Один из ярчайших скрипачей мира

Apr 18, 2017 10:50

Джошуа Белл, на чьи концерты билеты распродаются с лёту, как-то взял скрипочку стоимостью в 3.5 миллиона долларов, спустился в вашингтонское метро, пристроился на пути спешащей толпы и 45 минут играл Баха. За это время мимо него прошло более тысячи человек, но почти никто из них не задержался и на секунду. Джошуа насобирал всего 32 доллара. Это известная история, она была хорошо освещена в “Вашингтон Пост”. Её часто вспоминают и считают очень поучительной. Чему же она учит? Есть урок, который лежит на поверхности. В странной упаковке люди не распознают то, на что они вроде бы готовы ломиться и тратить большие деньги. Тоже мне открытие. Что так получится, мне было понятно сразу, когда я только узнал завязку истории. Думаю, скрипач тоже мог легко это предсказать на этапе задумывания своего эксперимента. Кого же из толпы может зацепить неожиданная встреча с гениальным исполнением? Это должен быть либо дотошный знаток, досконально знающий Баха, видевший этого скрипача, хорошо различающий разные манеры исполнения, либо, наоборот, чистая, незамутнённая лишним знанием душа, открытая миру, ловящая всевозможные вибрации, оценивая их исключительно на подсознательном, интуитивном уровне простыми категориями “нравится - не нравится”. То есть если искусство настолько яркое, настолько явно гениальное, что понимание этого доступно не только умудрённым искусствоведам, но и пятилетнему ребёнку.
Остальные любители искусства, любящие его потому, что им объяснили знатоки, что искусство надо любить, готовые заплатить большие деньги и прийти наслаждаться искусством туда, куда их пошлют знатоки, они, конечно, легко пройдут мимо признанного виртуоза, запросто играющего в метро. Это не в упрёк. Я не возмущаюсь. Я сам такой. Я не разбираюсь в скрипичной музыке. Если виртуоз будет играть что-нибудь не самое узнаваемое из мировой музыки, вряд ли меня это заденет. И да, я иногда хожу на концерты качественной (во всяком случае судя по цене на билеты) музыки и как прилежный ученик пытаюсь настроиться на восприятие элитного искусства. Получается не всегда.
А, кстати, что становится “самым узнаваемым”? Это же не случайные вещи. Наверное, список самого узнаваемого во многом совпадает со списком самого гениального. Ведь что такое узнаваемое произведение? Это реально гениальное открытие, способное пробудить эмоции у самых широких слоёв населения, в том числе совершенно не обученных ценить музыку. Это когда великое сказано просто и ясно языком, доступным невежде.

Оригинал заметки размещён здесь: http://weiss-edel.dreamwidth.org/107023.html. Можно оставить там комментарий, используя OpenID.

искусство, люди

Previous post Next post
Up