алан а. милн

Jan 28, 2010 14:23

несколько лет назад на семинаре по американской литературе мы разбирали "лолиту" набокова. балдицын задал очень простой вопрос: о чём книга? мы долго изобретали велосипед, изгалялись, придумывали метафоры. буквально блевали красноречием. когда балдицыну надоело слушать, он просто сказал: "лолита" - это книга о любви". у меня, знаете, до сих пор не укладывается в голове, почему всё оказалось так просто. и вообще это очень сложное определение. каждая книга в той или иной степени повествует о любви; необязательно между мужчиной и женщиной. с другой стороны, назвать роман, который был бы посвящён исключительно ей, сходу тоже не получается. а вот на днях я убедилась в том, что он реально существует. роман о любви. только о ней. самый настоящий.

загонять милна в тэг "неизвестные авторы" с моей стороны не очень правомерно. вряд ли найдётся среди вас человек, который не читал сказок про винни-пуха. а уж мультики видели все поголовно. однако в нашей стране совершенно обойдён вниманием тот факт, что милн писал и романы для взрослых. тонкие, милые, проникнутые тем самым не всем понятным юмором, повествующие о жизни английской аристократии. их не очень много, и все они в той или иной степени друг на друга похожи. к кино частенько применяют эпитет "атмосферное". так вот милн писал очень атмосферные книги.



рассчитывая, видимо, на лавры вудхауса, сотворил он роман "двое". комедии положений не получилось: не дотягивают до этого звания ни ситуации, ни персонажи, ни шутки. зато получилась прекрасная история любви. любви не патетической, надрывной, вывороченной (таких историй чудовищно много, и среди них нередко встречаются отличные - та же "любовница французского лейтенанта"), а о простой, понятной и, как бы кощунственно это ни прозвучало, обыденной. почти мещанской. любви честной, идиллической, приносящей не страдания, а удовольствие и удовлетворение. я едва ли не впервые столкнулась с тем, что литературный герой может воспевать настоящий гимн своей жене, при этом признавая за ней ряд недостатков. это и в жизни встречается крайне редко, а уж в литературе! меж тем, я почти уверена в том, что, если бы милн поменял героев местами и сделал бы центром повествования женщину, она бы так же боготворила своего неказистого супруга. и хотя лавстори щедро разбавлена подковёрными интригами издательского бизнеса, они идут как фон и практически не задерживают на себе внимания.



книга, конечно, местами до смешного наивная. я, честно говоря, не слишком верю в то, что между людьми противоположного пола возможны отношения, практически лишённые взлётов и падений. препирательства на тему, кто будет первым читать утреннюю газету и в какой цвет покрасить обои в спальне, - это даже не падения, а так, смехота какая-то. но, превратив брак в эдакую пастораль, милн позволил главному герою задуматься над самым, пожалуй, сложным вопросом в любви: "а почему именно она? почему эта женщина? почему я с ней, когда вокруг столько других?" ответа на него, конечно, нет и не будет ни в каком отдельном случае. и всё же надо иметь недюжинное мужество для того, чтобы осмелиться его себе задать.

unknown_authors

Previous post Next post
Up