Особенности арабо-израильского конфликта

Aug 15, 2012 20:12

Последнее время меня часто спрашивают мнения о том или ином событие на территориях. Решил, что будет полезно выстроить логическую цепочку из событий и фактов, которые могут помочь понять происходящее. Пару лет назад я уже писал об особенностях палестинского бизнеса и строительства. Этот пост будет продолжением давно начатой серии.

Особенности палестинского строительства - Welcome to the Jungle 1
Особенности палестинского бизнеса - Welcome to the Jungle 2



Эта граффити появилась пол года назад возле КПП 300. За разделительной стеной находится Кевер Рахэль.

Начну с краткого изложения истории
* Те кому очередное пережёвывание истории не интересно, могут сразу перескочить к « Обществу»
Одна из главных проблем сегодняшнего Израиля - демографическaя. Начиная с 1948 года, страна живёт интересами еврейского большинства. Государство всеми силами старается придерживаться концепции Израиля как дома для всех евреев. Огромные демографические изменения, вызванные Войной за Независимость, позволили Израилю избавиться от большей части арабского населения. Для молодого еврейского государства такой трансфер был большой удачей и временно решил вопрос межнациональной вражды. Бежавшие в 1948 году арабы осели в соседней Иордании, Ливане и Сирии. Оставшиеся палестинцы составляли в 1948 году 17% населения. Многих из них война полностью лишила всей недвижимости, которая после войны перешла к их соседям евреям. Страна бурно развивалась и для многих арабов потеря земли компенсировалась появлением огромного количества предложений на рынке низкоквалифицированного труда. Палестинцы заняли прочное место среди мелких строительных подрядчиков, торговцев и чернорабочих.



План раздела Иудеи и Самарии, предложенный Игаль Алоном в 1967 году
В 1967 году ситуация несколько изменилась. Очередная война значительно расширила границы государства, но при этом вернула 40% бежавших арабов под юрисдикцию Израиля. Государство стало перед дилеммой. С одной стороны, евреи заполучили вожделенные исторические места - колыбель иудаизма. С другой стороны, поглощение арабского населения территорий грозило потерей еврейского численного преимущества. Израильские политики тех лет предлагали вернуть львиную долю завоёванного, оставив лишь стратегически важные участки.
Многие евреи искренне надеялись, что арабы впечатляется нашими «европейскими» ценностями и поменяют менталитет и постепенно ассимилируются. При этом они панически боялись, что затаившие злобу палестинцы начнут возвращаться в свои дома, на покинутые ими земли. Были предприняты ряд законов ограничивающие передвижение жителей территорий внутри Зеленой Черты. В восьмидесятые годы, араб с территорий, пойманный ночующим в пределах Зеленной Черты, карался штрафом в размере 5000 шах.



Портрет Ясира Арафата возле КПП Каландия
Шли годы, недовольные своим подвешенным состоянием арабские жители территорий стали благоприятной почвой для раздувания националистических настроений. Бунт не заставил себя ждать. Первой интифаде была свойственна поразительная сплочённость арабского населения. На демонстрации выходили всей деревней от мала до велика. Огромное влияние на территориях заполучило движение Фатх (Движение за национальное освобождение Палестины - часть ОПП). И что было особенно болезненно для израильской экономики, арабы отказались платить налоги. Как известно, бунт удалось постепенно подавить, но тянуть дальше время не представлялось возможности. Тогда то и было принято решение о создании Палестинской Автономии. Провозглашение автономии позволило Израилю сохранить за собой большую часть территорий, но при этом сложить с себя ответственность за её арабских жителей. Самым подходящим лидером для такого образования на тот момент оказался заядлый враг Израиля, Ясер Арафат. В начале девяностых Арафат пребывал в политической опале, в которую он себя загнал, выступив на стороне Ирака в кувейтской компании. Израиль полагал, что такой, вытащенный из грязи лидер будет удобным и покладистым партнером. С этим Израиль крупно просчитался - Арафат четко знал, чего он хочет для своего народа. Конечной целью должно было стать палестинское государство. Арафату удалось на время убедить все милитаризированные арабские фракции прекратить вооруженное сопротивление. 1999 год стал для Израиля одним из самых спокойных за всю его короткую историю (Скептики могут взглянуть на статистику). Взамен на спокойствие, Арафат требовал продолжения мирного процесса и создания обещанного ему палестинского государства в границах 242 резолюции ООН. Отсутствие прогресса в ратификации соглашений вылилось во вторую интифаду Аль-Акса.

Палестинское общество было не довольно теми ухудшениями, которые произошли после подписания мирного договора. Продолжали строиться новые поселения. Арабы так и не получили обещанную свободу передвижения и большинство КПП не были упразднены. В целях оказания давления на ПА, в 1998 году верующим стали ограничивать посещение мечети Аль-Акса. Также Израиль наложил возрастное ограничение на выезд палестинцев за границу. Были уменьшено количество разрешений на работу в пределах Зеленной Черты. Всё это многократно накручивалось палестинскими СМИ.
Триггером для начала очередного кровопролития послужил визит премьер министра Шарона на Храмовую гору, в Аль-Аксу. Люди, лично знавшие Арафата, расходятся во мнение о его личной роли в этом витке насилия. Многие считают, что он просто потерял контроль над ситуацией. Так или иначе, Израиль решил поискать более сговорчивого лидера. Арафат был два года изолирован в Мукате и позже умер сам или был отравлен своими приближёнными. Идея диалога с арабами была похоронена вместе с ним. Израиль перешел к политике односторонних решений. Самым болезненным из которых было размежевание. Все жители территорий, включая евреев, были отделены стеной от тех кто живёт в пределах Зеленой Черты. Работы лишились сотни тысяч палестинцев, десятилетиями работавших в Израиле. Также начала проводиться политика «Овдот Бешетах» - односторонних разграничений спорных территорий. Государство надеется, что воздвигнутые де-факто границы смогут послужить стране в случае объявления палестинцами независимости.



К сожалению я не нашел данных о количестве арабских жертв по годам, до 1987 года. Всего за 60 лет конфликта погибло порядка 51000 человек.

За годы первой и второй интифады Израиль искал альтернативу не только несговорчивым лидерам, но и терроризировавшим его народным движениям. Как альтернатива Фатх, было допущено создание Хамас. В начале двухтысячных это движение набрало значительную политическую силу и давно переквалифицировало себя из благотворительной организации в мощную военизированную партию. Жители Палестинской Автономии видели в Хамас альтернативу коррумпированному и формально отказавшемуся от вооруженного сопротивления ООП. Палестинцы верили в них как в партию, обещавшую силой разрешить бесконечно затянувшийся мирный процесс. На выборах 2006 года, Хамас одержал сокрушительную победу, набрав 73 мандата против 45. В течении менее чем года под полным контролем Хамас оказалась Газа. Приход исламистов к власти ещё более усугубил экономическое положение в ПА. Для Хамас было жизненно важно добиться каких либо политических успехов. Не найдя более оригинального решения чем захват заложников, Хамас похитил израильского капрала Гилад Шалита. За его свободу требовали освобождения сотен заключенных. Эта акция стала поворотным моментом в новой палестинской истории. Израилю пришлось в срочном порядке помочь Фатх перенять политическую инициативу. Большое количество видных фигур и активистов Хамас в Иудее и Самарии были арестованы. Был шанс зачистить и Газу, но тут Израилю было намного выгодней не вмешиваться. Раскол палестинцев на два лагеря сулил нам немалую политическую выгоду.

В ответ на захват капрала, Газе была объявлена экономическая блокада. Любые поставки в сектор, кроме самого необходимого были приостановлены. Единственным источником запрещённых к ввозу товаров, стали проложенные под египетской границей туннели. Боевики Хамас быстро взяли контрабанду под свой контроль и начал получать с неё немалую прибыль.
В то же время туннели превратились в отличное средство давления на эту партию. В ответ на обстрелы можно было разбомбить десяток туннелей. Израилю было не выгодно оказывать на Хамас слишком сильное давление. Если бы исламисты потеряли власть, то их место мог занять Фатх. Это грозило снова объединить автономию и усилить политическое давление. Израильская армия не раз заявляла, что её цель не дать Хамас усилиться, но также не позволить ему упасть. По этой причине все наши анти террористические операции в Газе так и небыли доведены до конца. Если в Газе заканчивалось деньги, и режим не мог больше платить своим служащим, то их срочно переводили. Также Израиль старался ликвидировать наименее сговорчивых лидеров, предпочитая сохранять жизнь умеренным политикам. Например, во время последней военной операции в Газе - «Литой свинец», были уничтожены Саид Сиям и Низара Райана, известные своими крайне экстремистками взглядами. Ни один другой политик от партии Хамас не пострадал. За последние пару лет, Израилю удалось внести раскол между активистами Хамас в Газе и активистами в Иудее и Самарии. Как говорится: разделяй и властвуй.

Потрясение, испытанное Фатх вследствие победы Хамас, очень благоприятно сказалось на деятельности этой фракции. За 6 лет пришедших после провала на выборах коррупция в ПА сильно сократилась. Под контролем оказалось большинство военизированных движений. Значительно улучшилась криминальная обстановка. Правительством Фаяда были проведены налоговые реформы, призванные вывести ПА на самоокупаемость. Сегодняшняя палестинская администрация в Иудее и Самарии пользуется намного большей народной поддержкой, чем это было 6 лет назад. Не дремлет и Хамас. За годы правления в Газе партии удалось во много раз увеличить поток международных пожертвований. На эти деньги Хамас содержит огромный штат своих боевиков (гражданские структуры до сих пор содержатся Фатх). Кроме этого, независимость от налоговых, накруток навязанных Израилем, в разы удешевила ввозимые в Газу продукцию. На сегодняшний день, цены на еду и энергоносители в Иудее и Самарии в 2-3 раза выше чем в Газе. Израилю периодически приходится идти на уступки Фатх, дабы партия не потеряла свою легитимность в свете успехов достигнутых Хамас.

На мой взгляд, сегодняшняя ситуация в ПА многим похожа на ту что была перед началом второй интифады. За последние годы затишья так и не было достигнуто возобновление мирного процесса. Палестинские лидеры снова оказались мало сговорчивыми, и Израиль по всей видимости начинает искать им замену. Проблема в том, что найти лидера готового подписать договоры на условиях, удобных только евреям, будет не просто. Палестинские идеологи считают, что они и так пошли на огромные уступки, соглашаясь на границы 1967 и отказавшись от претензии на территории внутри Зеленой Черты. Уступки территорий Иудеи и Самарии будут восприняты многими палестинцами как предательство.
Продолжать тянуть время ни чего не меняя, тоже с каждым годом становиться всё сложнее. Палестинская автономия оставляет за собой 3 возможных варианта развития событий:
1) Усиление политического давления. Делигитимация Израиля призвана привести к финансовому и политическому бойкоту страны. Цель давления, заставить государство пойти на уступки. К такому варианту на данный момент стремится большинство палестинских политиков.
2) Начало третей интифады. Палестинское общество подустало от насилия, но вариант народного восстания всё ещё актуален
3) Расформирование Автономии. При таком развитие событий палестинцы снова возвращаются под полную юрисдикцию Израиля. Завоевавшая территории сторона будет обязана нести полную ответственность за обеспечение её жителей. Для Израиля, такое развитие является наихудшим, так как наверняка будет сопровождаться усилением политического давление и народными волнениями.

----------------------------------------------------------------------------

Общество
Настало время поговорить о факторах и настроениях, которые на сегодняшний день движут израильским и палестинским обществом. Всё ниже сказанное будет касаться Иудеи и Самарии. Газу пока оставим в стороне.

Начнем с евреев.
Большинству израильтян удалось дистанцироваться от палестинского вопроса. Ситуация на территориях совершенно не влияет на повседневную жизнь жителя Тель-Авива - нет новостей и на том спасибо. Израильские лидеры прекрасно понимают, что нормализация должна повлечь за собой пересмотр государственного устоя. Придется дать ответ на вопрос, почему у нас каждый еврей имеет право на возвращение, а арабу запрещено даже воссоединение семьи. Почему тысячам детей от смешенных браков между израильскими арабами и палестинками отказывают в гражданстве. Почему евреи имеют право вернуть купленную до 1948 или 1967 года недвижимость, а арабам это запрещено. Таких вопросов должно возникнуть очень много и их демократическое решение ставит под угрозу еврейский характер государства. На сегодняшний день, евреям гораздо легче тянуть время ничего не меняя чем начинать решать накопившиеся годами проблемы.

Немаловажную роль в палестинском вопросе занимают поселенцы (еврейские жители захваченных в 1967 году территорий). 300000 израильских граждан, жителей Иудеи и Самарии (цифры могут расходиться, так как ещё около 300000 евреев живёт в аннексированном Восточном Иерусалиме) являются заложниками безопасности евреев проживающих внутри Зеленой Черты. С одной стороны Израиль нуждается в поселенцах для того чтоб контролировать территории. Для этого правительство поощряет своих граждан, позволяя им селится на очень выгодных условиях. С другой стороны, у поселенцев нет ни какой уверенности в завтрашнем дне и в своей безопасности. На протяжении последних 45 лет, государство использует поселения для продвижения своих территориальных интересов. Там где международное право не позволяет официально использовать стратегически важные земли, в ход идёт «воля народа». Правительству достаточно только закрывать глаза на периодически возникающий «мелкий» произвол. Похожая ситуация происходит в сфере безопасности поселенцев. Так как израильская армия не способна полностью обезопасить своих граждан, то единственным решением является развитая структура самообороны. Действия, принимаемые службой охраны поселений и добровольцами из числа жителей, не подконтрольны ни каким ведомствам. Акции возмездия и самосуд давно превратились на территориях в обыденное явление.
За последние десятилетия жители территорий превратились в мощную политическую силу, способную постоять за свои интересы. Кроме этого, они являются одной из самых политически активных групп населения, имеющую широкую поддержку среди национал-патриотически настроенных израильтян. По моему личному мнению, страна уже перешла точку невозврата. Любая серьёзная попытка расформировать поселения приведёт к гражданской войне между самими евреями.

Что касается светских израильтян, не живущих на территориях, то для них палестинская проблема это в первую очередь вопрос безопасности евреев. Образ палестинца был превращен прессой в нечто враждебное и гипотетическое. Новое поколение израильтян видит палестинцев только во время армейской службы или по телевизору. Еврейская молодёжь порой лучше разбирается в географии модных баров в Праге и Амстердаме чем в спорных уголках собственной станы. Таким обществом очень легко манипулировать. Если правящая партия выбрала курс на порицание поселенцев, то все будут ненавидеть поселенцев и любить арабов. Если ветер дует в другую сторону, то общество можно легко перепрограммировать ненавидеть арабов и любить поселенцев. Израильским лидерам намного удобней строить свой политический капитал, сталкивая между собой те или иные слои населения, чем пытаться решать какие-то либо насущные проблемы.



Израильские флаги на заборе мечети в арабской деревне Хамам
Теперь перейдём к арабам
Позицию палестинцев можно охарактеризовать как смесь рационализма и безысходности. Мало кто из арабов Иудеи и Самарии верит в полную независимость. Большинство полагает, что это приведёт ещё большему обнищанию нации. На сегодняшний день, палестинцы имеют мало других источников доходов, кроме как работа на израильский рынок. Подавляющее большинство арабских жителей территорий, если бы им предложили, с удовольствием бы взяло израильское гражданство. Но такой возможности у них нет, и она вряд ли когда-либо появится. Арабам приходится выбирать между участью вечно бесправного соседа, питающимся подачками с барского стола и перспективой превратится в голодную, но независимую нацию.

Сегодняшнее палестинское общество можно поделить на три категории людей:
1) Первую группу я бы характеризовал как оседлые. Это люди не претендующие ни на что кроме возможности достойно зарабатывать себе на хлеб и растить детей. В Иудее и Самарии такая прослойка самая многочисленная. В неё входят в основном арабы сидящие на своих землях и в мирные времена, легко находившие себе средства для существования.
2) Вторая группа, это беженцы и палестинцы которых конфликт оторвал от земли. Таким арабам как правило нечего терять. На беженцев намного сложнее оказывать общественное давление, так как был разрушены институт старейшин и семейные узы. Самые яростные очаги палестинского сопротивления возникают в лагерях и районах где беженцы преобладают. Как пример можно упомянуть Шхем с прилегающим к нему лагерем Балата (Более 30000 жителей), ну и конечно Газа где коренных жителей почти не осталось.
3) Третья группа самая малочисленная, это - палестинская элита - интеллектуалы и обеспеченные люди. Этой прослойке неприемлемо унизительное положение, в которое их ставит еврейское государство. Палестинская элита старается по возможности дистанциироваться от контактов с евреями. Многие образованные арабы считают, что все наши межнациональные отношения сводятся к хафлам (посиделкам с питами и хумусом) и пустым обещаниям. Этот тренд можно четко проследить в сегодняшней палестинской прессе. Медиа призывает прекратить любые контакты с евреями, пока не будут достигнуты продвижения на политическом уровне.

Для того чтоб понять настроения арабов в Иудее и Самарии, нужно представлять какой ценой достаётся еврейскому государству контроль над территориями. Для обеспечения своей безопасности Израилю пришлось создать беспрецедентную по своим масштабам сеть информаторов. Советский культ личности выглядит детским лепетом перед тем количеством стукачей, которых военный режим породил на территориях. По данным Палестинской Автономии, в конце девяностых у Израиля было порядка 100000 информаторов. Фатх пришлось объявить амнистию, всем кто добровольно раскается в измене. Чтоб избежать преследования, информаторам предписывалось согласовывать передачу информации с палестинскими службами безопасности - Мухбарат. Палестинцы считают, что за годы второй интефады, число стукачей только удвоилось. Шабак (израильская служба безопасности) использует для вербовки безвыходные ситуации и любой имеющейся у него компромат. Ваш отец при смерти и ему нужно лечении - сотрудничайте. Вы учитесь за границей и вас не выпускают продолжить учебу - сотрудничество мигом решит все проблемы. Хотите разрешение на работу или чтоб ваш бизнес не трогали - будьте добры стучите. Вам грозит тюрьма - нет проблем, ради ценной информации и такое поправимо. Если человека не получается завербовать за деньги или какую либо услугу, всегда можно найти компромат. Не так давно в у Шабак вышел прокол в Хевроне. Был разоблачен палестинский знахарь. Целитель на протяжение многих лет принуждал женщин к сексу и снимал это на видео. Работал он на пару со своей супругой, которая соблазняла мужчин. За 4 года им удалось завербовать 650 человек. Как утверждают палестинцы, компромат используется не только в целях получения информации, но и для оказания давления на владельцев недвижимости. После того, как человек соглашается на сотрудничество, у него нет пути назад. Чем дольше он стучит, тем больше компромата на него имеется. Откажись он сотрудничать, и компромат может быть предан огласке. Для большинства это равносильно смертному приговору. По этой причине палестинцы стучат друг на друга на каждом углу. Хочешь сделать гадость соседу? Нет ничего проще. Стукни на него и у него мигом отнимут разрешение на работу.
Если в Шабаке не хватает информаторов среди местных жителей, то их легко можно внедрить под видом иностранных миротворцев или левых активистов.



Одна из самых знаменитых граффити на территории ПА . Рисунок английского художника Банксы.

Не меньшей ценной обходится контроль над территориями, прилегающими к еврейским поселениям и стратегически важным для передвижения поселенцев коридорам. У палестинцев, которым непосчастливилось оказаться в зоне С (полный израильский контроль), практически нет шансов на легальное расширение своей жилплощади. Израиль готов закрывать глаза на строительство внутри арабских анклавов, но ни в коем случае не потерпит их расширения. Формально, Израиль оставляет за собой право на снос почти любого жилья построенного в зоне С после 1967 года.
Ещё более циничная ситуация в аннексированном Восточном Иерусалиме. Государство на протяжении многих лет пытается закрепить еврейское преимущество в этом, самом важном для евреев городе. По этой причине, 300000 арабских жителей Иерусалима 45 лет живут с временным видом на жительство, так и не получив гражданство. Страна периодически ищет способ, который позволит избавиться от неугодного арабского населения. Год назад Израиль заявил, что после 15 апреля будет лишать вида на жительство любого араба проживающего вне черты города. Под раздачу попали и городские районы, оказавшиеся за стеной безопасности, такие как Абудис и Азария. Иммиграционные службы оставляют за собой право устроить проверку в любое удобное для них время суток. Если приставы обнаружат, что место проживания указанное в прописке, не соответствует действительности, человека лишают статуса и выдворяют в ПА.

На сегодняшний день любой палестинский импорт и экспорт облагается израильскими налогами и регуляциями. Палестинцы не имеют права импортировать ничего, что составит конкуренцию израильским поставщикам. Все цены на энергоносители облагаться теми же непомерными налогами, что и внутри Зеленой Черты. При уровне доходов в 3 раза ниже, чем у среднего израильтянина, арабы вынуждены платить те же самые деньги за бензин и газ. Кроме этого, Израиль запрещает экспортировать многие товары, которые угрожают конкуренцией местным производителям. Например, по договору в Осло палестинцам нельзя экспортировать в пределы Зеленой Черты помидоры и яйца и даже размножать породистых кур в обход Израиля.
Нестабильная политическая обстановка не позволяет палестинцам рассчитывать на капиталовложения. Последние пару лет, Израиль старается задействовать экономические рычаги для давления на палестинских лидеров. В ответ на обращение в ООН, правительство добилось прекращения финансирования огромного количества проектов по развитию палестинской инфраструктуры. За последние годы безработица в Иудее и Самарии достигла 53%.

Если добавить ко всему, описанному выше, ограничения передвижения, многочасовые ожидания на КПП, недельные перебои в подаче воды, то любовь к своему могучему соседу возникает не у многих. Было бы гораздо точнее охарактеризовать отношение палестинцев к происходящему как усталость, граничащая с покорным безразличием. Народ устал от бесконечно продолжающего конфликта и не желает участвовать в открытом сопротивлении. Большинство арабов понимает, что теракты против мирных жителей будут использованы Израилем как повод для легитимации военного присутствия. Последние годы ПА пытается действовать через оказание политического давления на Израиль. Время покажет, хватит ли у палестинцев терпения на этом пути или всё опять скатиться к очередному витку насилия.

---------------------------------------------------

Заключение
Рано или поздно Израилю придётся решать, что делать со всем этим территориальным богатством. Страна не может вечно тянуть время и придумывать отмазки в виде борьбы с терроризмом или объяснять всё затянувшимся мирным процессом. Когда-нибудь Израилю придется отделить или интегрировать завоёванные территории. Политика одностороннего разграничения спорных земель, только осложнит этот процесс. Попытки де-факто отделить Восточный Иерусалим и находящуюся на его территории мечеть Аль-Акса, неизбежно обрекают страну на вечный джихад. Палестинская Автономия без Мечети Омара, всё равно, что Израиль без Иерусалима или Саудовская Аравия без Мекки. Даже если отбросить религиозный аспект, то паломничество в мечеть способно прокормить палестинцев так же как Мека и Медина сегодня кормит саудовцев. Не один палестинский лидер не будет способен отказаться от претензий на Аль-Аксу, сохранив при этом поддержку собственного народа.
Расширение поселений тоже не приближает нас к какому-либо решению. Было бы более честно перед еврейскими жителями Иудеи и Самарии сначала определиться, хотим ли мы оставить за собой территории, а уж затем их застраивать. Вкладывать огромные деньги и развивать поселения, не гарантировав их будущее, более чем абсурдно.

На мой взгляд выход имеется только один - попытаться вывести уровень жизни в ПА на нечто, сопоставимое с тем, что мы сегодня видим в пределах Зеленой Черты. Если Израилю не удастся отделиться, то хотя бы будет проще интегрировать 2.5 миллиона сытых палестинцев, чем голодных. Нет ни какого смысла повторять ошибку ЮАР - не достаточно дать равные права нищему и малообразованному населению, желательно предварительно позаботится о базовой инфраструктуре. Кроме этого, своевременно подготовить квалифицированные кадры, которые смогут быть достойными лидерами своей нации.

Израильское общество играет ключевую роль в том, по какому пути пойдёт дальнейшее развитие ситуации в Иудее и Самарии. На сегодняшний день, это общество слепо доверяет СМИ. Мало кто удосуживается отъехать полчаса - час от дома и попытаться самому взглянуть на то что происходит у него под носом. Для того чтоб лично интересоваться тем, от чего зависит будущее Израиля, ни нужно быть левым или правым. Полезно иногда просто общается с арабскими соседями. Если вы считаете их друзьями, то почему бы с ними не познакомиться? Если врагами, то тем более важно знать их как можно лучше…

Поселенческое, История, Права Человека, Политика

Previous post Next post
Up