Jan 13, 2011 11:21
"Даже в своем распаде дворянское искусство обнаруживает светскую природы. Человек в нем всегда обращен к обществу (он может обойтись без семьи, но не без общества), полон желанием нравится, кокетливостью, жеманностью. Когда смотришь на картины Буше или Ватто, видишь ли, что люди позируют, чувствуют, что на них смотрят. Еще нет буржуазного, робинзоновского сознания одиночества человека в обществе. Картины большей частью изображают группы светских людей. [...]
Искусство рококо знает только малые формы. Вообще оно обнаруживает исключительный интерес к миниатюрному во всем, к безделушкам, орнаменты, шаловливости, беззаботности, Искусство рококо - камерное, оранжерейное, крайне ограниченное. Это искусство умирающего общества.
Герой искусства рококо носит характерное название petit-maitre. Он приходит на смену героическому идеалу Возрождения и XVII века. Он всегда юн: пятнадцать-семнадцать лет. Шедевр этого типа - Керубино. Старческое искусство рококо обнаруживает особую любовь к юному, неразвитому.
На смену величественному парику Людовика XIV приходит маленькая косичка. Во всем сказывается молодящаяся культура. [...]
В форме стиха проявляются непринужденная небрежность, банальные рифмы, простые размеры, что дает основание говорить о его слабой технике (Лансон). Но это лишь сознательное отстранение технических трудностей, тяга к элементарному. Основным стихотворным жанром становится мадригал - салонная ода в лирике XVIII века, ода частной жизни. Именно потому, что лицо, к которому мадригал обращен, не высокопоставленное лицо, высокие слова произносятся с некоторой иронией. [...]
Даже в ораторском искусстве все то же тяготение к малому. Массильон (1663 - 1742) известен своими "маленькими" проповедями - "petits caremes" - произнесенными восьмилетнему Людовику XV. Истины преподносят в приятной, доступной форме.
В искусстве рококо мельчает свободомыслие Ренессанса, дошедшее до XVIII века через либертинаж XVII века. На сцену выходят фривольный дух, антиклерикальные насмешки вместо воинствующей антицерковности Просвещения. Превалируют эротическая, фривольная насмешка над всем и вся, пикантные темы".
Пинский Л. Ренессанс. Барокко. Просвещение. С. 514, 515 - 516.
рококо,
Пинский