблюдать явления совершенно другого свойства в тех местностях где русский элемент сталкивается со степными кочевниками. Если оставить в стороне кочевыя племена, которыя живут в глубине степей и поэтому сравнительно весьма мало приходят в столкновение с русскими, и сосредоточить наше внимание только на тех которыя относительно давно пришли в столкновение с русскими, - мы будем вынуждены признать весьма ничтожное влияние русских на них. Астраханские калмыки, отношения которых к русским продолжаются более двух столетий, несмотря на то, что они уже в течение слишком столетия отрезаны от своих откочевавших в Китай в конце XVIII в. соплеменников и в настоящее время почти окружены русскими поселениями, - нисколько почти не поддались русскому влиянию и в своем внешнем и духовном быте продолжают сохранять национальныя особенности. Далее, киргизы Букеевской орды, живущие около столетия в пределах Европейской Poccии, не поддаются русскому влиянию, если не считать лиц которыя изучают русский язык с целью занимать впоследствии должностныя места в местном управлении, и прислуги, идущей в услужение к русским.
То-же явление можно наблюдать и на северном Кавказе. Русcкиe пришли в столкновение с различными племенами, населяющими cев. Кавказ в конце XVI века; несмотря на продолжительное сожитие, русское влияние почти ничем не сказалась до последняго времени в быте этих племен
Наконец все изследователи согласны в том что в некоторых местах замечается факт что русское население при столкновении с некоторыми инородческими племенами утрачивает иногда свою национальность: наиболее резкия явления в этом отношении можно наблюдать в Якутской области, в которой встречается много объякученных русских а также среди сибирских казаков которые в значительной степени поддаются киргизскому влиянию и утрачивают даже свой родной язык
В виду наличности фактов свидетельствующих что не повсюду русская народность ассимилирует себе инородцев что, наоборот в значительном числе случаев она или мало оказывает влияния на своих соседей, или даже подчас сама подчиняется инородческому влиянию, невольно должно возникнуть сомнение в существовании т. н. ассимиляционной способности у русскаго народа: мы вынуждены таким образом глубже вникнуть в разсматриваемыя явления и приискать для них объяснение.
На первый взгляд кажется, что причина противоречивых явлений, наблюдаемых при столкновении русских с инородцами, кроется в национальных особенностях этих последних Казалось бы, что можно сделать предположение, что есть народы, которые легко утрачивают свою национальность и, наоборот которые стойко ее отстаивают; к первым пришлось бы отнести прежде всего финския племена, которыя почти все подвергаются обрусению; тюркския племена, наоборот пришлось бы причислить ко вторым так как в числе их - если не считать чувашей, которые однако лишь по языку принадлажат к тюркской группе, в дествительности же являются тюркизированными финнами,- и алтайских инородцев мы не можем отметить ни одного, которое бы подвергалось в значительной степени русскому влиянию; зато в числе их мы видим якутов и киргизов которые подчиняют себе русский элемент. Монгольская группа заняла бы среднее место, так как часть племен относящихся к ней, подвергается обрусению (самоеды, буряты), часть, наоборот сохраняет свои особенности (напр, калмыки) и т. д. Мы не хотим отрицать, что индивидуальныя черты той или другой народности могут ускорять или замедлять процесс обрусения. Но едва ли возможно национальный характер принимать за решающую, главную причину разсматриваемых явлений; этому противоречили бы следующие факты. Если мы предположим что напр, финския племена мало способны отстаивать свою национальность, то как объяснить факт что напр. зыряне во многих местах не поддаются обрусению, сохраняют свою самобытность в значительной степени и даже подчас являются русским опасными конкурентами в их торговле с другими инородцами. Далее, тот-же азиатский кочевник-киргиз подчиняющий в некоторых местностях своему влиянию русскаго сибирскаго казака, по переходе от кочеваго образа жизни к оседлому, "земледельческому, отрекается уже со второго поколения от имени кайсака, носит русскую одежду и называет себя христианином Якуты не везде оказывают влияние на русских : в некоторых местностях наблюдается обратное явление-обрусение якутов В виду указанных фактов мы не можем признать особенности национальнаго характера важными причинами, влияющими на разсматриваемыя нами явления.
Одна из якутских народностей
Было бы несомненно ошибочным искать причины ассимилирования одного племени другим в чемъ-нибудь одном : при взаимоотношениях двухь народов действует всегда целая масса факторов из которых одни содействуют другие препятствуют их сближению, и таким образом или ускоряют или замедляют ассимиляционный процесс Эти факторы могут быть чрезвычайно разнообразны и видоизменяться в зависимости от времени и места; даже в пределах одного и того же племени причины, приводящия к одинаковому результату, могут быть совершенно различны по местностям и т. п. Перечислить все причины едвали явится когда-либо возможным Как пример своеобразности подобных причин может служить факт постепеннаго уменьшения сойотов (Саянское нагорье, Иркутской губ.), изследованный покойным И. Д. Черским: санитарныя условия сойотов "настолько благоприятствует их жизни, что смертность между ними оказывается незначительною; многие доживают до глубокой старости и не подвергаются вообще никаким особенным болезням; поэтому вопрос о быстром и постепепном уменьшении сойотов получает тем более интереса. Сведения, собранныя в этом отношении Черским посетившим их показали, что средним числом у них рождается больше девочек нежели мальчиков а так как согласно принятому обычаю, они отдают дочерей за бурят и сами женятся на буряткax то поэтому yмeньшeниe численности их вполне понятно и нeизбежнo, несмотря на отcyтствиe повальных болезней и на достаточную плодовитость"20). Не имея возможности указать на все причины, oпpeделяющия разсматриваемыя нами явлeния, ограничимся перечислением только главнейших
Одно из видных мест в ряде причин содействующих ассимиляции, следует отвести, конечно, смешанным бракам : всюду, где напр, представители финских племен женятся на русских или отдают своих дочерей за русских обрусение финнов идет более быстрыми шагами. Смешанные браки содействуют общению племен уничтожают взаимное недовеpиe и, таким образом широко открывают путь, на котором может происходить взаимодействие племен Мы видели, что напр, буряты русеют преимущественно там где они женятся на русских В числе причин содействующих объякучиванию русских изследователи отводят важное место бракам русских на якутках Не следует впрочем преувеличивать значение смешанных браков : в каждом отдельном случае они могут приводить к различным результатам Так например по словам г. Верещагина, pyccкиe часто женятся на вотячках; это, однако, не приводит к овотячению русскаго, напротив того, вотячки, будучи замужем за русским начинают быстро русеть. Женитьба же вотяков на русских приводит их к обрусению. Аналогичный факт наблюдается и у корелов Наконец по словам туруханских казаков пишет Н. М. Ядринцев "самоеды женятся на тунгузках и долганках долганы (племя, смешанное из тунгузов и якутовъ) и тунгузы берут и самоедок и тунгузок и якуток Русские всех берут : и самоедок и тунгузок и якуток и долганок и юраток и остячекъ". Между тем только браки с якутками имеют последствием утрату русскими своих национальных черт а браки с представительницами других племен приводят наоборот к обрусению их Во всяком случае, если влияние смешанных браков на физический тип населения стоить вне сомнения то степень влияния их на внутренний, духовный склад народа еще совершенно не определена.
Ингерманландские финны
Далее, географическия условия, в особенности рельеф страны, играют весьма важную роль на интенсивность взаимодействия двух племен. Нельзя не признать, что горныя племена, напр., стоят благодаря трудности проникнуть к ним в более благоприятных условиях для сохранения своей национальности, чем племена, живующия на плоскости. Вследствие этого на северном Кавказе, среди обитателей предкавказской плоскости, возможно встретить во внутренней обстановке жилища гораздо больше русских предметов чем в трудно доступных для русских торговцев горных селениях жители которых лишь редко спускаются в центры русской цивилизации. Напротив того, реки, в особенности судоходныя, являются наиболее часто употребляемыми путями, по которым двигалась колонизация, и следовательно как бы дорогами, по сторонам которых племена легче могли знакомиться друг с другом и влиять одно на другое. 3начение рек в истории русской колонизации общеизвестно, и в настоящее время естественно, что там где инородцы вообще поддаются обрусению, оно достигает значительно большаго развития именно в селениях наиболее близко лежащих от водных путей. Теперь, когда появились более или менее удобные тракты, идущие во внутрь страны, населенной инородцами, обрусение распространяется именно прежде всего по обе стороны торговаго тракта, как это мы видели, напр., у вотяков.
Степь вне всякаго сомнения оказывает объединяющее влияние на обитающие в ней народы; она дает возможность частаго общения между ними, а следовательно облегчает и пути к ассимилированию одного племени другим Но эта-же степь может явиться и большим препятствием при взаимоотношениях так как часто преграждает дальнейшее движение колонизирующаго племени, если последнее земледельческое. С другой стороны, если она плодородна, и двигающееся земледельческое племя начинает селиться на ней, степь дает возможность не уживающемуся с новыми пришельцами кочевому племени свободно отступить и таким образом уклоняться от сферы влияния соседей на их быт. Такое же значение, как и степь, играли в свое время и обширные леca, которые, при отсутствии удобных путей сообщения, давали возможность инородческому племени отступать перед двигавшейся в их страну русской колонизацией: мы имели случай отметить это значение лесов когда касались процесса ассимилирования вотяков черемисов и корелов Ту же роль играют наконец и наши северныя тундры, проникновение в которыя затрудняется, кроме их неплодородия, еще и суровым климатом; самоеды, напр., долгое время отступали подь напором русской и зырянской колонизации все изследователи согласны в том что места обитания самоедов прежде, и еще не в очень отдаленное время, распространялись значительно больше на юге, но что, отступая перед новыми насельниками, самоеды были постепенно загнаны все болеe и болеe на север Влияние рельефа страны во многих случаях может нам объяснить медленность или быстроту, с которой подвигается ассимилированье одного племени другим.
Мещеряки Уфимской губернии
Важным фактором в истории взаимодействия племен является, конечно, религия. На более низких ступенях развития, когда принадлежность народа к той или иной вере нередко отождествляется с принадлежностью к национальности, общность исповедуемой народами религии в значительной степени облегчает слияние двух народностей. Мещеряки, напр., повидимому, финны, говорящие однако тюркским наречием русеют только там где они приняли православие; там-же, где они перешли в магометанство, они поддаются влиянию татар. Киргизы Букеевской орды, с того времени, когда в их среде магометанство пустило более гдубокие корни, начали в некоторых отношениях подчиняться влиянию татар : они подражают последним в манерах держать себя и в покрое одежды и т. п. Но следует иметь в виду, что язычесския верования, поскольку они не являются строго определенными системами, сложившимися в "церковь", оказывают мало препятствий сближению русских и инородцев : русокий-христианин смотрит на языческое мировоззрение своего инородческого соседа обыкновенно довольно терпимо и часто, при более близком знакомстве с ним воспринимает многое из него в разряд своих cуеверий. Mы не будем останавливаться на причинах порождающих подобное отношение православнаго-русскаго к язычеству, и ограничимся лишь указанием на многократно отмеченный изследователями факт что в Сибири, таме, где русские живуте около шаманистов они вполне разделяют вееру последних в силу и влияние шаманов Вообще религия, как препятствие к сближению племен получает значение лишь тогда, когда она является строго организованной, как напр, магометанство или буддизм Впрочем среди племен принадлежащих к магометанству или буддизму, религия не оказывает препятствия к сближению их с русскими, если она усвоена племенем только наружно.
Коми-зыряне
Не меньшее влияние на интенсивность взаимодействия двух племен оказывают сходство или различие в быте. Живя рядом с земледельческим племенем или народом ведущим торговлю-занятия, которыя являются характерными для русских поселенцевъ-представитель русской народности легче влияет или испытывает влияние, чем в случаях когда русскиий колонизатор имеет своими ближайшими соседями кочевников Быт кочевника настолько резко определен стоит в таком противоречии с бытом земледельца, что кочевнику, при его обыкновенно крайне ограниченных потребностях нечего заимствовать от своего соседа земледельца. То, что составляет культурное богатство последняго, обыкновенно совершенно не подходить к условиям кочевой жизни: дом земледельца представляет без сомнения значительный шаг вперед перед юртой кочевника, но он не поддается переноске с такой легкостью, как юрта; орудия земледелия кочевнику не нужны, способы перевозки тяжестей, способы передвижения не подходят к условиям часто и быстро меняющаго свое место пребывание степняка. Даже глиняная посуда земледельца, обнаруживающая значительный культурный прогресс менеe пригодна находящемуся в постоянном движении кочевнику, чем его первобытный кожаный котел который не подвергается риску разбиться. Остаются предметы роскоши, но у земледельца их обыкновенно, бывает не много, кроме того и понятия о роскоши у обоих различны: кочевник кроме роскоши в одежде, в особенности заботится о роскоши в оружии и конскаго убора, на что земледельцу, в силу условий своей жизни, мало приходится обращать внимания. При таких условиях трудно ожидать значительнаго взаимодействия между обоими соседями. Другое дело, когда кочевник переходит к оседлости (относительной или абсолютной), или когда степной русский поселенец не является земледельцем т. е. по крайней мере, тогда, когда земледелие не является основой его сущеcтвования, когда быт его имеет некоторыя сходныя черты с бытом соседей-кочевников : путь к взаимодействию тогда открыт : вот почему среди казаков поселившихся на Дону и на Яике, основой жизни которых долгое время был военный быт сохранилось много преданий о воспринятии в число казаков соседних инородцев-кочевников В казачье войско западной Сибири вошло много чуждых элементов в лице многочисленных крещеных пленников с течением времени вполне слившихся с казаками. В этих и подобных им фактах можно видеть стремление русских ассимилировать себе инородцев но есть факты и противоположные: русские военные колонисты в Тянь-Шане во многих местах по словам Северцова, заимствовали от туземцев одежду, нравы и обычаи и даже живут как и последние, в войлочных кибитках21). Приалтайское русское казачье население в некоторых местностях подвергалось влиянию киргизов ведет скотоводческий полукочевой образ жизни и говорит по-киргизски.
Семиреченские казаки
Там где кочевник переходит к оседлости, он обыкновенно, поддается влиянию земледельческих соседей. Кроме киргизов об обрусении которых при этом условии мы говорили, мы можем наблюдать это же явление и на башкирах когда они окончательно становятся оседлыми: они подражают в постройке дома, в обстановке его, в способах обработки земли и в изготовлении сельскохозяйственных орудий татарским или русским земледельцам
Приведенныя нами обстоятельства, влияющия на интенсивность взаимодействия русских и инородцев заставляют нас еще более сомневаться в существовании "ассимиляционной способности" у русскаго народа; с другой стороны, так как некоторыя из указанных нами условий приводят подчас к противоположным результатам (браки на инородках совместная жизнь в степи), должно предположить существование еще основного фактора, вследствие котораго при прочих равных уcловиях результаты получаются различные.
Черемисы-марийцы
Этот главный (хотя и не исключительный) фактор следует на наш взгляд искать в культурном уровне сталкивающихся народностей. Пояcним это несколькими примерами. Финския племена, как это мы видели выше, почти всюду подвергаются обрусению; условий, препятствующих сближению финской и русской народности, действительно, почти не существует но и условия, благоприятствующия сближению, во многих местностях или не успели еще дать результатов или дали результаты лишь скудные22). Даже в истории обрусения черемисов просвещение их христианством играло ничтожную роль. Сделав обзор миссионерской деятельности русских среди черемисов пр. Смирнов характеризует ея результаты следующими словами; "миссионерская деятельность не сопровождалась для правительства желанным результатом .. Связь, которую в состоянии была создать между черемисами и их новыми повелителями формально воспринятая религия, оказалась... слабой. Черемисы лишены были возможности превратиться в мусульман но совсем не сделались христианами. Школа могла закрепить ее, но она еще менее, чем церковь, имела ассимилирующаго влияния. Беглый обзор просветительной деятельности государства по отношению к черемисам покажет нам что оно проявляло ее крайне слабо". "Усилия государственной, власти, направленныя к тому, чтобы сблизить вотяков с русскими на почве религиозной, пишет тот же автор не сопровождались желанным успехом Вотяки остались по существу язычниками. Говорить об историческом значении школы еще рано: ея влияние только начинается... Ассимиляция (вотяков) совершается самой жизнью, помимо всяких предписаний. Хотя корелы и лопари довольно точно исполняют церковные обряды, но как те, так и другие усвоили себе христианство лишь формально; что же касается школы, то она появилась у тех и других лишь очень недавно и уже застала совершавшийся ассимиляционный процесс.
Лопари
Еще и в настоящее время культурный уровень большинства финских племен (за исключением финляндцев и эстов) ниже русскаго. Насколько он был невысок в более отдаленныя времена, свидетельствуют финския наречия, в которых масса культурных слов оказывается заимствованными от соседей. Труды Алквиста, Доннера, Веске, Томсена, Смирнова и Мункачи дают основание предполагать, что культурное влияние соседей на финнов начинается еще с глубокой древности. Если западные финны (кроме корелов) подвергались в более значительной степени влиянию германскаго и литовскаго племен чем славянскаго, то восточные финны делали свои заимствования в исторический период их жизни преимущественно сначала от тюрков а затем от русских Превосходством культурнаго уровня следует o6ъяснить, что почти немедленно пpи начале совместнаго жительства финнов и русских на востоке первые начали утрачивать свои национальныя черты. Этот процесс в настоящее время продолжается: русский-колонизатор достигший более высоких cтупеней в способах обработки земли, в постройке жилищ в своем общественном и семейном быту, в деле торговли и промышленности,-является для финнов учителем Они научаются от него трехпольной системе хозяйства, строят по его образцу болеe просторныя жилища, покупают или обменивают у него товары, стоящие выше их собственных изделий, научаются более совершенным способам освещения и т. д. Русское влияние проникает и в область семейнаго быта, и финн перенимая культурное богатство своего русскаго cocеда, подражая ему подчас даже в мелочах постепенно утрачивает свои обычаи, язык и, наконец национальность. Что в деле ассимилирования финнов русскими одну из главных ролей играет культурное превосходство последних доказывается и тем что там где финнам приходится колебаться между подчинением себя влиянию русских и татар последние нередко одерживают верх.
Начало:
https://cont.ws/post/436706 (ещё одно продолжение следует)