Размышления на остановке - и путешествие на Байкальском трамвае

Sep 30, 2014 22:55

В День Байкала (который обычно отмечается во второе воскресенье сентября, но в этом году из-за выборов был перенесён на третье) Министерство природных ресурсов Приангарья и администрация города (при участии проекта «Чистые берега Байкала») сделали иркутянам подарок: по городу ходили автобусы, троллейбусы и трамваи, которые радовали пассажиров не только бесплатным проездом, но и «экскурсией» (говорят, даже в формате видео!) по байкальским достопримечательностям.

И вот 21 сентября наша маленькая команда в составе меня и мышей отправилась в, ткскть, блог-тур с целью проверить, что это за Байкальский транспорт и с чем его едят, - и рассказать об этом просвещённому миру :)



[Про ожидания]Было особенно интересно узнать, как реализуют видеоэкскурсию. Я помню, раньше, лет 5 назад точно, в некоторых маршрутках были экраны, на которых «Маршрут-ТВ» крутило рекламу и недлинные видеоролики, но в обычных автобусах и трамваях таких экранов я не встречала (да и в маршрутках-то, однако, их уже давно нет).


[Почему трамвай]Из трёх вариантов «байкальского» транспорта мы выбрали трамвай: в нём не укачивает, как в автобусе, к тому же, трамвайная остановка ближе всего к нашему дому. А ещё - я давно хотела прокатиться по всему маршруту «единицы» - без каких-то особых целей, просто в качестве неспешного путешествия «по волнам моей памяти». А тут такой повод!

Кстати, о неспешности. Да, я привыкла считать трамвай самым тихоходным городским транспортом. Если нужно успеть куда-то в срок - садись на автобус или маршрутку (конечно, если не час пик), а вот трамваем пользоваться стоит только тогда, когда ты никуда-никуда не спешишь: покаааа он будет трястись и звенеть, останавливаясь на каждой остановке, ты успеешь и в окно насмотреться, и кучу мыслей передумать - обычно я от своей остановки (Пл. Декабристов) до Центрального рынка пешком дохожу быстрее, чем если бы села на трамвай!

Так вот. Ожидая «байкальскую единичку», я несколько изменила своё мнение о трамваях. Оказывается, когда смотришь на едущий трамвай спереди - вот он подходит к твоей остановке - блин, он совсем не выглядит тихоходным! Эта железная коробка по-настоящему несётся, тяжело раскачиваясь из стороны в сторону! Бррр!.. Аж страшновато становится.




...На сей раз долго ждать не пришлось. «Байкальским» оказался первый же подошедший к остановке трамвай - «пятёрка». Ладно, подумали мы, сойдёт и он. Вагон был полупустым - и, вопреки нашим ожиданиям, никаких экранов. Хм, ну что ж. Поехали посмотрим, что будет дальше. А дальше получилось так: на следующей остановке я решила на секундочку выйти, чтобы сфотографировать вот этот баннер на стекле - и сразу обратно заскочить.



А водитель-то не знал, что я только на секундочку вышла (откуда бы ему знать), - он закрыл двери и уехал! А я осталась на остановке. Упс. Ну что ж. Значит, дождусь-таки свою единицу. Погода хорошая, солнышко пригревает, на остановке лавочка - отчего бы не подождать немного...

[О чём я пожалела...]Я пожалела, что не стала считать трамваи, которые мимо меня пройдут. А было б интересно назвать точное количество: они шли практически один за другим, чуть ли не сплошным потоком. Мне кажется, за полтора часа ожидания их штук 30 проехало. Если не 40. Закон подлости, наверное (а может, воскресенье): когда дозарезу нужно уехать, их нет, а когда никуда не спешишь и ждёшь свой единственный, с нерпой на дверях - они вот, пожалуйста.


Ждать пришлось почти полтора часа. За это время мы (я и мыши, конечно) успели передумать и обсудить кучу мыслей, проголодаться и пожалеть, что поленились сделать в дорогу бутербродов, а взяли только эти противные сладкие сникерсы, но в целом времени даром не теряли: хорошо, что с собой всегда есть блокнот и ручка - все передуманные мысли и тезисы для этого поста были зафиксированы :)



Так что, похоже, основная часть моего повествования будет посвящена не собственно поездке, а транспортным и (прочим) урбанистическим размышлениям (возможно, довольно дилетантским, но уж как есть).

[Про остановки...]Остановка, которая нас приютила на эти полтора часа, оказалась оснащена не только павильоном с лавочкой (правда, почему-то странно короткой), но и, что особенно полезно людям вроде меня (способным иногда заблудиться и в трёх соснах, не то что в городе), дубльгисовской картой вот этого, так скажем, куска города, а также схемой маршрутов транспорта, останавливающихся здесь.



Это очень удобно! Я не знаю, сколько таких карт по городу*, но хочется верить, что однажды они будут на каждой остановке. Тогда людям (особенно вроде меня!) будет гораздо проще ориентироваться. КМК, это в сто раз полезнее, чем если бы на стенах павильона была доска объявлений или (и без того вездесущая!) реклама.
*Апдейт. Причастные к изготовлению этих карт люди сообщили, что эта остановка единственная. Два года назад хотели сделать много, по всему городу, но проект почему-то свернули. Вот жаль, искренне жаль!


[Про рекламу на транспорте...]И кстати о рекламе. Ею оклеены практически все трамваи. Больше всего рекламы мехов, кожи и прочих дублёнок, а ещё - такси, насосов, строительных смесей, мебельных и торговых центров, часов, интернета и кабельного... В общем, чего угодно. И конечно, буйство цветов, стилей, неистовая игра шрифтами - торжество и смерть дизайна. Просто аккуратно покрашенный в ровный цвет трамвай - редкость. Не облеплены рекламой только новые трамваи (те, что современные, с электронным табло, откидными форточками и т. д.) - они чисто-бежевые. А все остальные - чаще всего ужас и страх. Иной раз номер маршрута не сразу найдёшь на борту, зато узнаешь, что лучше и стильнее наручных часов NONAME в этом подлунном мире не существует.

С троллейбусами и автобусами похожая история. Я ещё в универе училась - помню, на Худ.музее останавливался автобус (или троллейбус? Ну да неважно), оклеенный радостной рекламой средства от диареи и вздутия живота. Улыбающиеся лица «пользователей» и, собственно, само средство на фоне коробки. И изображения на бортах были так размещены, что край коробки совпадал с дверью. И ты такой заходишь в автобус - а как будто в коробку с лекарством. Хэйй, почувствуй себя пилюлей от поноса, оеее!


[Про визуальный мусор...]Да, это у меня, конечно, фантазия разыгралась, но в самом деле: вы посмотрите, сколько вокруг нас визуального мусора! По центральным улицам города все первые этажи зданий - это витрины, вывески, рекламные щиты, один ярче другого. Все заборы в афишах и баннерах. Через дорогу - рекламные растяжки. Вдоль тротуаров рекламные тумбы. «Глухие» торцовые стены зданий прикрывают огромными баннерами: справа на нас отечески смотрит трёхметровое лицо очередного кандидата куда-то, а слева - угрожающе нависает брендовый продукт. На фонарных столбах - и то маленькие рекламные площади! Остановочные павильоны - тоже фактически сплошь из рекламных щитов состоят. Выходишь на улицу - и тебе не спастись :( Со всех сторон в глаза что-то бросается, кричит о своей крутости, умоляет купить.

И к чему я, собственно, веду? Как было б здорово, если б хотя бы трамваи и прочий городской транспорт были просто покрашены в чистые светлые яркие цвета! Отдых и радость для глаз, особенно зимой.


...
Такие вот мысли. Тем временем, спустя час и пятнадцать минут ожидания, через 25 минут после того, как мимо прошла та самая «пятёрка», на которой я проехала одну остановку (так я узнала, что маршрут она проходит за ~50 минут) меня уже начали одолевать сомнения в существовании «байкальского» трамвая №1.

К тому моменту я уже видела себя со стороны - вроде как в кино показываются сцены долгого ожидания: вот герой сидит нога на ногу, считает ворон и насвистывает что-то, вот кадр сменяется - он он рассматривает свои ногти, вот он забрался на скамейку с ногами, а вот уже и прилёг на неё... И всё это музыкой сопровождается, а в углу экрана тикают часики, отмеряя десятиминутки...

Я уже даже начала думать, что если мой трамвай так и не придёт, то и не беда, мне всё равно будет о чём написать, - ну или перейду на другую сторону улицы и подожду байкальскую же «шестёрку» - но вот наконец-то он приехал! Ура!

Полупустой - так что мы уселись у окна и поехали. В этом вагоне экранов тоже не было, но почти сразу (через остановку) «трамвайное радио» приятным голосом поздравило пассажиров с Днём Байкала и начался рассказ про байкальского эндемика голомянку - эта живородящая рыбка на 35 % состоит из жира, так что она является прекрасным кормом для нерп и даже омулей, а в годы войны этим её жиром восстанавливали силы раненых.

Далее (с существенными перерывами) последовали рассказы об Ушканьих островах и тамошних муравейниках, про ходульные деревья и про мыс Рытый.

К сожалению, главной особенностью наших трамваев является гремучесть*, поэтому почти половину рассказов за грохотом колёс и сочленений услышать не удалось, а жаль, потому что, судя по отрывкам, они были увлекательны.

[Нелирическое отступление про гремучесть.]* небольшое (и нелирическое) отступление об этой особенности трамваев (наверное, в почти любом городе России). Многие активисты, ратующие за комфортность проживания в городе, настойчиво предлагают избавиться от них (от трамваев, конечно, не от активистов): мол, мало того, что трамваи якобы неэффективно занимают своими рельсами проезжую часть, они ещё и люто грохочут - в домах, расположенных в непосредственной близости от трамвайных путей, трясутся стены и дребезжат стёкла, а старые ветшающие мосты и вовсе разрушаются от постоянных вибраций. И в некоторых городах этим доводам внемлют и упраздняют этот вид транспорта - вот как в Воронеже, например. Но эксперты по урбанистике (в комменты приглашается xeningem!) утверждают: современные трамваи, едущие по современным рельсам (например, за рубежом) не грохочут. А у нас всё так потому, что в нашей стране на трамвай, что называется, положили болт: и подвижной состав уже настойчиво просится в утиль, и, что более важно, рельсы в чудовищном состоянии - если посмотреть вдоль рельса, заметно, какой он извилистый, а так ведь быть не должно...
Всё, конец нелирического отступления, продолжаю про собственно экскурсию :))


По возвращении домой я нагуглила все озвученные в экскурсии темы и вот делюсь ссылками:

[(спрячу и их в таинственное подкатье)]Про голомянку: shkolazhizni.ru

Про Ушканьи острова, архипелаг (не больше не меньше!), название которого происходит от слова «ушкан», то есть заяц, где растут берёзы с чёрной корой и сотнями «гнездится» нерпа - nature.baikal.ru

Про муравейники на Ушканах, которых на 9 кв. км. острова насчитывается до 6-7 тысяч и которые бывают высотой в человеческий рост и диаметром до 3 метров - zooex.baikal.ru

Про ходульные деревья, поднимающиеся на своих корнях над землёй на высоту зачастую больше метра, - всё потому, что непрестанные ветра выдувают из-под них песчаную почву - irkipedia.ru

Про мыс Рытый, одно из самых священных и таинственных (потому что малоисследованных) мест на Байкале, где происходит немало аномальных явлений, где на людей ощутимо воздействуют какие-то неустановленные энергии (и поэтому там не «приживаются» никакие поселения), а воздух бывает настолько чистым, что образуется т. наз. байкальская оптическая линза, здорово приближающая предметы и причудливо искажающая их очертания (например, с противоположного берега озера, удалённого на 55 км, отчётливо виден огонь, а линия горизонта видна аж за 150 км. - впрочем, образование подобных линз, как я понимаю, характерно не только для этого места и не только на Байкале) - irkipedia.ru


Тем временем в трамвай садилось всё больше народу, и по вагону начала ходить милая девушка-волонтёр - она улыбчиво приветствовала входящих пассажиров, поздравляла их с Днём Байкала и вручала в подарок синюю ленточку и значок с симпатичной нерпячьей мордочкой. И по трамвайному радио вместо обычного «Уважаемые пассажиры, не забывайте оплачивать проезд» звучало «Проезд бесплатный!»



А что люди? Люди, конечно, радостно удивлялись (не все были в курсе такой вот акции), улыбались в ответ, начинали друг с другом это обсуждать и сообщать всем входящим. Один разговорчивый дедок сперва расспрашивал волонтёрку (так же говорят? Или нет?), откуда она родом, а потом пустился в собственные воспоминания о том, где бывал в Прибайкалье.

В общем, атмосфера была дружелюбной, под стать солнечной погоде за окном, и я смотрела на проплывающий за окнами родной город свежим взглядом, как будто я турист и впервые вижу вот эти украшенные резьбой и лепниной здания в центре, золотеющие аллеи и признания в любви вдоль набережной, синюю-пресинюю Ангару, «мятного» цвета аккуратные, как будто игрушечные домики вокзала, заросшие травищей и буйным клевером рельсовые колеи в Студгородке... Увы, не получилось бы всё это адекватно запечатлеть на фото из окна движущегося трамвая (к тому же на телефон), но поверьте мне, все эти картины были поистине прекрасны :))



И в таком умиротворённом настроении я сошла с трамвая задолго до своей остановки, чтобы прогуляться до дома пешком, по осенним дворам - да уж, День Байкала получился хорошим! Конечно, его правильнее всего было бы провести на Байкале, но «вернуться» в свой родной город тоже очень приятно...



Чего и вам желаю иногда ;)

P.S. А вот официальный репортаж об этой акции на сайте, собственно, проекта: «Проект «Чистые берега Байкала» в День Байкала организовал бесплатные экоэкскурсии в общественном транспорте».

фото, ПРОИСХОДЯЩЕЕ, мои мыши, ГОРОД, Синоптики, хорошо!

Previous post Next post
Up