Бешкиль-Ирюмское междуречье, часть первая

Nov 25, 2013 20:10

Маршрут путешествия на карте.

Участники: Владимир, Михаил, Федор и я.

Задачи: побывать в неизведанной местности в стороне от магистральных дорог, известной как один из центров зауральского старообрядчества, а также как место издания газеты "Сельская новь" (Шатрово). Посетить могилу Мирона Галанина и заехать на озеро Пустынное.

Местность, куда мы отправились, находится как бы внутри, оттого, я думаю, и выглядит самобытно. Если смотреть по карте, то далеко справа находится Червишевский тракт, далеко внизу - дорога Исетское-Шадринск, далеко вверху - Московский тракт. А слева вообще нет сквозных магистралей.

Доехав до дальнего края с. Исетское, мы повернули направо, и справа от нас простёрлось озеро Теренкуль. Поля вдоль дороги, сплошь и без исключения засеянные зерновыми культурами, говорили нам о том, что мы всё ещё в Тюменской области. Параллельно нашему пути вилась речка Бешкиль, вдоль которой прошла первая часть нашего путешествия.






В деревне Новиково мы увидели старый домик, сложенный из необычных клеймлёных кирпичей. В деревнях Красново, Ёршина и Решетникова (они словно перетекают одна в другую) встретили пожарные гонги, ими давно уже никто не пользуется, и в один из них я несколько раз постучал железной палкой, подвешенной на цепь. Нас за это (к удивлению моих спутников) никто не побил.



Памятник в Красново, посвящённый не вернувшимся с войны жителям деревни, удивил нас живостью и реалистичностью.





Деревня Красново прекрасна чистотой и аккуратностью улиц, почти каждый дом радует глаз приятными цветами и узорами. Нет этих хаотичных куч навоза вперемешку со ржавым металлоломом. Наверное это следствие старообрядческих генов жителей.







Старообрядцами, переселившимися из Архангельской, Вологодской и Нижегородской областей, основана деревня Ёршина. Когда я вышел из машины, чтобы сфотографировать дом с можжевельником, мимо меня, вполголоса напевая некую, казалось бы довоенную песню, в куртке, большей на три размера, проехал на велосипеде мальчик, словно бы явившийся из Великой России столетней давности. С кисти его свисал кулёк, и на нас он не обратил совершенно никакого внимания.







В дальнем конце деревни Решетникова мы увидели дом с ростовыми куклами и пальмой. У другого дома сидел старик на скамейке, у него вместо головы было нечто прозрачное, но укрытое кепкой. Это мне напомнило случай с нижегородским краеведом Анатолием Москвиным, который выкапывал людей на кладбищах и делал из них ростовых кукол (впечатлительным не смотреть - http://bigpicture.ru/?p=226370). Был дед, но умер - сделали куклу его и усадили на лавку у крыльца. Пусть продолжает жить.







В Ёршина нас остановил человек, представившийся Чувашом, но скорее похожий на татарина. Попросил подвезти до "вот-вот закрывающегося" магазина, за водкой (ведь уже пятый день праздновал день ВДВ). Собутыльнику, который в машине не поместился, он приказал идти пешком. Я развернулся и, проехав 70 метров, остановился у магазина, собутыльник Чуваша нас уже ждал. Выйдя с бутылкой, наш друг конечно же попросился ехать обратно. Пользуясь случаем, я попытался узнать у него о дороге до д. Кирсаново. Чуваш сказал, что от Ёршина до Кирсаново никак не проехать, а проехать можно от Заводоуспенки (предложение из области фантастики).
- Действительно не проеду?
- Утопнешь! - ответил Чуваш, упиваясь своим могуществом в даной ситуации. - Но, запиши мой телефон. Я работаю, но если чо, то я сразу говорю хозяину "хозяин, брат в беде, нужно ему помочь" и хозяин меня с работы отпустит тока так.

Номер телефона не понадобился. Кирсаново - родина и место упокоения старообрядческого писателя Мирона Галанина (1726-1806). В наши дни там тихо и безлюдно.



Из деревенского пруда берёт начало река Бешкиль (а пруд видимо образуется сгущением вод прилегающего болота). Мужику всё надоело и пошел он в Сибирь староверов искать. Ходил бродил от села к селу но нигде их нету! В последнее приходит а там мужик к нему на встречу и такой: ох ничего ж себе! Староверы вернулись!..





Могила Галанина находится на кладбище у деревни, рядом поставлена часовня. Кладбище живописное, есть кресты-голубцы, есть заросли малины. Если бы не необходимость ехать дальше, я (плюнув на предрассудки) наелся бы этой славной ягоды.





Чтобы продолжить путешествие и попасть на Ирюм, мы возвращаемся к д. Красново и сворачиваем на полевую дорогу по указателю "Бобылёво 8км".

Вторая часть.

психогеография, ирюм, отчёт, старообрядцы, бешкиль

Previous post Next post
Up