Статейка моя мемуарно-краеведческого плана. Пусть и тут лежит
НИТОЧКИ-ИГОЛОЧКИ
Современные жители Соснового Бора редко задумываются над тем, как продлить жизнь старым брюкам или носкам. Оторвалась подошва у ботинок? В мусорный контейнер! Порвались джинсы? Туда же. Уже не говоря о майках, трусах и колготках. Но если обувь и одежду иногда отдают в починку, то с «мелочью» уж точно никто не церемонится. Во многих домах даже заветной шкатулки нет, в которой десятилетиями хранились штопка, иголки, кнопки, пуговицы, резинка и прочая мелочевка, которая нет-нет - да и пригодится. А полвека назад такие шкатулочки были у всех, и к одежде и обуви относились совершенно иначе.
Сначала про обувь
Найти обувную мастерскую сейчас непросто даже в большом городе. Если вдруг возникнет такая необходимость - без интернета никак. Полвека назад адрес ближайшей обувной мастерской знали все. Поначалу обувь сосновоборцев чинили в Ломоносовском комбинате бытового обслуживания. В Сосновом Бору была своя мастерская, она периодически переезжала - практически все учреждения тогда находились в самых обычных квартирах. Когда построили магазин «Таллин» и здания рядом, обувная мастерская переехала туда, а затем - на Солнечную, в одну из пристроек между домами 33 и 39. Там же работали и мастера.
Что они делали? Самый простой и популярный вариант - новые набойки. У сосновоборских модниц, предпочитавших ходить на каблуках, набойки снашивались примерно за неделю-другую. Наиболее везучим удавалось заказать металлические - например, стальные или даже победитовые. Они держались дольше, и не сбивались, а просто отваливались. На прохудившуюся подошву делался накат - это было несколько дороже. Могли заменить молнию на сапогах, поставить заплату на дыру - в общем, делали достаточно много. Чаще всего собирали несколько пар обуви, которую предварительно надо было вымыть и высушить. Приносили в приемный пункт, приемщица осматривала обувь, выписывала квитанцию, дубликат наклеивала на подошву, а в некоторых мастерских на подметке просто писался номер заказа. Стоило это недорого - даже самый сложный ремонт обходился значительно дешевле покупки новых ботинок. Получать заказ приходили через несколько дней.
Кое-что можно было сделать и самим. Например, подклеить отошедшую кожу на каблуке, прибить сам каблук или заменить молнию. Дело долгое и нудное, но доступное. Менять молнию приходилось вручную, с помощью шила, сапожной иглы и крепких ниток. С этими вещами проблем не было, продавались в любом хозяйственном магазине, в том числе и в Устье (магазинчик располагался примерно там, где сейчас стоит часовня).
В больших городах срочный мелкий ремонт можно было сделать в уличной мастерской - на Невском их было много, а в Сосновом Бору - всего одна, в будке у магазина «Сосновый Бор». За серьезные проблемы в таких мастерских не брались, но остальное делалось в присутствии клиента. Можно было прибить набойки или каблук прямо сейчас. В Ленинграде могли заодно и почистить тебе ботинки, но в Сосновом Бору такой услугой практически не пользовались.
Вторая жизнь одежды
В одном французском фильме героине говорят комплимент - юбка, мол, у нее красивая. Героиня отвечает, что мама кое-что сделала с этой юбкой - и переводчик не смог даже подобрать нужного слова! Ушло это слово из многих языков вместе с исчезновением самого явления. Так что же произошло с юбкой? Мама героини ее пере-лице-вала. То есть перешила так, что изнаночная сторона оказалась лицевой - с двусторонними тканями этот номер проходит неплохо. Разумеется, для этого надо было юбку перекроить. В Сосновом Бору это умели делать многие, и некоторые специально этому учились. Еще во времена поселка, в старом клубе, работали курсы кройки и шитья. Учили не только шить фартуки и ночные рубашки, но и делать вот такие сложные, на первый взгляд, вещи. Журналы «Работница» и «Крестьянка» изобиловали подобными советами, как, впрочем, и отрывные календари.
Перелицевать старое пальто можно было и в ателье. Правда, обходилось это не дешевле, чем сшить новое, поэтому в мастерскую за такой услугой обращались в исключительных случаях - если уж самой никак. Но те, кто научился шить, справлялись с проблемой сами. Можно было какую-то вещь перешить на себя, а уж смастерить что-то ребенку из прожженного маминого пальто было, можно сказать, святым делом.
Но шитье новых вещей из старого было все-таки довольно сложным делом, доступным не всем. Как и подогнать вещь по фигуре. За этим в ателье и обращались. А вот мелкий ремонт делали чаще всего сами. Учили этому в самой обычной школе, начиная с первого класса. И девочек, и мальчиков - в начальных классах уроки труда были общими, так что хочешь, не хочешь, а приходилось осваивать швейную премудрость - с иголкой в руках.
Школьные годы чудесные
На один из первых уроков труда нужно было принести именно иголку, лоскуток и нитки. Это было в каждом доме. Для начала осваивали простые швы. Потом - пришивать пуговицы. Разные. С ушком и с дырочками. На платье, костюм или пальто. Всем тонкостям в школе, конечно, не учили. Но то, что, пришивая пуговицу с дырочками к чему-нибудь толстому, надо было между пуговицей и тканью вставить спичку, подсказывали Это для того, чтобы пуговицу было легче застегивать, потому что наиболее старательные ученики пришивали ее так, что она с трудом пролезала в петлю. Обметывать петли, кстати, тоже учили - равно как и делать петли воздушные. Никого не заботило, насколько пригодится это потом в жизни или нет. Как правило, пригождалось.
Девочки осваивали швейные навыки и другим способом. Неотъемлемой частью школьной формы тех лет были белые воротнички и манжеты. Их надо было периодически менять. И не только тогда, когда школьную форму стирали, но по мере загрязнения. Веселое занятие на весь воскресный день. Конечно, в школе никто не спрашивал, сама ты пришила воротничок или это сделала мама. Но не у всех мам было время, да и было престижно делать что-то самим - если уж не пришить, то хотя бы похвастаться.
Ох уж эта школьная форма! Вопроса, нужна она или нет, ни перед кем не стоял. Родителям это было удобно - купил перед началом учебного года, и не надо заморачиваться с одеждой. Бывало, что одну и ту же форму носили два-три года. Но получалось так не всегда, потому что уже к концу первого года рукава на локтях продирались. Нарукавников полвека назад школьники уже не носили. Но, когда дыры появились в середине года - кто стал бы покупать новое платье? Мальчишкам было легче, их суконные пиджаки изнашивались куда реже.
Выход один. Заделать рукава. Как? Вариантов всего два - штопка и заплата. Но заплаты можно было поставить, если есть подходящая ткань. К любой одежде тогда прилагался кусочек ткани, из которой она сшита, и пуговица. Наиболее дальновидные мамы прятали этот лоскуток. Он был достаточно большим, чтобы пришить к прорванному локтю. Если, конечно, дочка не смастерила из него школьную форму для своего пупсика. Пришить заплату было делом нехитрым, это чаще всего делалось вручную. С дыры срезались нитки, край лучше было обметать или подогнуть, в зависимости от того, пришивалась заплата сверху или снизу. Сам лоскуток тоже обметывали или подшивали. Лоскуток пришивали швом «назад иголку» или пристрачивали, если была швейная машинка. Для неформенной одежды применяли художественные заплатки - с каким-нибудь рисунком. И одежда целая, и вроде как так и надо по фасону.
Второй способ - штопка. Тут было важно подобрать подходящие по цвету нитки. В магазинах продавались разноцветные специальные нитки в клубочках, они так и назывались «штопка». Их очень любили вязальщицы крючком, хотя предназначались они совсем не для салфеток. Дыру обрабатывали так же, как и для заплаты. Затем прокладывали по периметру шов «вперед иголку» мелкими стежками, а потом уже заделывали дыру - крест-накрест, имитируя переплетение ткани. Плотно и даже в несколько слоев.
Для удобства рукав с прорехой надо было натянуть, и для этого существовали специальные «грибочки». Однако под рукой они оказывались не всегда. Поэтому хозяйки чаще всего пользовались самыми обычными лампочками. В школу на урок труда, когда обучали этой премудрости, следовало принести, конечно, грибок. Но продавался он отнюдь не в любом швейном магазине, а вот перегоревшую лампочку обычно приберегали именно для таких целей. Да можно было и новую, благо уж этого добра было полно во всех хозяйственных магазинах и даже в сельпо.
Бельишко поизносилось?
Если одежду сейчас еще иногда чинят, то с бельем, кажется, уже давно никто не заморачивается. Ну кому придет в голову штопать носки? Ну разве уж какие-то совсем ценные, вроде семейной реликвии. А вот полвека назад носки обязательно штопали. Как и многое другое - детские колготки, трусы, варежки, повседневные брюки и рубашки. Появиться в заштопанной одежде в обществе не было чем-то зазорным, а уж во дворе - тем более.
Для юных дев самой большой проблемой были колготки - обычные капроновые колготки, которые сейчас считаются одноразовыми. Современные модницы их просто выбрасывают, потому что стоят они ну очень дешево.
Полвека назад было несколько иначе.
Капроновые колготки стоили дорого - почти восемь рублей. На эти деньги та самая юная дева могла спокойно прожить неделю, ни в чем себе не отказывая. И купить их можно было не везде, хотя иногда продавались в таких местах, что сроду и не подумаешь. Например, в Сосновом Бору в магазинах одежды и обуви (соответственно, в «Таллине» и на Ленинградской) их видели редко, а вот в центральной аптеке - за милую душу и в любой момент. Видимо, оказывали они, в отличие от капроновых чулок, какое-то магическое действие (а скорее всего, их продавали там «для плана» - но это отдельная тема).
Соответственно, волшебные колготки берегли. По сравнению с капроновыми чулками у них было одно неприятное свойство - они рвались от малейшей зацепки. И важно было закрепить петлю, чтобы «стрела» не стала расползаться дальше. Это было сложно. Народные умелицы сначала делали это при помощи обычной иглы. Для починки колготок всегда оставляли драные капроновые чулки - специальные нитки для такой цели в магазинах встречались редко. Потом на помощь мастерицам пришла отечественная промышленность. Какой-то умный человек изобрел специальный крючок, которым поднимали спустившуюся петлю. Сколько колготок вернули к жизни таким способом - не счесть. Это была игла с петелькой на конце, петелька открывалась и закрывалась. В нее продергивали нитку и ряд за рядом поднимали - вязальщицам хорошо знаком этот способ, просто нитки были тоньше и трудозатраты больше. Но если дырка образовалась на незаметном месте - ее можно было просто заклеить маникюрным лаком…
Время идет, меняются образ жизни и мода. И уже трудно представить себе, каким он был, быт самых обычных жителей Соснового Бора полвека назад. Но это - тоже часть нашей истории, которой пока что нет места в музеях.
Мария БОРИСЕНКО