Бык был священным животным не только у минойцев, но и в Древнем Египте (Апис), отголоском древних ритуалов является и испанская коррида. Зевс, обратившись в быка, привозит на Крит Европу, и от них рождаются Минос и его братья - властители Крита. Геракл побеждает критского быка. Посейдон посылает быка Миносу. Бык и Пасифая. Минотавр. Тесей.
Но что же Митра?
Митра - древнеиндийское божество, восходящее к индоиранскому (или арийскому) периоду, то есть известное народу-предку индийцев и иранцев. В ведийских гимнах его имя упоминается обычно рядом с Варуной. При этом, как пишет Топоров "...Варуна больше связан с природным, чем социальным, с ночью, луной, с дальним, с тайным и магией." (Мифы народов мира, 1998. т. 1, с. 217). Имя Митры означает верность, клятву. Бог имеет 1000 глаз и ушей, и пристально следит за тем, чтобы все поступали по справедливости. Митра носитель света, чистоты и нравственности, олицетворение Солнца. В то же время, Митра - воин, победивший чудовищного быка.
Однажды Бог Солнца послал ворона к Митре с приказанием принести в жертву быка. Митра выполнил приказ и в момент смерти быка произошло чудо: белый бык превратился в луну, а плащ Митры - в сияющий небосвод с планетами и звездами. Из хвоста и крови быка появились злаки и виноград, а из фаллоса в смесительную чашу потекло семя. Так была сотворена земля, появилась растительность, началось чередование дня и ночи, луна стала совершать свое прохождение по небосводу, было сотворено время, началась борьба между добром и злом. После жертвоприношения Митра и Бог Солнца сели за совместную трапезу, они вкусили мяса, хлеба, выпили вина. После этого Митра сел в колесницу и понесся по небу через океан на край света.
Митра - создатель мира через свой подвиг поражения быка. Таинственный бык (которым, по персидским сказаниям, был ранее сам Митра), не может быть убит, не может оплодотворить земли иначе как через самопожертвование того, кто его убьет.
Несомненно, что критские прыжки через быка были смертельно опасны, как несомненно и то, что бык приносился в жертву. Шкура жертвенного животного шла на ритуальные в форме восьмерки щиты (щит - заЩИТа). Бык присутсвует на минойских изображениях с лабрисом (ритуальным двойным топором) между рогами и так же несомненно связан с образом солнца. Порой солнце - золотая розетка - помещено во лбу быка. :)
Во время походов Помпея римляне восприняли митраизм. Новая религия распространилась в империи от Рейна до Евфрата, ностелями ее стали прежде всего солдаты. Митру представляли "Непобедимым солнцем" (Sol invictus) и отождествляли с Аполлоном и Гелиосом. Митра изображался в виде человека с головой быка или в виде юноши, убивающего быка. Так древний - крито-минойский и новый - митраистский архетипические сюжеты жертвоприношений быка сливаются воедино.
Дуализм определял эсхатологические верования митраистов - противостояние небес и ада продолжалось и за гробом. Митра был не только непобедимым богом, оказывающим помощь своим приверженцам в борьбе против демонской злобы, и не только надежным товарищем, который в минуты испытаний поддерживает немощного человека. Будучи противником сил ада, он обеспечивает своим адептам спасение и в дольнем, и в горнем мире.