Путешествие из Гааги в Роттердам на бриге Morgenster

Oct 19, 2010 09:45


001 


Утро началось с мерзкого верещания будильника. Ничерта не выспавшись за четыре часа беспокойного сна и проклиная всё на свете, я вялым аллюром поскакал вниз в ресторан. Наскоро сжевав три бутерброда, я взял на ресепшене ключи от сарая, который они именуют bicycle house, вытащил велик и рванул в порт. С утра на улице весьма зябко, так что после 10-минутной поездки в гавань я прибыл совершенно проснувшимся. Пристегнул велосипед к ограде рядом с диспетчерской вышкой и спустился вниз.
002 

Открывшаяся картина меня резко обломала. Я-то думал, что там полным ходом идёт приготовления к отплытию, но ни на берегу, ни на палубе никого не было. Кроме того, рядом бок о бок был пришвартован ещё один парусник, который перекрывал нашему выход. У меня возникло нехорошее предчувствие, что планы поменялись, отплытие состоится позже, и мне предстоит проболтаться тут неизвестно сколько времени. Я принялся изучать суда по соседству.
003 

Интересный факт: в пятницу я выкачал из торрентов подборку литературы по судовождению и смежным темам, включая терминологию и общепринятые фразы. А уже в субботу встретил парусник, даже не успев изучить названия книг!
004 

005 

Некоторое время спустя на палубе появился один из членов экипажа, который окликнул меня по имени и пригласил взойти на борт, а потом проводил к лестнице, ведущей вниз. Оттуда повеяло теплом и паром горячего кофе, аж очки запотели. Спустившись и открыв дверь, я оказался окружён командой, которая предложила присоединиться к их завтраку. Заодно мы немного побеседовали, обменявшись серией вопросов. Оказалось, что некоторые не говорят по-английски вообще. Мне сказали, что я могу ходить где хочу и вообще чувствовать себя как дома.
006 

Штурвал, компас и колонка с рычагом управления 450-сильным двигателем на время стоянки закрыты чехлами.
007 

image Click to view



008 

Эта стрелка (около 10 см длиной) расположена на тумбе, которая служит сиденьем рулевому. В правом верхнем углу фото виден край тумбы. Шансы сесть прямо на стрелку весьма велики :) На вопрос, почему она расположена столь неудачно, а не спереди, мне ответили, что стрелка показывает положение руля и размещена на его оси.
009 

Свободные концы закрепляются на вот таких вертикальных колышках путём обматывания «восьмёркой» несколько раз.
010 

В качестве инструктора мне выделили девушку по имени Симоне (она встречается на кадрах в чёрной вязаной шапочке и в солнечных очках) и сказали, что она всё объяснит и покажет. Первым делом она поинтересовалась, не хочу ли я забраться наверх. Я слегка опешил от неожиданности, т.к. забраться я хотел, но не ожидал, что всё сложится так просто. Я поинтересовался, есть ли у них страховочный пояс. Меня облачили в подвесную систему, пояснили основные принципы перемещения по верхам, сказали проверить карманы, чтобы из них ничего не выпало (с точки зрения безопасности для людей внизу), и рекомендовали не брать с собой фотоаппарат. Да, его можно было закрепить линем, но я и сам решил, что на первый подъём ничего с собой брать не буду, т.к. мне и так есть чем заняться. Для подъёма следует выбирать тот борт, где ветер будет дуть в спину, чтобы он прижимал к опоре. Мы стали взбираться по верёвочной лестнице. Идущие вверх верёвки (ванты), образующие боковины лестницы, хорошо просмолены, слегка пачкают ладони и пахнут копчёной рыбой. Когда мы забрались на вторую снизу рею, я помогал развязывать лини, которыми паруса были закреплены в свёрнутом положении. В этот момент я больше всего опасался, что от резко раскрытого паруса будет рывок, и я слечу с реи. Бррр... Паруса раскрываются плавно. Засада оказалась с другой стороны - команда стала разворачивать рею навстречу ветру прямо вместе с нами :) Я был настолько сконцентрирован на инструктаже и задаче удержаться на рее, что не заметил, что корабль уже выходит из гавани. А потом началась качка! Мне неоднократно сказали, что в субботу погода была лучше, ветер сильнее. Да-да, помню я эту «замечательную погоду». Я тогда еле доехал до гостиницы на велосипеде против ветра. Очутись я в такой ветер на верхушке мачты, я бы наверно вцепился в неё руками, ногами и зубами и отказывался куда-либо перемещаться :)
011 

image Click to view



012 

image Click to view



013 

image Click to view



На видео хорошо заметна граница между тёмной морской водой (слева) и светлой речной (справа). Капитан пояснил мне, что в морской воде судно приподнимается на несколько сантиметров и характер движения слегка изменяется.
014 

Прямо напротив штурвала находится спуск в каюту капитана, над лестницей висит экран GPS, просматриваемый с мостика, а справа от лестницы внизу расположен стол с морскими картами.
015 

image Click to view



016 

017 

Мачта состоит из нескольких частей, называемых стеньгами, а в месте их стыка расположены маленькие площадки - марсы. Под марсами ванты образуют дико стрёмный участок с отрицательным уклоном. Меня эти участки беспокоили больше всего, потому что оттуда можно очень даже запросто сорваться. Ванты - пустяки, ползи себе и ползи в своё удовольствие :)
018 

Компас размером с большую тарелку расположен в гироскопическом подвесе на верхушке колонны. При движении он всегда сохраняет горизонтальное положение. Забыл спросить, для чего нужны эти два шара, красный и зелёный. Судя по полозьям под ними, они могут перемещаться по горизонтали.
019 

020 

021 

image Click to view



022 

023 

024 

Тут я попросил сфотографировать меня за штурвалом. Меня не только сфотографировали, но и предложили порулить, на что я с радостью согласился, после чего рулевой показал мне курс, которого придерживаться, и отправился тусить с командой на палубе. Я целых 40 минут самостоятельно вёл бриг к Роттердаму! Это просто невообразимо! На следующем видео я специально запечатлел свою руку, вращающую штурвал :
025 

image Click to view



Бриг - штука большая и массивная, поворачивает далеко не сразу и делает это постепенно. Именно тут я и понял, почему капитанский мостик всегда расположен на корме - потому что только отсюда понятно, в какую сторону движется судно, а нос выступает мушкой прицела. После того, как это занятие мне поднадоело, я передал управление обратно рулевому, а сам пошёл гулять дальше.
026 

image Click to view



027 

image Click to view



028 

image Click to view



029 

030 

031 

032 

033 

image Click to view



034 

035 

036 

image Click to view



037 

image Click to view



038 

image Click to view



039 

image Click to view



040 

image Click to view



041 

042 

image Click to view



043 

044 

045 

046 

047 

image Click to view



048 

image Click to view



049 

image Click to view



050 

image Click to view



051 

image Click to view



052 

image Click to view



053 

image Click to view



054 

image Click to view



055 

image Click to view



056 

image Click to view



057 

На носу лодки виден громадный причудливо сплетённый узел. На самом корабле я видел несколько таких поменьше (размером со среднее яблоко), связанных на конце верёвки. Видимо, используется как груз для закидывания верёвки куда-либо.
058 

image Click to view



На этой лодке один из членов экипажа снялся с корабля и куда-то уплыл примерно за час до прибытися в конечную точку маршрута. Cпуск на воду я проморгал по двум причинам: во-первых, я был занят борьбой с пиалой вкуснейшего грибного крем-супа. Это было нелегко :) Первые несколько ложек супа просто выдуло сильным ветром мне на руки. В результате я стал просто пить из пиалы. Вторая причина - я заболтался с Симоне. Оказывается, мореплавание для неё является хобби! Между тем, во время плавания её прихватил приступ морской болезни, и часть времени в середине похода она провела перегнувшись через борт. Говорит, такое у неё происходит через раз, и есть два способа лечения: либо лечь спать, либо сосредоточенно заняться каким-либо делом. Меня с моими несколькими сотнями часов налёта на самолётах морская болезнь никак не затронула.
059 

060 

061 

062 

063 

064 

image Click to view



065 

066 

067 

068 

069 

070 

image Click to view



071 

image Click to view



072 

073 

image Click to view



Здесь я забрался на мачту уже один. Наверху очень, очень страшно. Это чувствуется даже по моему голосу. Я получил отменную порцию адреналина. Даже сейчас, когда я просматриваю это видео, меня передёргивает. По сравнению с субботой (когда я снял видео, как Morgenster подходит к гавани в Схевенингене) ветер был совсем несильный, да и качка была небольшой. Но и этого для первого раза хватает. Когда камера проходит над краем площадки, я вспоминаю свои прыжки с парашютом - вот так же, с разворота и вникуда. Я хотел заснять весь путь наверх и подвесил камеру так, чтобы она была сбоку и смотрела вниз, но добравшись до предпоследнего (третьего) яруса, обнаружил, что на флешке кончилось место и фотоаппарат ничего не записал :( Очень не хватает операторского шлема с вмонтированной видеокамерой.
074 

image Click to view



075 

image Click to view



076 

image Click to view



077 

image Click to view



078 

image Click to view



079 

image Click to view



080 

Эта вращающаяся колонна с отверстиями для рычагов предназаначена для наматывания чего-нибудь (например, якорной цепи) в ручном режиме. Рычаги закреплены в стойке, подобной стойке для бильярдных киев, которая размещена на стенке гальюна - вон их кончики, выглядывают из-за белого ящика. Нет, это - швабра, а рычаги правее (на фото 139 всё видно)! Вокруг поворотного устройста на полу сделаны выступающие рёбра, чтобы упираться ногами. Видели когда-нибудь осла, ходящего по кругу? Вот этот механизм примерно так и работает :)
081 

082 

083 

084 

085 

086 

087 

088 

image Click to view



089 

image Click to view



090 

image Click to view



091 

092 

093 

094 

095 

096 

097 

098 

099 

100 

101 

102 

Лазить по реям - тоже занятие не для слабонервных. Под реями проходят специальные верёвки (перты) на которую следует опираться ногами и перемещаться вдоль реи, а за спиной находится трос, на который можно опереться и прицепить страховочный крюк. Перты очень даже легко ходят под ногами вперёд-назад (см. следующий ролик), так что кувыркнуться с реи очень даже легко. Но я там был! :)
103 

image Click to view



104 

image Click to view



105 

106 

При перемещении по вантам нельзя браться руками за верёвочные «ступеньки» (выблёнки) по совершенно очевидным причинам - сосед может наступить. Поэтому только за боковины. А, ещё там есть место в стыке между ярусами, где нельзя вставать на нижнюю ступеньку, потому что под ней нет ничего вообще. Оборвётся - и всё. Замотают в парусину и в море вперёд ногами :)
107 

108 

109 

Я являюсь счастливым обладателем обветренной и опалённой солнцем красной морды лица :)
110 

Металлическая проушина в изгибе верёвки называется коуш.
111 

112 

113 

114 

115 

116 

image Click to view



117 

image Click to view



118 

Три тополя на плющихе Три кливера на бушприте: треугольные паруса в носовой части судна. Готовы к обвязке.
119 

image Click to view



120 

121 

122 

123 

image Click to view



124 

Эта фотография напоминает мне поговорку: «Жить захочешь - ещё не так раскорячишься!» :)
125 

На других судах под бушпритом бывают растянуты сетки наподобие гамака (см. фото 166). Наверно, здорово там валяться и наблюдать за волнами, рассекаемыми форштевнем. Эх, не тот парусник я взял...
126 

127 

128 

image Click to view



129 

130 

131 

132 

133 

134 

135 

image Click to view



136 

137 

138 

Когда китаец улыбается - его глаза ичезают совсем! Что-то лицо у меня какое-то широкоформатное стало. Надо разобраться.
139 

140 

Баржа нагружена под завязку, почти утопает в воде. Посмотрите на середину борта.
141 

Верните мне б..дь мою рынду, с..ки, и заберите свой телефон на..уй! ©
142 

143 

144 

145 

146 

147 

148 

149 

Это евромачта. Я сфотографировался на фоне, потому что перепутал её с башней KPN - сотового оператора, скоторым я сейчас работаю.
150 

151 

Где-то в интернетах я уже встречал фотографию этого моста. О, нашёл. Он называется мостом Эразма. Подозреваю, что в Голландии очень любят несимметричности.
152 

153 

154 

155 

156 

157 

158 

159 

image Click to view



160 

161 

После того, как на бриге привели всё в порядок, мы собрались вместе, стали печь вкусные печеньки прямо на палубе и пить пиво. Немного погодя я подошёл к капитану и сообщил ему, что хочу сказать несколько слов для экипажа. Как я уже говорил, не все говорят по-английски, зато знают голландский и немецкий (который весьма похож). Поэтому я начал по-немецки: «Damen und Herren! Achtung bitte! Ich mochte ein Wort sagen. Und das Wort ist Danke!» - для команды немецкая речь была полной неожиданностью с моей стороны, и они разразились аплодисментами. Чертовски приятно :) Продолжил уже на английском. В заключение подарил им DVD-диск, который я записал на ноутбуке прямо во время плавания - в первую очередь дискографию Пелагеи (russian folk), Crossroadz (great russian blues band) и до кучи накидал джаз, который у меня был на ноутбуке - Matt Bianco, Basia, Jazzamor, Gare du Nord. Меня очень тепло проводили и пригласили присоединиться к ним на их рейсе в Исландию, который состоится в обозримом будущем. И я там обязательно буду...
162 

163 

А на берегу меня встречал сам Пётр I, который, как известно, много времени провёл в Голландии и перенял опыт судостроения, который потом применил в России. Пришвартовались прямо напротив памятника, очень символично, на мой взгляд. Вот он стоит и смотрит на наш парусник:
164 

165 

166 

167 

168 

Это приключение было просто незабываемым! До сих пор не могу поверить в его реальность, но фотографии убеждают, что это не сон. Все мои самые смелые ожидания сбылись, и я очень рад, что сделал это - и в первую очередь, что воспользовался шансом. Отчётливо ощущаю, как мир в очередной раз стал шире. А ведь сначала мне было отказано. Капитан сошёл на пристань, положил мне в карман несколько открыток с адресами и сказал, что как-нибудь в другой раз. Я выразил сожаление по этому поводу, сказал, что мечтал об этом рейсе всю жизнь, и просто продолжил общаться, с искренним интересом расспрашивая его о бриге. В процессе он спросил меня об образовании - и я ответил, что по специальности я радиоинженер, специализация - антенны и СВЧ-устройства, а работаю в области сотовой связи, в частности, сейчас нахожусь в командировке в KPN. На это он ответил, что всё-таки решил принять меня на борт, добавив, что у них как раз антенна барахлит. Потом он посоветовался с командой, сказал что-то обо мне и моей специальности (я разобрал несколько слов на голландском), и они тоже были не против. А про антенну никто даже не вспомнил :)

rotterdam, sail, hitch-hiking, adventures, travel, netherlands, inspiration, video, photo, me, morgenster, den haag, unbelievable

Previous post Next post
Up