НАШ ПЕРВЫЙ КОМП

Nov 07, 2024 19:45

Первая часть тут
https://merelana.livejournal.com/3065498.html

Фото - примерно из того же времени (чуть раньше на самом деле)


НАШ ПЕРВЫЙ КОМП - часть 2

По поводу компьютера возник скандал с мамой и гостившей в тот момент у неё тетей Людой. Папа отнёсся к приобретению индифферентно. Он вообще считал, что если человек что-то купил - значит, это ему нужно. А у нас с Шерпом всегда была склонность к роскоши при отсутствии того, что все считают необходимым. Если объяснять на пальцах, то два телескопа при отсутствии даже одной стиралки.

Тётя Люда пыталась вправить мозги не только мне, но и маме - те, кто знал мою маму, подтвердит, что дело это было довольно сложным. А вот завести с полоборота - запросто. Тётушка меня спросила, а на кой оно нам сдалось. Я объяснила самое простое - книжки делать. Угу, на Синклере оно конечно. Но это была перспектива, и если бы они тогда знали, что это приобретение через несколько лет перевернёт мою жизнь, может, так бы и не возникали. Но они того не знали. Поэтому тётушка сказала маме, что мы с Гошкой какие-то не от мира сего, а дети должны быть земными, с земными же интересами. Через несколько лет меня уже преследовала еретическая и довольно жестокая мысль, что, если бы моя кузина Светка была чуть менее земной, она бы, возможно, жила и до сих пор. Но тётушке я этого не сказала, ей и так было хреново. Может, она сама поняла, что было не так в её педагогической системе, а может, и нет, теперь уже ничего не вернёшь.

А Шерп видел перспективы, хотя комп был маломощный и довольно-таки капризный. За магнитофоном надо было следить с точностью до миллиметра, как говорилось в одном из рекламных роликов тех лет. Пропустишь нужный момент - мотай сначала. Геморройное дело, однако, но мы были счастливы.

Тексты - само собой. В начале и конце каждой строки пишешь специальные слова. Иначе не получится. Хочешь рисовать - то же самое. У каждой точки - свои координаты. Необычно, но очень интересно! Сохранять свои творения надо было тоже на кассете. Вы представляете - даже дискет ещё не было! Принтера у нас не было тоже, так что всё на кассетах, всё на них, родимых, и где-то у меня в шкафах всё это лежит - во всяком случае, при прошлой разборке своих сокровищ я это находила и уж точно не выбрасывала.

Этим мы вечерами и занимались. Сама я научилась всё это включать не сразу. В таких случаях всегда надо преодолеть психологический барьер. Я, конечно, не технофоб, но должна как следует подумать, прежде чем воткнуть что-то в розетку. Стучать по клавишам - в этом как раз ничего страшного не было, существовало в моей жизни и фортепиано, а ещё в большей степени - пишущая машинка и энное количество томов самиздата. Клава, кстати, похожа.

Да, но слушай, мой милый мальчик, как сказал бы Киплинг. Или милая девочка. Или милые дядя и тётя. Потому что я открою вам страшную тайну нового компьютерного мироздания.

У «Синклера» не было мыши! Не говоря уже о сенсорном экране! Были телевизор, магнитофон, а всё остальное делалось на клавиатуре. На клавиатуре, Карл! Игрушки - на клавиатуре, тексты и рисунки - тоже. И знаете что? Совершенно не смертельно. Уже потом, когда мы работали в «Сосновоборском строителе» (сначала туда попал Мишка, потом я), был один компьютер - ну там уже IBM стояли, конечно. В обиходе назывался «дурак», потому что это было что-то совсем 286, если не раньше. И мыши к нему не было. Его использовали в исключительных случаях, и в основном мы с Мишкой, потому что могли работать без мыши. Но это было позже.

А тогда… Тогда в один неприятный день Шерп ушёл из ЖКО ЛАЭС и переквалифицировался… Нет, не в управдомы, а в массовики-затейники. Из ЖКО ЛАЭС он ушёл потому, что всегда со всеми говорил на равных, а начальство не всегда это понимало. То есть это понимает обычно очень большое начальство. Чем умнее, образованнее, значительнее человек - тем проще с ним разговаривать. Свысока говорит мелкая сошка, которая хочет показаться чем-то важным, а Шерп это чувствовал за версту.

Ну и ушёл. В Городской дом культуры, он же - Дом молодёжи (сейчас уже не упомню, как он тогда назывался). К Гале Сысоевой, тогда уже, по-моему, Ежовой. Теперь это - «Арт-карусель».
Так вот. При «Арт-карусели» появился компьютерный клуб. И кружок программирования. Вела его Оксана Петрова - однокурсница моего брательника, но с Гошкой у них отношения не сложились ещё со студенческих времён, я долго не могла понять, почему, но это было так. А с Мишкой - сложились, и мы потом подружились семьями. Два Мишки, я, Оксана и мелочь - Лида с Андрюхой.

Так вот. У Оксаны мы компьютерные игрушки и переписали. И ещё там была такая штука, как джойстики - для игр. И джойстики эти иногда меняли, а старые - списывали. И в то время уже можно было забирать списанное оборудование, его не обязательно было ломать и выкидывать (до этого - увы; разрубленный аккордеон, который списали из детского сада, до сих пор жалко - вот что за дурь такая была, а?).

Ну и приволок Мишка эти джойстики. И даже на какой-то момент подключили. И поиграли. Но быстро надоело. Потому что на клаве - интереснее.

Зато играми - очень даже воспользовались. Были шашки с Эйнштейном. Были стрелялки. А мне особенно нравилась «Пижама Рама» - ходилка со стрелялками, я её даже до конца прошла. Синклерные игрушки мне нравились даже больше, чем нынешние - игра не должна быть чересчур реальной, надо осознавать место и время. Погружаться в «Глубину» совершенно незачем. Впрочем, «Глубину» тогда Лукьяненко ещё не придумал.
И это всё было на заре Интернета! Мы, правда, попользоваться тогдашними сетями не успели - всё развивалось стремительно. Но. Была в Сосновом Бору синклерная сеть. А через несколько лет появилась наша легендарная телеконференция. Нам, правда, перепадало всё это в распечатках, потому что это было уже на IBM, а у нас пока такого компа не было. Даже самого примитивного.

Была там и говорилка. Набираешь текст - а оно тебе в звук переводит. Почему-то с польским акцентом. Набирать надо было аккуратно. И при том латиницей, кириллицу оно не воспринимало. Потому что один раз мы эдак набрали. Андрюшечке было крайне интересно, как оно говорит, и он слушался эту вот няню куда лучше, чем нас.
Правда, наступил момент, когда Синклер понадобился для других целей. Это когда Шерп перешёл работать в книжный магазин к Эрику. Там же оказалась и Оксана, и на компе вели всю бухгалтерию. Дело это было диковинное. Настолько диковинное, что, когда наступило 19 августа 1991 года и всем велели сдать множительную и прочую технику, вроде пишущих машинок и магнитофонов, про компьютеры там слова не было. Мало кто подозревал, что компы можно использовать в таком качестве.

На этом всё на сегодня. Оставайтесь с нами.

литература, проза, мемуары, Легенды о Шерпе

Previous post Next post
Up