Воскресное путешествие нескольких тюменцев, ч.1

Jun 02, 2013 22:09

Отчет Ф.К. - http://noctu-vigilus.livejournal.com/659251.html
в Тавдинский край, 26.05.2013 г.
Тюмень - Тавда - д. Герасимовка - Нижняя Тавда - Тюмень



Тавдинский урман

9.40. Мы поехали. Серое тюменское утро. Северная часть Тюмени убогонькая с утра, сонная, но тут удобно живется. «Югра». СМП. ММС. Коробейники, торгующие летучими змеями и коровьим навозом для дачников. Доска обрезная, горбыль. Событийная часть нашего путешествия обозначена у Iris_Sibirica, а я помещу в отчетец то, о чем тогда не думал, не знал. Все волшебные сказки классического периода истории русской фольклористики записывались, кажется, на перифериях российского государства, в глухих местах. В наших окрестностях таких районов два - бывший Шадринский уезд (А.Н. Зырянов собирал там в 1850-х гг. сказки, которые потом издал Афанасьев, там записаны хороши, годны версии Жихарки, Кощея Безсмертного и Царевны-лягушки), а также Тавдинский край, единственный true vernacular region старинных статистических описаний и прочих текстов. Петр Городцов записал там в первое десятилетие XX века два тома сказок (лет через сто их напечатал Мандрика). На них падает оттенок места, если захотеть так думать. Местная версия «Золотой рыбки» называется «Старик и Дрож». Дрож живет в лесу в гнилом пне, больше не знаем о нем ничего: «Вернулся старик и видит, что по-прежнему стоит его старая избенка, а на печке сидит его старуха в рваном платьишке, от высоких же хоромов, от платья цветного и от всего богатства и следа не осталось. И стали старик со старухой жить опять в нужде и бедности» (записано от Луки Леонтьевича Заякина 1 ноября 1907 г.)



Кочки Тавдинского края

О бедном Тавдинском крае я уже подбирал выражения ( 1, 2): «Лет двадцать назад тавдинца можно было отличить с первого взгляда от обыкновенного поселянина, по длине волос, нескладной и протяжной речи, по его одичалости и угловатости приемов, но ныне и тавдинцы стали более похожи на прочих сибирских крестьян, хотя все еще непроходимые болота и леса на целое лето, весну и осень разъединяют их с Тюменью» (Вас. Стефановский, 1862). Туда, в бывший отрезанный этот край мы и поехали. Вещи ландшафта, которые создавали захолустье, никуда не девались, край столь же дикий, и, хотя дороги сверху проложены, ехать по ним особенно некуда, дальше север, тайга, болота. За исключением тюменских пробок на выезде и на въезде, машин мы больше почти не видели. Часами не видели ни одной. По пути обратно за нами минуточек десять ехали какие-то местные, это стало предметом оживленного обсуждения. «Сектанты!» «Дети Кукурузы!» «Арсен, поднажми».



10.15. Разбахта. Тюнево. Карагандинское. По Велижанскому тракту на север от Тюмени. Дачные поселки тюменцев торчат тут, как кочки, из глубокого тарманского болота. Кочки - здесь вообще доминанта ландшафта. «Сирень», «Ромашка». Я хорошо знаком с одним местным дачным участком, там всюду водоотводные канавы, воздух всегда влажный, травы густые и какие-то неопрятные, лесные, похожие на волосы мансийского божества. Но однако, отказаться от него никто не может. На семейном совете повисло молчание, когда вопрос обсуждался. Чтение книжки "Дачная идиллия" вправляет мозги русскому человеку. As we entered the densely forested park, Maxim called my attention to the large signs posted along the pathway. The signs welcomed visitors and outlined the various rules governing proper behavior in the forest. By way of commentary, Maxim explained that the reason Russians like forests so much and visit nature preserves such as this one was because they relieved “stress” (Russian: stress). When people entered the forest, Maxim continued, they felt their stress disappearing. На обратном пути снявшие стресс воскресные хортифакинкультуралисты то и дело объезжали нас справа по обочине, включив аварийную сигнализацию. Я буду цытировать и дальше эту беспощадную энциклопедию русской жизни.



Кочки Тавдинского края



Маршрут путешествия (кликабельно)

10.30. К северу небо становится вдруг ясным. По серым с переливами полям бегают ослепительно белые журавли, мечта президента. Дымка зелени еще довольно слабая. Обсуждение идеи путешествия. Естественный экспедиционный переход на ограниченное использование малоцензурной лексики. Некоторые вещи иначе и не выразишь. Хорошо, что мы баб не взяли, говорит профессор, они настраивают на совсем другой лад. ВГБ придумал сравнить две Тавды - Нижнюю и просто Тавду, расположенную выше по течению одноименной реки, в самом распоследнем углу атласа автомобильных дорог Свердловской области. Мы сворачиваем с Велижанского тракта налево. Eдем в просто Тавду. Становится понятно, что шансы Нижней Тавды победить в соревновании невелики: первая навсегда останется для нас утренней, весенней, как, эх, начало жизни. Рецепт освежающего кваса.



Вид долины р. Тавды от д. Билькиной

10.52. Д. Билькина. Первый вид р. Тавды. Река Тавда не ходит одна - она окружена складками, старицами, болотцами, полосами, заполненными высокой стальной водой. Подобраться к ней, не замочив ножек, вообще, кажется, нельзя. В д. Билькиной как раз тот случай, когда полуоткрывается взору вся эта долина. К. достал чай со смородиновым листом, вкусный, мы пили, стоя у багажника. Европейские бобры, рассказывал руководитель экспедиции, cовсем стыд потеряли, вытеснили всех азиатских нахуй. Еще когда К. только открутил крышку термоса, мимо нас прошли две деревенские пожилые тетки с лопатами, старательно нас не замечавшие. В полях над Вислой сонной, запел баритон у меня в голове, поперли какие-то военные ассоциации, из советского кино. Мы выпили чай, собрали посуду в пакет, двинулись дальше, через полминуты, уже за деревней, нагнав этих женщин. Они шли со своими лопатами по дороге, как в кино, старательно нас не замечая. Ландшафт изменился, стал холмистым и живописным. - Все самые лучшие места Свердловская область себе забрала, сказал А. - Равнина, она создает у человека иллюзию гомогенности, а холмы обещают лучшее, сказал B.

Весь этот день, глядя на дорогу, я боролся с ощущением старого геймера. Давал о себе знать опыт игры в Geoguesser, хотелось ткнуть карту где-нибудь в захолустной северной Швеции или Финляндии. В том, что видно с дороги, Тавдинский край похож на северную Швецию, только гор никаких нет. Мне интересно теперь сравнить опыт путешественника XIX века и нынешнего автомобилиста. «Хартфордшир едва ли предназначен для автомобилистов, его нежное устройство требует особенно внимательного взгляда» (роман Э. Форстера «Говардс Энд» цит. по Э. Такеру, изучавшему влияние автомобиля на модернистскую литературу). Но там не то, литературоведение и психология персонажей. Нужны всякие технические подробности: ширина тогдашнего и нынешнего сибирского тракта, сезонные режимы использования, маршруты, cкорости на конкретных участках, возможность обзора и т.п.



Вокруг долины Тавды

«Узкой лентой вьется по болотам Тавдинский тракт. Форд № 27 тюменского почтамта, гудя мотором, рвет пространство. Встречные крестьянские лошади встают на дыбы, скаля зубы на стального коня. 23 апреля - пробный рейс почтового автомобиля в Тавду. Более 1000 кг. Груза должно быт заброшено тавдинским организациям и установлено почтовое автодвижение.» Однако «ухабы победили мотор», автомобиль застрял в грязи, не доехав до Тавды. (Красное знамя. 27 апр. 1930. № 82. цит. по книжке уважаемого А. Иваненко «Окрестности Тюмени»)

В 11. 15 мы въезжали уже в Тавду и стали ездить кругами, выбирая натуру. В г. Тавде я был однажды в жизни. Мне было десять лет, был глухой январь, все бегали покупать сувениры, а я запомнил только грубый угол пятиэтажного панельного дома, возвышавшийся из сугробов, в момент печального оранжевого предзакатного просвета четырех часов вечера. Панельные пятиэтажки до сих пор стоят, конечно, вместе со сталинскими дешевыми бараками и советскими промзонами, а больше там и нет ничего, Тавда - город с 1937 г., из которого, как писал поэт, дует слегка зимой. Старый русский субстрат, который смягчает все эти вещи в Ирбите или Туринске, здесь вообще не обнаруживается. Если и было что-то, то оно было сделано из дерева.



Вид просто Тавды



Пятиэтажка



Остановка у бывш. Механического завода

Тавдинский гидролизный завод (закрыт в 2004 г.), Тавдинский механический завод (закрыт в 2011 г.). «Мы любим свой город. Ушаквоы» (розовый плакат на стене пятиэтажки). Магазины «Хозяин», «Натуралист», «Дельфинчик». «Объект охраняется с собаками». «Объект находится под охраной ООО ЧОО БББ МММ «Сворд». Мост через Тавду весь исписан девическими признаниями в любви и ненависти. Заведение «У Емели»: там было необычно. На скатертях были нарисованы жирные могучие розы, кафель напоминал общественные бани 1980-х гг., тюль была из тех же времен ростовского маньяка и Виктора Цоя. Откусив сосиску в тесте, я увидел под соседним столиком лохматую собаку. Выпив полкружки чаю, там плавала чья-то ресница. Остальные члены экспедиции обедали со спокойным достоинством. Психоделические розы, на фоне ночного чтения МЛК, вдруг напомнили мне о зайчике, которого парторг Дунаев лепит в начале своей одиссеи. Улыбающийся телевизор за спинами моих друзей, меж тем, рассказывал, как определить содержание сои в продуктах. Огромная машина мотала грязной ложкой бурую массу и расфасовывала ее в кулечки. За мутным окном, на солнце, стоял хороший бродяга. Я стал смеяться. К. сказал афористически. - Cмеешься, а непонятно над чем?! Вот теперь только я смог описать примерно, над чем смеялся.

СПАСИБО, ЛЕС! Одна достопримечательность в Тавде потрясает воображение: тополиная «аллея» посредине длиннейшей, кажется, в пару километров, улицы Кирова. Тополя, заточенные, словно карандаши, мелькали за окном несколько минут, и у нас было время поразмышлять об этой исконно присущей русскому человеку любви к зеленым деревьям. Снова неподражаемая Мелисса Эл Калдвелл! The sense of intimacy that characterizes Russians’ perceived relationship with nature reveals longstanding cultural ideas that the natural realm is the ultimate caretaker of humanity and always provides what its inhabitants need. This aspect emerged most poignantly as I was leaving the forest with Iuliia and Angela after a particularly fruitful excursion to pick mushrooms. Stopping at the edge of the forest, Iuliia turned around and shouted out several times, “Les, spasibo!” - “Thank you, forest!”



Знаменитая тавдинская аллея

Продолжение следует

нижняя тавда, психогеография, отчёт, тавда

Previous post Next post
Up