Над чем смеются музыковеды?

Sep 14, 2015 20:55

Стала разбирать компьютерные архивы, и неожиданно нашла старый текст, который я писала на втором курсе консерватории, больше десяти лет назад (кажется, на эстетике В. Г. Кисунько попросил написать эссе про юмор). Оказывается, актуальность не потеряна - я убедилась в этом, работая над диссером, да и вообще, живучее оно (не только в музыковедении)

Все мы радуемся, когда встречаем юмор в сложных музыковедческих исследованиях, которые от этого становятся нам понятнее и ближе. Но иногда смех появляется там, где его никто не ожидает встретить, а меньше всего - сам автор, которому и в голову не приходит, что над его трудами можно смеяться.

Это труды научные, серьёзные, с множеством длинных, умных слов и выражений, которые, к сожалению, наше сознание, подобно компьютеру, подчёркивает сплошной красной волнистой чертой как абсолютно неудобоваримые.
Попробуйте понять суть определения: «инструментальная музыка - это генераторно-волновой нейролингвистический язык, который, минуя словесно-речевой канал, воздействует на понимание смысла путём эмоционального возбуждения слухового восприятия», или, например, уловить ход рассуждения: «исследование категории гармонии в диахроническом срезе показывает движение понятия, что прослеживается при его рассмотрении, как в эстетическом, так и в художественно-музыкальном ракурсах».

Подобные громоздкие построения, составные латинско-греческие термины, объяснения по принципу  «зачем просто, когда можно сложно», по-видимому, должны указывать на необычайный словарный запас автора, его энциклопедические познания, предельную углублённость в предмет исследования и т.д. Создаётся впечатление, что автор свободно оперирует этими словами, переставляет их с места на место, комбинирует, словно играя в очень сложную игру, правила которой устанавливает он сам (и держит в глубокой тайне). Поэтому адекватно оценить всю новизну его научного открытия и понять суть исследовательского метода очень и очень сложно.
Тогда у читателя и включается защитный механизм - смех, благодаря которому лабиринты конструкций вдруг исчезают, а безумная лексика  поразительным образом упрощается. Становится видна в первозданной чистоте простота и элементарность авторского замысла, а все сложности оказываются только пышными декорациями к убогому спектаклю.

….Аккорд  - это структурно-замкнутая, высотно-дифференцированная, звуковысотная одновременность…
….Гармония - это трансцендентный пространственно-временной континуум…

Но это всё проблемы музыкальной теории, науки действительно сложной и довольно запутанной, а как обстоит дело со смехом в истории музыки?
Читаем:
…. Друг похоронит его /имеется в виду Лелио, персонаж  произведения Г. Берлиоза / под дубом и повесит на ветви дерева осиротевшую арфу. Ласкаемая тёмной листвой, она будет и после смерти героя испускать остатки гармонии…
….. В яростных бросках грузного, словно высеченного из глыбы трезвучного мотива и в простоте народного склада выражен характерный бетховенский облик этого скерцо /из Второй симфонии/….

Подобные пассажи по характеру напоминают стиль древнерусской церковной поэзии называемый «извитие словес». В попытках подробно объяснить «неизреченный смысл»  музыкальных произведений (не желая что-либо оставлять «тайнозамкненным»), исследователи берут в пример поэтическую, наполненную метафорами речь Рихарда Вагнера или живой и яркий язык Ромена Роллана. При этом зачастую они тиражируют понравившиеся словесные обороты, превращая их в пустые ярлыки, нагромождают сравнения и всевозможные художественные параллели, пытаясь найти в музыке абсолютно конкретную образность живописи и литературы.

… В партитурном поднебесьи заворковал голубь мира…
…. Гармония -  область поэтических средств, служащих воплощению художественного здания…
…Фольклор - «золушка» теоретического музыкознания…
… Вызывает возражение ориентация исследователя на непроизвольное выражение взрослых и пение с ярко выраженными дефектами…

Музыковеды долгое время развивали этот стиль, становилось модным говорить о музыке изысканно, витиевато, как бы проникая в глубину авторского замысла, но на самом деле описывая лишь внешние его проявления. Но, к счастью, мода имеет свойство меняться, и работы современных исследователей отражают актуальную тенденцию - стремление к «новой простоте».

книжки без картинок, личное, консерватория, юмор, творчество, классики и современники, музыка

Previous post Next post
Up