Фэнтези V.S.O.P.

Dec 20, 2020 21:02


Вчера я затронул тему сказочного кватроченто. Конечно, она требует куда более серьёзного и детального рассмотрения (*Смешной парадокс - серьёзный разбор фантазии). Художники делились по стилям и направлениям, по городам в которых работали. Они были друг другу родителями и детьми, братьями, шуринами, деверями, учителями и учениками, просто испытывали и оказывали влияние. Но почти у всех было нечто общее. Демифологизация мира и общественного сознания, отступление средневекового мировосприятия сопровождалось, как я уже сказал, небывалым ростом не только науки, но и фантазии. Фанатичное стремление к перспективе, её правильной передаче, сочеталось со сказкой. Никто из крупных мастеров эпохи не избежал этого. Конечно, человеческая фантазия и любовь к сказкам никогда далеко и не уходили. Именно поэтому я так назвал свою заметку (Фэнтези V.S.O.P.), так как категорию - XO следует в моём понимании присвоить более древним временам - античности, романскому искусству, готике. Но если в романскую эпоху сказка расцветала, в первую очередь, в капителях, во времена готики - в книжной иллюстрации, то тут «прорвалась» в монументальную и станковую живопись. Может быть, отчасти, потому, что церковь потеряла положение монопольного заказчика, может быть по причине усложнения техники живописи (как ни крути, а привычный сюжет изобразить проще), в любом случае, на стенах, досках и холстах стали появляться вещи прежде не виданные, даже там, где их в общем-то быть не должно. А уж во вновь переосмысленных античных сюжетах была полная свобода и полёт фантазии. Сегодня захотелось продолжения этого «сказочного духа» кватроченто. Мой совет - разглядывайте детали (наслаждайтесь послевкусием).



Говорят, что флорентинец Паоло Уччелло (1397-1475) ничем в жизни не был так увлечён, как перспективой. Но именно он создал несколько самых известных сказочных образов эпохи.



Паоло Уччелло. Святой Георгий и дракон - 1



Паоло Уччелло. Святой Георгий и дракон - 2

Не отставал в сочинении (или иллюстрировании) сказок и другой великий реформатор



Андреа Мантенья. Битва речных божеств (1)



Андреа Мантенья. Битва речных божеств (2)

Слишком экспрессивно и «кровожадно»? Ладно. Вот вам мирный вариант



Андреа Мантенья. Венера и Марс (Парнас).

Здесь никто не дерётся. Только в левом углу скандалит Вулкан (в красном плаще), требуя от Венеры вернуться к законному супругу, за что Амур обстреливает его из большой плевательницы.



Антонио Поллайоло (1429-1498, Флоренция). Геракл и Гидра



Антонио Поллайоло (1429-1498, Флоренция). Аполлон и Дафна. Смотрите, как он схватил её за талию и задаёт вопрос, вошедший в историю мирового кино: «Почему ты Дафна?»

На следующей картине слева аргонавты и само «Арго». Есть что-то общее с реальностью? Вы верите в такие сооружения у древних колхов? Чистое фэнтези.



Бьяджо д'Антонио Туччи (1446-1515, Флоренция). Помолвка Ясона и Медеи. 1487

Продолжение



Эрколе де Роберти (1450-1496, Феррара). Аргонавты покидают Колхиду.



Амико Аспертини (1475-1552, Болонья). Похищение сабинянок. 1496



Козимо Тура (1430-1495, Феррара). Триумф Цереры (аллегория августа)



Франческо дель Косса (1435-1477, Феррара, Болонья) - Триумф Венеры (аллегория апреля)

Всё это всего лишь игра, как показал уже упоминавшийся нами сегодня Мантенья.



Андрея Мантенья. Дети играют с масками.

Иллюзия



Андрея Мантенья. Окулюс. Плафон в Камера дельи Спози (Герцогский дворец, Мантуя).

Ой, лимит внимания на исходе, а мы ещё не посмотрели ни одного венецианца. Думаете, у них не было ничего подобного? Ничего подобного! Но времени и места недостаточно, так что пусть за всю Венецию отдувается один Джованни Беллини.



Джованни Беллини. Аллегория Венеции

Под мудрым руководством римских пап и выдающихся деятелей итальянских городов-государств весь XV век шло неуклонное повышение уровня художественного мастерства членов «Союза художников Италии». Увы, это привело к постепенному исчезновению наивных сказок кватроченто. Что ж, каждой эпохе свои особенности.

XV век, Кватроченто

Previous post Next post
Up