Бешкиль-Ирюмское междуречье, часть вторая

Nov 26, 2013 13:17

Первая часть.

Полевая дорога на Бобылёво приподнесла нам сюрприз. Какой-то колхозник, выкопав глубокую канаву поперёк дороги (видимо для слива излишков воды с кукурузного поля), не установил ни знаков, ни предупреждающих фальшпрепятствий. Хоть и ехал я не быстро - всего 60-70 км/ч, защитой двигателя и колёсами ударился сильно. Защита погнулась, пластиковый пыльник двигателя порвался и стал плавиться, касаясь выпускного коллектора, и также выскочил из под хомута пыльник амортизатора. Через километр устроили привал и пообедали.

Дальше дорога как-то странно ветвилась, но полагаясь на интуицию, выбрали правильные ответвления и попали в Бобылёво. Удивительно восприятие цвета в этих деревнях, если в Тюмени деревянный дом красят в цвет, которым покрасил сосед, или любой краской, найденной в сарае, то здесь к выбору цветов относятся ответственно. Цветовая гамма, мне кажется вдохновлена цветущими полями вокруг.







Деревянная церковь в Бобылёва совсем уж ветхая и вряд ли возможно восстановить её (по крайней мере восстановить безопасность и надежность конструкции обойдется достаточно дорого). Гораздо проще сохранить хотя бы то, что есть, поставить условно-символическую оградку и щит, описывающий историю строения.







Тут мы впервые встретили реку Ирюм. На вид конечно дохлая и затхлая речушка. Открытки с нее лучше делать весной. Но Ирюм - один из четырёх центров сибирского старообрядчества!



В широтном отношении Ирюм - не знаю, сердце ли, но точно правая рука или нога знаменитого исетского хлебопроизводящего района XVII в., в меридиональном - часть древнего пути из степи в леса. В первый период русской колонизации деревни по этому пути были весьма многочисленны:на карте из «Хорографической книги» Семена Ремезова, составленной чуть раньше 1700 года, Ирюм - самое обильное селениями место региона, и при этом деревни по соседним рекам Бешкилю и Мостовке еще единичны, нет ни Решетниковой, ни Кирсановой, ни Шатрова. Деревни маловодного исетского Ирюма (длина реки 85 километров) продолжаются на севере кармацкими деревнями (это уже бассейн Пышмы). Пышминские Кармаки (краеведы иногда пишут, что и Ирюм сначала назывался Кармаком, я не знаю откуда они это взяли) были периферией ирюмского старообрядческого региона, именно там скрывались от розыска суровые бородатые старцы Авраамий и Тарасий. Это называлось Дальние Кармаки - дальние, соответственно, от ирюмско-исетских центров, центры, мы видели их 4 августа, но большинство только мельком.
http://noctu-vigilus.livejournal.com/676495.html
За рекой, в д. Сизикова сиял белизной двухэтажный каменный дом (молодцы жители деревни!). Мы заглянули под пешеходный мостик, вода Ирюма была прозрачной, плавали рыбки.



Когда вышел из под моста, подошли две женщины, круглые и румяные. Круглизна их была не уродливой, а скорее органичной и взору приятной. Говорила одна из них, начав с вопроса:
- А не знаете ли вы в мире такой техники, которую можно в реку загнать и траву всю вычистить?
- Ну наверное есть такая - говорю.
- Знаете, как я себе то представляю, взяли такой самый большой трактор и загнали его в реку, чтоб он шел вперед, всю эту траву, ил разгребая в стороны.

Я подумал, да, а что в итоге то останется? Будет ли то Ирюм в итоге? А что скажут экологи и биологи, вся флора и фауна погибнет ведь.

- Я себе так представляю, что пригласить много людей и вручную всю траву эту убрать. А вам зачем это нужно?
- Дак как. Эта, штобы молодежь купалась, да и нам шоркаться, белье-то негде стирать. Вы передайте там, ато знаете, я председателю не раз говорила уже, они ничего не делают.

Тут подошли мои спутники. Ради эксперимента я решил приплести пару иных вопросов:

- Вам, по-моему туристов нужно привлекать, места у вас очень красивые (при этих словах молодая округлая женщина с серьезным недоверием посмотрела на меня, но сказать ничего не сказала). Вот придут люди, будут у вас и деньги, и реку может сможете очистить.
- Ага... ага...
- Вот например если привезти к вам туристов, сможете их накормить?
- Я вас наверное не понимаю, скажите как-то по другому.
- Если привезти к вам группу туристов, сможете приготовить им еды за определенную плату, продать им ягоды какие-нибудь, варенье и тому подобное, а потом ночлег устроить?
- Да конечно можем. Только насчет ночлега сложно, у нас в домах свободных комнат нет. Хотя там была одна женщина, у них дом пустует.
- Работы у вас нету, да?
- Да конечно нету, грызем друг друга из-за этого.
По восточному берегу Ирюма доехали до д. Созоново. На въезде в деревню открывается удивительнейший вид на долину реки (и там есть красивый кирпичный дом, откуда можно обозревать красоту каждый день). Кажется, будто это английские садовники создали удивительный ландшафт. Дорога уперлась в древний колхоз, в большие грязные лужи. Как мы догадались позже, там есть проезжий брод через Ирюм.





Тем временем вернулись в д. Сизикова, где мальчик не совсем внятно объяснил путь в Саломатово. Две юных девки бойко и со знанием дела катались кругами на мотороллере, и по-моему круги эти старались прописать около нашей машины, то когда мы были еще в деревне, то у мостика через Ирюм.

Мы тоже ездили кругами. Сперва решили ехать вверх по западному берегу Ирюма, но спохватились - судя по карте дорога то ли отсутствовала, то ли существовала в зачаточном состоянии. Поехали на запад от реки, якобы по карте. На попадающихся развилках выбирали более накатанные варианты. Играла музыка с таким текстом: "Что? Утечка натрия и химический взрыв? Натрий, вода в сети вторичного охлаждения сверхгенератора ТН-350? Значит, начинай от печки! Нет?? Кончай в Сибири!!":

image Click to view



Далее пришлось убирать разбросанные по дороге свеженапиленные чурки. Подъехали к полувысохшему микроболотцу под лесом, и я пошел смотреть, что же там впереди, ибо больше всего ненавижу пятиться по неровной лесополевой дороге, особенно если ехать нужно больше пятидесяти метров (также ненавижу разворачиваться на узких дорожках, типа полевой или деревенской). Послышался звук бензопилы, значит там люди и у них можно узнать дорогу. А вдруг это воры леса и им не понравится присутствие посторонних? Да плевать, маловероятно, что я им не понравлюсь, я же не сдавать кого-то пришел, а дорогу спрашивать.
Лесоруб оказался милым мужиком. Не замечал меня, пока не подошел к нему впритык, он вроде бы и видел меня, но всё пилил, пилил, пилил. Стал описывать дорогу в Саломатово. Как обычно, мы приехали совсем не туда, куда нужно. Я уточняюще переспрашивал, и тогда лесоруб предложил рисовать веточкой на земле. Я уточняюще перерисовывал, и переспрашивал - разов так пять, ибо надоело ездить кругами, надоело обнаруживать, что запомненное из ответов плохо соответствует реальности.

Также лесоруб сказал, что сейчас сын его приедет. Спросил время, вытер пот со лба. Прощались, желали друг другу всего хорошего. Пройдя некоторое расстояние, на выходе из леса, я обнаружил Владимира и Мишу, по-моему они собирались отправиться на поиски меня. Пока меня не было, в машине прозвучала композиция "тьеперь нье нужна дьелать ничего, тьеперь не нужна думать ничего!". Путешественники, а особенно Фёдор, были под впечатлением. Владимир сказал, что это тотально безумная песня. Со скрипом-треском развернувшись, поехали обратно и встретили (скорее всего) сына лесоруба на тракторе, в ковше которого очевидно и перевозились пресловутые чурки. В кабине был еще какой-то парень, смотрели они на нас с удивлением, видимо расспрашивали потом о нас у лесоруба.
Испытывать судьбу и ехать по кромке поля, а потом через лес, который обязательно должен быть сосновым, поворачивать так, а потом сяк, не стали. Просто продолжили изначально забракованный путь вверх по Ирюму, и, как оказалось, дорога там есть, неплохая, но не для дождливой погоды. Были приличные буераки в паре мест. Одна дорожка ответвлялась вправо к Ирюму, судя по карте, там и находится брод для большеколёсной техники. Саломатово никак не наступало, поэтому когда завиднелась пара дряхлых домиков, мы все воодушевились. Проехали по краю глубоких карьеров и вот мы в бедной, нищей Курганской области. Отличие от тюменских деревень огромное - там процветание, здесь - разруха. Близился вечер и все эти деревни порядком уже надоели. Мельком осмотрев деревню Ильину, поехали в Шатрово, чтобы вернуться в Тюмень нормальной дорогой.





Мельком обозрели и Шатрово (приедем в него в следующий раз), затем поехали к Шадринской дороге, но не напрямую, а мимо озера Пустынное. Это озеро, судя по данным интернета, лечебное - благодаря содержащемуся в нём серебру. Один местный доброволец ищет спонсоров, чтобы при их помощи открыть на озере базу отдыха человек так на двадцать. Сворачиваем на нужную полевую дорожку - дорожка сухая, широкая, ровная. Но скоро становится шириной ровно с машину, и даже уже, по обеим сторонам густые ивовые кустарники, мягкие ветки гладят кузов. Я еду в страхе, что попадется жёсткая сухая веточка и расцарапает кузов. Мише это напоминает движение в батискафе. Я отмечаю тотальный пессимизм всех участников относительно озера, нет здесь никакого озера, да и что это за непонятная дорога - говорят. А я знаю, что озеро рядом, и можно было бы остановиться в любом месте и продраться к нему сквозь 500 метров зарослей. Оставляем машину с сидящим внутри Фёдором. Шагаем и шагаем вперед, за поворотом - сенокосная лесная поляна, а за ней земля уходит вниз и берёзы стоят. Берёзы - значит заболоченная вода рядом. Деревянные мостки прокинуты через трясущийся будто холодец болотный ковёр. Досочки под ногами стремятся перевернуться, и они еле удерживают Владимира.




Из камышей доносится крик Михаила - есть, нашел! Там стоит лодка. Озеро конечно странное, чуть ли не всё поросло камышём. Возможно, более-менее свободное от камышёвых зарослей водное пространство находится ближе к противоположному берегу, и подъезжать к нему нужно по другой (наверное, более пригодной для передвижения) дороге.







Возвращаемся по ужасной, сверхбогатой огромными ямами Шадринской дороге. На Червишевский тракт выезжаем уже в темноте.

психогеография, ирюм, отчёт, старообрядцы

Previous post Next post
Up