Игра «Cash flow» с точки зрения компьютéрика

Feb 08, 2015 18:56




Вчера пригласили меня на эту игру. Я чётко понимал, что особого обучения она мне не принесёт - чем бы игра ни была. «Cash flow» изначально напоминает какую-то бизнес-секту: достаточно объявить какую-то деятельность элитарным делом, устроить дорогие закрытые клубы - и денежки в кармане. В одной «нетрадиционной христианской» церкви я некоторое время состоял, правда, больше сдерживал смех на их изучениях Библии, чем реально поклонялся, а участие было бесплатным. Ещё, было дело, меня вербовали на «тренинг личностного роста» - правда, я отказался: хоть и можно умом заменить недостаток личной стойкости («пох%изма»), то и другое ограничено (давят там, по слухам, адски), да и деньги не бросовые.

Саму игру покупать не нужно даже фанатам. Хотя в интернете есть комплекты «распечатай сам», и это делать не стоит: это скорее слабенький тренинг личностного роста, замаскированный под настольную игру. Кстати, в конце игры собирали личные данные - ну дал им спамовый ящик без телефона…

Ну вот, приехали. Небольшой, хорошо отремонтированный, но не подающий признаков обжитости офис, о котором я выразился: «элитарный наркопритон». Сама игра оказалась именно «распечатай сам», причём настолько колхозным, что Лебедев, наверно, развернулся бы и ушёл. Одна из дам играла из-за границы по Skype - видимо, чтобы придать игре элитарности. Раз я бывший игродел, буду громить игру с игродельской точки зрения.

Вкратце правила. Вам дают профессию, вы переписываете информацию с карты профессии на личную игровую карту. Выбираете себе мечту где-то на большом круге, но ходите по малому - по старому доброму правилу «кинь-двинь», набирая себе пассивный доход за счёт купипродайства акциями и квартирами (причём последними ты даже владеешь не полностью - там есть закладная стоимость). Как только пассивный доход превысит ваши расходы, вы перескакиваете на большой круг, и сразу пассивный доход повышается в 10 раз. На большом круге ты уже «олигарх», попадаются склады, автомойки и IT-компании. Конфликта нет, конкуренции мало (и сводится в основном к аукционам), а на каждую ошибку ведущий задаёт вопросы «обратной связи».

В качестве мечты я шутки ради выбрал «кругосветное путешествие по семи чудесам света». Кто не в курсе: из семи чудес античного мира осталось только одно, да и все они, раз уж античные, кучкуются вокруг Чёрного и Средиземного морей. Абсурдной игре - абсурдная мечта.

То, что я поучаствовал в игре, это хорошо. Но второй раз не пойду, и вот почему.

Обучение методом козырной монтаны. Несколько раз ты пропускаешь удачные сделки, плохо понимая правила: насколько часто меняется курс акций и как работает кредит. Потом, конечно, осваиваешься, да время упущено.

Святой Рандомий. Где-то на игровом поле было написано что-то про «игровой баланс». Имеется в виду, естественно, баланс финансовый, и я дебет с кредитом с горем пополам сводил. Но у нас, игроделов, понятие «игровой баланс» имеет немного другой смысл, и таким балансом даже не пахнет. У кого-то доход с профессии 400$, у кого-то 3000 - деньги растут экспоненциально (за время t вдвое, за 2t вчетверо, за 3t в восемь раз…), и у первого куда меньше шансов вырваться в «олигархи». Ну и сама механика «кинь-двинь», когда многое зависит от того, на какое поле встанешь. Обычные настольные игры учат просчитывать вероятности, здесь - за каждое невезение получаешь от ведущего «обратную связь» насчёт какого-то там настроя. Типа настроен на деньги - и кубики хорошие выпадают. Попахивает протестантской моралью в самом крайнем её виде.

Шум. Почему-то надо переписывать в карточку расходы на ипотеку, машину и т.д., хотя никакой игровой роли у них нет.

Ведущий, играющий в «злого полицейского». Скажешь «пятьдесят» - он и даст 50, даже если подразумевалось 50 тысяч. И зарплату надо активно просить, когда переходишь сектор «Получка». К концу игры я был так измотан, что просто чхал на мелкие доходы (хоть на большой круг и не попал, пару удачных сделок прокрутить смог). Помогать другим запрещено под страхом штрафа (даже если он завалил весь баланс).

Притянутые за уши ситуации. Как это: только вам дают возможность купить что-то по цене ниже рыночной? Обычно на такую ситуацию слетаются профессионалы, и вам достаются только крохи - если вообще что-то достаётся. И почему при переходе на большой круг все деньги и доходы сразу же удесятеряются? Почему за несколько игровых «месяцев» цены скачут вдвое-вчетверо? Почему известен разброс стоимости акций, хотя сейчас акции - это даже не свидетельство об инвестициях, а просто объект купли-продажи, далеко ушедший от стоящих за ними заводов и офисов и больше зависящий от биржевых игр, чем от реального дела? Почему, имея чистый доход в 700$/месяц, вы можете купить квартиру ценой в 60 000$ (5000$ сразу, и те в кредит, 55 000 закладные), вскоре продать за 130 тысяч, а разницу в 70 тыс. в карман?

Не показывает изнанку экономики. Маржинальная торговля (торговля на колебании цен) - игра с нулевой суммой: когда кто-то выигрывает, кто-то другой проигрывает. Если предлагают продать акции по высокой цене - значит, есть кто-то, кто их по этой высокой цене купит. То, что по терминологии игры «пассивный доход» - это работа поваров/программистов/автомойщиков. «One day you’ll be the Sergeant Major» - должны же быть и рядовые, которыми вы будете командовать… Впрочем, это, по-моему, последствия империалистической системы, построенной США: принято умалчивать, что вся изнанка давно переехала в другие страны, и тот факт, что ты WASP, уже даёт привилегированное положение над 90% остального мира, даже если ты уборщик в «бигмачной».

И что хорошего в игре. Игра учит быстро, хоть и приблизительно, считать (на бумажке можно, калькуляторы запрещены). И я удивился, насколько много людей не могут сделать в ней финансовый отчёт и даже прикинуть, хватит ли денег и какой нужен кредит. При мне кое-кто дважды подряд банкротился на пустом месте. Хотя сектор «Деньги на ветер» может дать расход в 3000$, и в начале игры, когда ты не окреп, сильно отбрасывает назад, а если всё закуплено без «зазора» - тогда банкрот.

А для внимательности я бы предложил игру-«рогалик» Brogue (спуск и подъём длится 4 часа, если, конечно, выживешь; начинающий не выживет и 20 минут). Часто бывает, что умер, хотя, казалось бы, рычаги выжить были! И я считаю себя «креветкой» во многом именно из-за Brogue: ну забываю я свой «инвентарь», что в игре, что в жизни. Мог телепортироваться из газа - не телепортировался; мог выкопать туннель - не выкопал… Хотя и действительно «рандомные» смерти бывают: так вышло, что кто-то включил ловушку из парализующего газа, а ты оказался точно на границе и встал, а враг - нет. Или попал под смесь из двух газов, парализующего и едкого: стоишь и смотришь, как убывают hp…

линч, игры, фота-мота, личное

Previous post Next post
Up