Строевой шаг, династия Романовых и вообще ребусы.

Oct 16, 2020 19:32


Идет по улице майор. Тут две бабули к нему:

- Сынок, мы на вокзал правильно идем?

- Конечно неправильно: носок не тянете, строй не держите!

А теперь ответьте (нет, не в каком году у швейцара умерла бабушка) - как рассказанный анекдот связан с дипломатией, первыми шагами династии Романовых и далёкими Нидерландами? Нет, автор не свихнулся, просто обнаружил ещё одну очень интересную картину. Покажу чуть позже, вначале, как обычно, немного исторического контекста.

В 1581 году семь нидерландских провинций объявили о своей независимости от Испанской империи образовав Республику Соединённых провинций. Естественно, испанские Габсбурги такого вопиющего вмешательства иностранных держав на исконно испанских территориях падения доходов от довольно небедных провинций вытерпеть ну никак не могли и тут же объявили «священную войну». Нидерландцы (всё-таки их неправильно называть только голландцами, так как Голландия была лишь одной, хоть и самой главной провинцией, ну как у нас Москва) быстро смекнули, что в таких условиях им требуется сильная власть, лучше сразу вместе гражданская и военная. Сочетание должностей премьер-министра и главнокомандующего в одном лице дало должность статхаудера (штатгальтера). Про всех штатгальтеров, среди которых были довольно примечательные личности, мы говорить не будем. Сегодня нас интересует один - Мориц Оранский. Фактически второй штатгальтер Соединённых провинций (1585-1625)

Теперь можно и на картину взглянуть. А там интересные вещи получаются.



Charles Rochussen (1814-1894) - Принц Мориц Оранский принимает делегацию из России в 1614 году, 1874 (дата написания картины).



Я даже не рискну произносить фамилию и имя художника по-русски, так как с особенностями нидерландской транскрипции совершенно не знаком. Тут от Чарльз Рочуссен до Карл Рохуссен (последнее, впрочем, уже что-то близкое к Дании). Но дело не в малознакомом художнике. Меня больше всего заинтересовало название картины. Вам ничего не резануло слух (зрение)?

Конечно. Дата. 1614 год. Династия Романовых только-только установилась (1613). Царю Мише едва 17, он ещё не женат и вряд ли сильно озадачен дипломатией, тем более не на польском и шведском направлениях, где у государства серьёзные проблемы, а в каких-то там Нидерландах. Папа (он же патриарх) и де-факто глава государства Филарет до 1619 года в польскому плену. До этого времени государством фактически управляет Мишина мама - монашка Марфа с кругом советников. Таким образом, простая логика приводит нас к двум вариантам развития событий.

Первый - Charles Rochussen всё напутал создавая картину через 260 лет после изображённых на ней событий (да и то сказать, тот русский посол, который слева, как-то очень уж подозрительно смахивает на малоросса).

Второй - в русском правительстве нашлись люди способные, едва придя к власти, (коронация Михаила Романова 11 (21) июля 1613 года плюс несколько месяцев пути до Гааги) на такую сложную дипломатическую комбинацию как отправку посольства через враждебную Речь Посполитую (а как по-другому?) в далёкую и едва появившуюся на карте республику. То есть необходимо было оценить роль нового субъекта европейской политики, его значимость для России, просчитать маршрут посольства (ну не автостопом же уважаемые бояре в шубах ехали). Более того, понять важность этого дипломатического шага в массе очень неотложных задач (напомню, что мир со Швецией был заключен только в 1617, перемирие с Польшей только в 1618). А тут посольство в Нидерландах аж в 1614!

Вот вам и ребус по русской истории от малоизвестного голландца.

Начинаем проверять первую версию. Вариант проверки только один - зайти на официальный сайт уважаемого Rijksmuseum Amsterdam, где картина собственно говоря и хранится и уточнить, не напутано ли что в названии. Нет, не напутано. (кстати, по ссылке шикарное увеличение).

А что касается внешнего вида послов, то там могут быть любые варианты. Достаточно посмотреть на великого Рембрандта. Это вам не 260 лет прошло, 1632 картина «Знатный славянин». Впрочем, из названия совершенно не следует, что речь идёт именно о русском.



Рембрандт. Потрет мужчины в восточной одежде («Знатный славянин») 1632

Здесь нужно учитывать ещё одно обстоятельство. 1874 - дата написания картины приходится на время царствования Виллема III (1849-1890), матушкой которого была дочь Павла Петровича, императора Всероссийского, королева Нидерландов Анна Павловна (1795-1865). Вот она ещё в XVIII веке на полотне Боровиковского (слева).



В.Л.Боровиковский. Портрет великого князя Николая Павловича и великой княжны Анны Павловны, детей Павла I. 1797

Соответственно справа - брат Анны, будущий император Николай I.

Возможно, стремление как-то угодить королю, намекая на давние исторические связи между Нидерландами и Россией, откуда происходила и матушка правящего монарха, как-то и повлияло на Charles Rochussen, но тут категорично нельзя ничего сказать.

В любом случае, если в названии картины и есть историческая ошибка, то она по меркам тех лет невелика. Мориц Оранский умер в 1625, так что максимальная путаница, допущенная голландским художником в XIX веке, составляет 11 лет.

Так что вполне можно допустить, что русское посольство при дворе Морица Оранского всё-таки было. Может и не в 1614, а чуть позже. А может и не совсем русское, а малороссийское (в реалиях того времени - польское).

Впрочем, достоверно известно, что первое романовское правительство активно налаживает связи с Данией. Всё логично. Во-первых, Дания извечный соперник Швеции, а враг моего врага мой друг. России с Данией делить нечего, при Петре I, в Северную войну, Дания будет союзником, правда недолго (разбита наголову Карлом XII). Кроме того, с 1536 года Дания протестантская страна.

Конфессиональная принадлежность имела очень большое значение. Слова «латинянин» и «папёжник» рассматривались на «святой Руси» как ругательство, а вот протестанты были кем-то вроде «недоправославных». То есть еретики, конечно, но на них надо было только нажать, чтобы привести их к «истинной вере», в чём и состояло их главное отличие от католиков в глазах русских людей. Вспомните, ещё сам Иван Грозный вёл переписку с Елизаветой I Английской, в том числе с весьма конкретными намерениями. Да и потом все русские императоры регулярно обращались к основным поставщикам принцесс - германским протестантским государствам (но никогда к католическим!).

Возвратимся во времена Михаила Романова. К Дании первое романовское правительство проявляло вполне конкретный интерес. Искали принцессу. Но Кристиан IV (король Дании 1588-1648), проливая слёзы по своему брату Иоганну, который поехал свататься дочке Бориса Годунова Ксении, да и умер, не выдержав, видимо, приветственных русских пиров (1602), отказал. Надо сказать, что, возмужав, Михаил Романов сделал «ответный ход», и когда Кристиан IV всё-таки смягчился и прислал своего сына Вальдемара свататься к дочке Михаила (женили-таки молодца) Ирине, потенциальный тесть посадил кандидата в зятья под арест и потребовал принятия православия. Просидел бедный Вальдемар полтора года и смог «выйти по УДО» только в связи со смертью несостоявшегося тестя в 1645. В общем, русско-датские матримониальные связи как-то не задались. С тех пор до Александра III и не пытались, но это совсем другая история.

К чему такое длинное отступление. А к тому, что в Нидерландах русские послы вполне могли искать принцессу. А что, раз до Дании добрались, там уж и до Нидерландов недалеко. Как-нибудь. Но лично у меня достоверных данных о русском посольстве в 1614 в Нидерландах нет.

Такой вот ребус по русской истории загадал нам Rijksmuseum Amsterdam.

Осталось ответить на вопрос, причём тут анекдот из начала статьи. Всё логично. Как сообщает нам Википедия «Мориц Оранский организатор новой тактической школы в развитии полевого военного искусства в начале XVII века. Своим современным границам Нидерланды обязаны военным походам Морица Оранского… Мориц Оранский ввёл обязательным в своем войске хождение в ногу - строевой шаг, команду «смирно» и около 50-и других». Но это ещё не всё. «Для кодификации и закрепления всех воинских обязанностей и требований создаётся «Свод правил для пехотинцев». В нём содержалась информация с иллюстрациями о 43 командах для пехотинцев с мушкетами. На голландском языке эта книга вышла в 1607 году. В Русском царстве это переложение было издано в 1647 году». Если предположить, что «Свод правил для пехотинцев» был преподнесён русским послам именно на этой встрече, а там пока толмачи перевели, пока печатники напечатали, то и до 1647 недалеко.

В общем, начала строевой подготовки как для европейских, так и для русской армий были заложены Морицем Оранским, а значит, изображённая на картине встреча имеет прямое отношение как к майору из анекдота, так и к бравым молодцам из Президентского (Кремлёвского) полка, тешащего детишек своими выступлениями на Соборной площади Кремля.

Кроме того, главный персонаж сегодняшней картины внёс вклад (хоть и пассивный) в географию - в честь него назван остров Маврикий.

Ну и конечно, в этом журнале нельзя не остановиться на одной очень путаной истории. Матерью Морица Оранского была Анна Саксонская, дочь Саксонского курфюрста. Со своим мужем, Вильгельмом I Оранским (первым штатгальтером Нидерландов), она была не в ладах. Муж обвинял её в связах с одним известным адвокатом. Звали его Ян. Ян Рубенс - отец того самого великого Питера Пауля Рубенса. Достоверных оснований утверждать, что Мориц Оранский (род.1567) и Питер Пауль Рубенс (род.1577) были единокровными братьями нет, но история занятная.

Впрочем, хватит на сегодня историй.

XVII век, Россия, Голландия, XIX век

Previous post Next post
Up