Вступление
В мае 2015 года мы с женой отправились в велопоход по Финляндии. Мероприятие целиком и полностью служило цели приобщения благоверной к этому, безусловно, самому лучшему виду путешествий, доступных для человека. Первый велопоход - это всегда трудно, неизвестно, ответственно. Поэтому очень важно в этом деле не взять на себя слишком большую нагрузку, иначе в дальнейшем отпадёт всякое желание продолжать.
Сезон путешествия был выбран не случайно. Месяц май очень хорош для проведения велопоходов. Ещё нет жары и насекомых, как жалящих так и просто назойливых. Вот уже несколько лет подряд, ещё с осени, я с радостью планирую какой-нибудь велопоход на весну, и с вожделением жду наступления этого благодатного времени.
Кроме того факта, что у моей жены, это был первый велопоход в ее туристической "карьере", дело усугублялось тем, что буквально год назад она … ещё не умела кататься на велосипеде вообще! Однако за лето-осень 2014 года, и начало весны 2015, была проделана огромная работа, направленная на обучение технике езды и развитие физической формы, достаточных для совершения несложного велопохода.
И у нас всё получилось! Не без приключений и трудностей, и даже неприятностей, но главная цель достигнута - супруга прошла этот велопоход, узнала что такое велотуризм, и, самое главное, сохранила желание ходить в велопоходы и в дальнейшем.
Общая характеристика и особенности региона с точки зрения велопутешественника
Финляндию называют страной тысячи озёр. Но, это ещё и страна тысячи дорог! Дорожная сеть в Финляндии очень хорошо развита. Здесь есть то, чего так недостает велосипедистам России - множество второстепенных автодорог отличного качества, с минимальным трафиком, и, конечно, велодорожки.
Велодорожки есть во всех городах, как крупных, так и мелких. На подъездах к крупному городу, а также на выезде из города, вас всё также будет вести велодорожка ещё на протяжении 10-15 километров. Попадаются велодорожки и между городами. Так, например, между городами Котка и Хамина расстояние составляет порядка 18 километров, и весь путь ты преодолеваешь по велодорожке. Причем, это не абы как оттяпанная от проезжей части или тротуара велодорожка, а специально построенная, достаточно широкая и ровная. В Финляндии такой порядок - строят дорогу, а рядом велодорожку; ремонтируют дорогу, кладут свежий асфальт - тоже самое проделывают и с рядом идущей велодорожкой.
Велодорожка в районе города Хамина
Одна из велодорожек в Хельсинки
Для удобства велосипедистов сделаны велотоннели, как правило под крупными автодорогами, чтобы можно было пересечь проезжую часть и при этом никто друг другу не создавал бы помех и аварийных ситуаций. В Хельсинки видели даже велосветофоры - они были поставлены в месте пересечения велодорожек - это, конечно, вызвало некоторый шок и естественное желание не нарушать, остановиться на красный. Говорят, в районе города Лаппеенранта есть даже велопаром через канал, сами пока там не были. ))
В общем, велоинфраструктура развита! И многие, естественно, пользуются. Катаются, едут по своим делам. Или тренируются - мы видели спортсменов-любителей на крутых шоссейных велосипедах.
Но даже если велодорожка закончилась - не беда - дальше ведёт отличная автодорога, по которой ты также будешь ехать и наслаждаться своим путешествием.
Большинство дорог имеют покрытие из отличного асфальта, но, даже если вам попадётся дорога без покрытия, грунтовка или грейдер, всё равно это будет отличная дорога, практически без луж, грязи и ухаб.
Одна из грунтовых дорог Финляндии после дождя
Немаловажный фактор, очень сильно влияющий на впечатление - автотрафик. В Финляндии он либо низкий, либо практически отсутствующий. Это легко объяснимо - население всей страны приблизительно равно населению одного только Санкт-Петербурга, и составляет 5.5 миллиона жителей. Разделим это на немаленькую площадь страны, чрезвычайно развитую сеть автодорог, и спроецируем на местный северный характер (финны в массе своей домоседы), и в итоге получим практически идеальные условия для передвижения на велосипеде.
Отдельно следует отметить вежливость финских водителей. Никто не летает «тапка в пол», обгоняют велосипедистов аккуратно, практически полностью перестроившись на встречную полосу. Если навстречу кто-то едет, то сзади едущий автомобиль притормозит и пропустит встречных. Так, у нас был случай, когда мы медленно взбирались в небольшой подъём, а сзади подъехал автобус, и он плёлся так за нами наверное минуты две, пока встречная не освободилась и не появилась возможность нас безопасно обогнать.
Кстати, о подъёмах!.. Многие, наверное, думают, что Скандинавия вообще, и Финляндия в частности, представляет собой плоскую равнину. Это не так. Рельеф не очень выражен, но присутствует. В основном это холмы, образованию которых помогло "покровное оледенение, обусловившее преобладание моренных поверхностных отложений и широкое распространение холмистых форм рельефа" (цитата из учебника географии). Но затяжных подъёмов практически нет, в основном это такие качели вверх-вниз 20-50 метров (вертикальных).
Есть и дороги, движение по которым на велосипеде запрещено. Это федеральные скоростные трассы, которые имеют несколько полос движения, разделительную полосу, транспортные развязки. Но, как правило, такие трассы имеют "дублирующую" второстепенную дорогу, идущую параллельно или в нескольких километрах в стороне, поэтому пользоваться федеральными трассами для езды на велосипеде пропадает всякий смысл.
Трасса номер 7 (Е18) - тут ехать на велосипеде запрещено
Поскольку в России дорог мало, они все либо имеют наименование (как федеральное, так и местечковое), либо называются по наименованиям начального и конечного пунктов. В Финляндии, если назвать какую-нибудь дорогу подобным образом, то будет совершенно непонятно о какой дороге идёт речь. Потому что вариантов добраться - всегда несколько. Поэтому принята довольно удобная система нумерации дорог. Есть одно- двух- трех-, четырех- и пятизначные дороги. Одно- и двухзначные, как правило, федеральные крупные трассы. Трех- и четырехзначные - второстепенные и в основном асфальтовые. Пятизначная вполне может оказаться как грунтовой, так и асфальтовой, тут фифти-фифти, как говорится, и заранее не знаешь как окажется. Как правило, количество цифр означает и увеличение вертикальной составляющей в пути - если двух- и трёхзначные в основном проложены с минимальными перепадами и уклонами, то на четырех-пятизначных дорогах в ряде случаев следует ожидать «американские горки».
Типичная второстепенная дорога в Финляндии
Постепенно к такой системе настолько привыкаешь, что, уже, просто глядя на карту, и, прокладывая дальнейший маршрут, вполне можно спрогнозировать что там вас ждет и сколько усилий потребуется приложить, чтобы там проехать.
Все эти факторы позволяют сделать вывод, что Финляндия - это идеальная страна для совершения своего первого велопохода и приобщения новичка к путешествиям на велосипеде.
Что посмотреть. Достопримечательности
Прежде всего это природа. Северная природа во многом уникальна и неповторима. Дремучие леса, мох и лишайник, скалы и камни в лесу, озера, участки тундры. Здесь нет гор, но, тем не менее, природа севера обладает особой притягательной силой. Бывалого туриста, прошедшего горы и тайгу, кажется трудно чем-то уже удивить, и убедить, что бывает и так - тебе нравится эта холмистая равнина без затей. Но тем не менее, факт остается фактом - стоит прикоснуться, и всё - затягивает.
Северная природа
В крупных городах можно приобщиться к истории. Когда-то территория Финляндии была частью России.. Да-да, наша империя была очень велика! Остались здесь ещё памятники русской воинской славы, крепости и укрепления. Есть и средневековые крепости, которым по 500 и более лет.
Крепость в городе Хамина
Практически в каждом городке найдётся старинная красивая кирха, а, например, в городе Порвоо специально сохранили несколько старинных кварталов со старинными зданиями и мостовыми. Кстати, здесь снимали известную гайдаевскую комедию "За спичками".
Старинная площадь в Порвоо
Да, и, собственно, весь наш маршрут велопохода имел, скажем так, историческую линию - мы практически всё время ехали по так называемой «Королевской дороге» - древнему почтовому тракту, связывающему в средние века города Турку и Выборг.
Указатель, напоминающий, что вы едете по Королевской дороге
Кроме того в крупных городах много мелких музеев различной тематики и направленности, тут трудно что-либо рекомендовать, вариантов много.
Ну и наконец интересно просто посмотреть как живут люди другого государства, архитектуру, улицы, скверы и парки. От себя могу сказать, что в финских городах не часто встретишь «открыточные» виды, но всё очень чисто, ухоженно и продуманно. Много зелени, удобных скверов, каких-то скульптур и "малых форм" на улицах. Всё это создает атмосферу удобной среды для жизни и положительный настрой.
"Коровы" из автожелеза, "пасущиеся" в парке.
Навигация, картография, ориентирование
Мы для ориентирования пользовались смартфоном с установленной программой RMaps с загруженными оффлайн картами OSM. Карты очень подробны, отдельным синим пунктиром на них обозначены велодорожки, можно заранее посмотреть где впереди встретится общепит, магазин или кемпинг.
Но, в принципе, без навигации можно и обойтись. Отсутствие (или выход из строя) навигатора, смартфона с GPS-приемником, или севшие батарейки, не явятся серьёзным препятствием для продолжения путешествия по этой стране. В Финляндии издаются удобные бумажные туристические карты масштаба 1:250000 (в 1 см 2,5 км). Отличить их от других атласов и обзорных карт легко по крупной аббревиатуре GT на обложке. Они очень удобны, на них обозначены практически все посёлки и дороги, указаны расстояния между крупными населенными пунктами, а дороги пронумерованы. В сочетании с изобилием дорожных указателей и табличек нумерации дорог на местности, ориентирование в пути становится совсем несложной задачей.
Наша дорожная картография, купленная в Финляндии
Единственный недостаток этих карт - они не очень распространены. Продаются в книжных магазинах, которые ещё нужно поискать. Хотя мне и говорили, что такие карты бывают на заправках, лично мне не попадались. Было большим удивлением не обнаружить такие карты и в магазине рыболовно-охотничьего направления.
Поведение туриста на природе, ночевки
Страны Евросоюза очень озабочены экологией и сохранением природы. Поэтому к поведению туриста на природе предъявляются повышенные требования. Как говорится, западная свобода состоит из запретов. Шутка. )) В скандинавских странах самостоятельные ночевки на природе, вне оборудованных мест и кемпингов не запрещены, как, скажем, в Германии. Тут сердце привычного к полной свободе и вседозволенности русского туриста может радоваться. Но! Придётся обойтись без костра. Разведение костров вне специально отведенных для этого мест категорически запрещено.
Следует учитывать и тот факт, что очень много земель находится в частной собственности. Европейские законы чтут частную собственность как что-то самое ценное и неприкосновенное, поэтому вставать с палаткой на ночь на чьей-то территории не следует. Как вариант, если уж, как говорится, ночь внезапно настигла, можно пойти и договориться с хозяевами, спросить разрешения поставить палатки неподалёку.
Так, например, практически все удобные берега озер Финляндии находятся либо в частной собственности, либо находятся в охранной зоне национальных парков. То есть ночевать где-то на красивом бережку в первом понравившемся месте, как это принято в России, в Финляндии у вас почти наверняка не получится. Если, конечно, это не кемпинг на берегу водоёма.
Кемпинг - это основной бюджетный способ переночевать в Финляндии в красивом и удобном месте. В кемпингах обычно есть "хозблок" с кухней, где можно приготовить пищу на печке. Почти всегда есть душ, но часто за отдельную плату.
Другой способ переночевать - гостиницы и коттеджи. Дорого, но, как правило, очень хорошо, комфортно, тихо и уютно.
Отель "Road 66" в Котке
Неудобство "цивильных" способов переночевать состоит в том, что они находятся в стороне от основных дорог, но при этом на дорогах почти никогда нет указателей к ним. Таким образом, если ты решил сегодня переночевать в кемпинге или гостинице, тебе желательно заранее озаботиться своим информированием о точном месте расположения того или иного кемпинга, коттеджа. Так, например, уже по возвращении из похода я случайно наткнулся на информацию о расположении удобных кемпингов и коттеджей под Хельсинки и Порвоо, а ведь в походе информация о них мне бы очень пригодилась.
Ещё одно неудобство гостиничной индустрии напрямую исходит из особенностей финского характера. Для финнов характерна лень и раздолбайство. Они совершенно не направлены не то что на получение сверхприбылей от своего бизнеса, но и даже пошевелиться в направлении «клиент всегда прав» как-то не особо парятся. Это вам не Америка (ну, или Россия в последние годы). Посему ресепшн в кемпинге может работать в будни до 17 часов, а в выходные вообще пару-тройку часов в дневное время. Аналогично с гостиницами. Про коттеджные посёлки много читал рассказов - в порядке вещей приехать в оговоренное время и при этом долго разыскивать хозяев, чтобы забрать ключ от уже оплаченного коттеджа.
Что касается бюджетных хостелов - не пользовались, не знаю. Поверхностное изучение интернетов сформировало вывод, что они есть только в особо крупных городах (по финским, конечно меркам), наподобие Хельсинки, Лаппеенранта, Лахта.
И, наконец, самый приятный для русского туриста способ переночевать на природе условно можно назвать «туристический приют», или лааву, по-фински. Потому что здесь костер, природа, лес, никого кроме вас нет - всё как мы, русские туристы, любим.
Лааву
Лааву представляет собой оборудованное место ночлега для компании в десяток и более человек. Есть навес от дождя, стол и скамейки, оборудованное место для разведения костра, в стороне биотуалет. В отдельном сарае хранятся напиленные и расколотые дрова - пользоваться можно только этими дровами, заготавливать самостоятельно дрова в лесу нельзя. Ночевки бесплатны, все лааву находятся в муниципальной собственности. Пара несложных требований к ночующим заключается в соблюдении чистоты и аккуратности и нельзя жить более 2 суток на лааву.
Лааву по стране сделано немало. Но информация о них не афишируется особо, что, наверное, правильно - на дорогах вы не увидите указателей, в путеводителях и печатных картах они не обозначены. Немногочисленные способы узнать о расположении лааву - это из рассказов предшественников, или найти значок в картах OSM, что в принципе одно и то же, поскольку карта OSM рисуется сообществом пользователей. Есть специальные сайты, на которых ведется, скажем так, реестр лааву, но, как говорят, нет ни одного сайта с полной информацией, и в действительности лааву существенно больше.
Транспорт
Попасть в Финляндию проще всего из Санкт-Петербурга.
Санкт-Петербург находится всего в 150 километрах от границы с Финляндией, многие жители «Северной Пальмиры» ездят просто на выходные в соседнее государство (и наоборот - финны ездят в Санкт-Петербург попить дешевой по их меркам русской водки). Спрос, как известно, рождает предложение, а посему, пассажирские перевозки развиты очень хорошо.
Существует множество способов попадания в «страну тысячи озёр».
Это и скоростной пассажирский поезд «Аллегро» сообщением Санкт-Петербург-Хельсинки. Достоинство его в том, что в летние месяцы он ходит 4 раза в день, в пути всего 3.5 часа и есть несколько промежуточных пунктов посадки/высадки.
Можно добраться до Хельсинки морем. Пассажирский паром «Принцесса Мария» отправляется ежедневно в 19 часов из Питера и в 9 утра вы в Хельсинки. Очень комфортабельный и романтический способ добраться до Хельсинки, но стоит не дёшево.
Во времена дешевого евро спрос на шоп-туры в Финляндию со стороны жителей приграничных территорий породил множество частных фирм, предлагающих одно-двухдневные поездки на микроавтобусе. В настоящее время поток "шопоголиков" упал, но не критично, всё равно ездит достаточное количество народа. То есть теоретически можно заехать в страну с таким туром, купив билет в один конец. Проблема только в том, что далеко не все они берут пассажиров с велосипедами.
Можно пересечь границу самостоятельно в седле велосипеда. В настоящее время действует девять автомобильных погранпереходов на границе России и Финляндии. Два из них, самых северных, Лотта (Райя-Йоосеппи) и Салла (Келлоселькя) в настоящее время закрыты для пересечения на велосипеде. Связано это с потоком беженцев, часть которых попадают в ЕС через российский Мурманск. Там они покупают дешёвые велосипеды и двигают к границе Норвегии и Финляндии. В связи с чем финны приняли решение запретить на двух относительно близких к Мурманску погранпереходах пересечение границы на велосипеде. Говорят, все велосипеды скупили..
Но это не коснулось
других погранпереходов (полный перечень). Так, можно доехать из Санкт-Петербурга до Выборга на электричке (2.5 часа), или скоростном электропоезде «Ласточка» (1 час 15 минут), а затем преодолеть расстояние в 40-60 километров до одного из трех погранпереходов - Торфяновка, Брусничное или Светогорск. Можно это сделать как самостоятельно в седле велосипеда, так и воспользоваться услугами «велотакси», которых в Выборге хватает (лучше созвониться и договориться заранее).
Ну, и, наконец, способ, которым воспользовались мы - международный пассажирский автобус. Есть несколько компаний, предлагающих такие перевозки. Мы воспользовались услугами компании LUX-Express. Автобусы большие, можно сказать шикарные! Есть туалет, кофемашина (кофе и чай бесплатно), в спинках сидений встроен раздвижной столик, телевизор, есть интернет, розетка для подзарядки телефона. Всё очень удобно! Велосипеды отлично размещаются в багажном отделении, единственное требование, это велосипед должен быть упакован в велочехол. Причем в багажном отделении места очень много, думаю, группа из 10 велосипедистов вполне могла бы там разместить свои велосипеды.
Визы
Для посещения Финляндии нужна действующая шенгенская виза. Имея такую визу, вы можете посетить 100% территории континентальной Европы. То есть, если вы уже опытный путешественник, уже пару раз отдыхали, например, на курортах Греции, и в вашем городе есть консульство Греции, то можно подать документы на греческий полугодовой или годовой многократный шенген, получить его, и спокойно ехать в Финляндию. Конечно, при этом желательно уважить и греков - съездить позже и к ним. А то греки могут обидеться - что ж это вы, визу взяли у нас, а поехали не к нам - и в следующий раз могут визу не дать, или дать однократную. Для тех же, у кого поездка в Финляндию будет первым посещением ЕС (как у нас в этот раз), следует обращаться именно в консульство Финляндии за визой.
Не буду расписывать всю процедуру получения шенгенской визы - вся информация есть на сайтах консульств. Скажу только, что финский шенген для граждан РФ - один из самых легко получаемых. Финны не требуют подтверждённых броней отелей, авиабилетов, и уж тем более, прости Господи, сведений об имуществе. Обычно достаточно самого минимального набора документов.
Сколько понадобится денег
Финляндия - недешёвая страна.. Валюта - евро. Но, путешествуя на велосипеде, можно существенно сэкономить, и это является одним из самых больших преимуществ данного вида путешествий. Так, например, прошлым летом я читал отчет одного велотуриста, который поставил себе задачу проехать чуть ли не всю Западную Европу, расходуя в день только 10 евро. Это был эпический «бомж-тур», но парню иной раз даже удавалось уложиться в 6-7 евро в день.
У нас так не получалось, и средний расход денег получался порядка 25 евро в день на человека.
Основные наши траты были на продукты в супермаркетах и питание в кафе. Обед в фастфуде типа Макдоналдс или Хесбургер обходился на двоих в 12-16 евро. Комплексный обед (шведский стол) на заправках АВС - стандартный ценник 9.90 евро на человека и ешь сколько влезет. Поход в магазин за продуктами (мы в основном покупали булочки, макароны, сосиски) - 10-12 евро.
Одну ночь переночевали в гостинице, заплатив сразу 65 евро. Это и есть примерная нижняя граница среднего ценника за ночь в двухместном номере отеля в Финляндии. Попадаются и дешевле но редко. По моим наблюдениям, ценник варьируется от 40 и до 100+ евро за ночь.
Размещение в кемпингах со своей палаткой тоже стоит денег, хотя и не таких больших, как в гостинице. Цена ночевки в кемпинге рассчитывается так: берется определённая плата с палаткоместа (10-15 евро) и плюс с каждого жителя 3-4 евро. То есть одна ночь в кемпинге для пары туристов со своей палаткой обычно обходится в 18-20 евро.
Всего за неделю путешествия мы потратили 360 евро.
В любом случае, мой совет - отправляясь за границу, берите денег с запасом, ни в коем случае не впритык. Возможны любые форсмажорные ситуации. Опоздание на самолёт или отмена рейса. Поломки, потеря или кража снаряжения. Проплаченный заранее отель вдруг вас не дождался и поселил других людей в ваш номер (да-да, в цивилизованной Европе такое тоже возможно! У нас именно так и получилось, расскажу позже). Все эти ситуации неприятны, но с деньгами в кармане, они чаще всего легко решаются - и наоборот, что вы будете делать в чужой стране, случись чего, а вы без лишних денег?
График движения, маршрут
Всего в походе мы были полных 7 дней и ночей. Первый и последний дни были неполными ходовыми, по полдня. Один день отдыха. В общей сложности мы проехали чуть меньше 300 км.
Дневник похода - в следующей части. (продолжение следует)