Люди любят миниатюры. Появляются музеи с изделиями, которые можно рассмотреть только в микроскоп. В искусствоведении это слово встречается минимум дважды - книжная миниатюра и лаковая миниатюра. Популярны парки с макетами архитектурных сооружений с названиями «N в миниатюре». Конечно, это не совсем произведение искусства. Многие приходят туда лишь для того, чтобы почувствовать себя Гулливером и сделать несколько «оригинальных» фото, но мы не будем их за это осуждать. Лично я люблю такие шоу за возможность посмотреть на архитектуру сверху, подметить какие-то необычные ракурсы, в общем всё то, что невозможно увидеть, если ты не голубь, изо дня в день гадящий на этот объект всемирного наследия. В нынешнем веке, а кое-где на «бездуховщине» ещё в прошлом, появилось оригинальное сочетание детской железной дороги и миниатюрного макета. Теперь в Петербурге, например, их два. В общем, интерес ко всему маленькому только растёт. Нет, есть конечно интерес и к большому, гигантскому, но я не психолог и сегодня не буду исследовать тягу души человеческой к разным крайностям. Я люблю говорить о произведениях искусства. Сегодня хватит даже одного, зато какого!
Рогир ван дер Вейден. Триптих семьи Braque, 1450-1452. Лувр
В названии я специально использовал слово, написанное «не по-русски», так как в ином случае получается забавная игра слов «Семья» и «Брак». Доходит даже до того, что в некоторых кочующих по сети подборках произведений Ван дер Вейдена с помощью чуда искусственного интеллекта (перевода) эта работа стала именоваться «Триптихом семейного брака». Видимо в противовес «гражданскому». Остаётся только дождаться, пока появится какой-нибудь «старец» и объявит, что «на этой иконе лежит сугубая благодать избавления от греха гражданского брака» и понеслось: акафисты, паломничества, молебны… Ладно, мы отвлеклись.
Состав изображённых лиц вполне понятен, слева направо: Иоанн Креститель, Божья Матерь, Христос, Иоанн Богослов, Мария Магдалина. Триптих довольно небольшой. Это вам не Гентский алтарь, а произведение, изначально предназначавшееся для приватного использования.
На его внешней стороне изображены гербы Жана Брака и его жены Катрин де Брабант, которые поженились около 1450 года. Жан Брак умер в июне 1452 года, а так как в закрытом виде триптих содержит символы смерти, то он вполне мог быть заказан в этот год его вдовой.
Рогир ван дер Вейден. Триптих семьи Braque в закрытом виде
Подобного рода произведения использовались как небольшой переносной иконостас. Заказчик мог брать его с собой, в путешествия, на войну (если речь шла о мужчине), навещая любимых родственников. Отсюда и размеры.
Центральная панель - ширина 68 см, боковые по 34 см. каждая. Общая высота - 41 см. Согласитесь, немного. А с учётом того, что в те времена отсутствовали требования к размеру ручной клади, то и вовсе нет проблем в дороге. А теперь, когда мы знаем настоящие размеры, можно обратиться к разглядыванию.
Рогир ван дер Вейден. Триптих семьи Braque. Левая панель. Иоанн Креститель. Деталь
Смотрите. Речь даже не об искусно выписанном шрифте. Обратите внимание на пейзажные подробности. Напоминаю, общая высота - 41 см. То есть размер этого фрагмента левой панели примерно 17-18 см. Таким образом размер по высоте замка и крепости на берегу озера едва ли больше 2-3 см. Воистину крошечная страна! А ещё у неё есть миниатюрные обитатели - всадник, скачущий вдоль крутого обрыва, пешеходы на противоположном берегу, люди на мосту и даже сцена весьма похожая на Крещение Христа во Иордане.
Рогир ван дер Вейден. Триптих семьи Braque. Левая панель. Деталь
Я не знаю, насколько хорошо видно тем, кто читает с телефона, но попробуем дальше.
Рогир ван дер Вейден. Триптих семьи Braque. Центральная панель. Божья Матерь. Деталь
Проведите мысленно линию вверх от кончиков пальцев. Видите группу деревьев у самой воды? Не первых, а вторых. Тех что примерно на уровне губ. Как вы думаете, каков их размер? А ведь есть ещё и их отражение в воде. В углу над правым плечом отчётливо различима дорога.
Рогир ван дер Вейден. Триптих семьи Braque. Центральная панель. Иоанн Богослов. Деталь
За спиной апостола вполне подробный топографический вид.
У плачущей Магдалины на заднем плане можно разглядеть отдельные кустики. Возможно, что опытный взгляд ботаника даже сможет идентифицировать их и развесить соответствующие таблички.
Рогир ван дер Вейден. Триптих семьи Braque. Правая панель. Мария Магдалина. Деталь
Кстати, если кто знает, что написано на головном уборе (а там явно что-то написано) и подскажет, буду очень признателен.
Сейчас есть модная теория о том, что старонидерландские (бургундские) мастера создавали свои произведения с помощью системы линз или каких-то иных оптических приборов. Я не обладаю достаточным количеством знаний и компетенции, чтобы выносить своё суждение по этому вопросу. В «авторитетных источниках», насколько мне известно, эта версия где-то подтверждается, а где-то наоборот, опровергается.
Триптих семьи Braque не является исключением. Да, есть первый, «духовный» план и на нём - главные действующие лица. Но за ним притаилась крошечная страна, с разнообразными ландшафтами, застроенная замками, крепостями, городами, с мостами, перекинутыми через реки, со своими обитателями. Наверное, мы уже никогда не получим ответ на вопрос - реальный ли это пейзаж или плод фантазии, или и то и другое сразу. Войны, революции, колебания архитектурной моды навсегда изменили облик местности и даже если в XV веке это и была «калька», то сейчас опознать конкретное место можно только в случае особого везения. Так что я полагаю, каждый сам вправе выбрать версию, кажущуюся ему логичной.
Разглядывайте, путешествуйте. Есть миры, куда пока, к счастью, можно без визы и даже без авиабилетов.