«Как прекрасна была ты, «Констанца», на которой мне суждено было впервые бороздить Средиземноморье, а затем Черное море! Твои крепкие борта, стройный рангоут, просторная палуба и женский бюст на носу навсегда врезались в мою память».
Он родился в Ницце, итальянском городе, принадлежащем сейчас Франции. Был сыном моряка и моряком.
4 июля 2007 года исполняется 200 лет со дня рождения Джузеппе Гарибальди.
"На карте Одессы больше нет улицы Гарибальди. Имя великого борца за независимость родной ему Италии стерто вместе с именами теоретиков коммунистического общества и большевистских практиков его построения", - пишет Григорий Зленко, писатель, лауреат премии Украины имени Павла Тычины, одессит. И продолжает, цитируя самого Гарибальди: «Свое первое плавание я совершил в Одессу», - и дальше, как бы ограждая себя от закономерного читательского интереса к подробностям путешествия, замечает: «Такие плавания стали настолько обычными, что нет надобности описывать их». Это невольное или вольное утаивание Гарибальди обстоятельств пребывания в Одессе привело к тому, что мы остаемся в совершенном неведении о них, как крайне мало знаем и о его плаваниях в другие порты Черноморья и Приазовья. Керчь, к примеру, он даже не упоминает.
В «Одесском вестнике», помеченном 22 июня 1846 года, нашлась некрологическая заметка, поведавшая о жизни так прочно забытого человека, что о нем напрасно спрашивать лучших отечественных знатоков старой Италии. Приведу эту публикацию целиком, ибо она является единственным у нас источником сведений об Антоне Гарибальди:
«Керчь, 11 июня 1846 года. 6-го июня, в 3 часа утра, скончался в нашем городе после кратковременной болезни старейший из пребывающих здесь иностранных консулов Антон Иванович Гарибальди, на 69-м году своей жизни.
Рожденный в Генуе от благородных родителей, он по достижении совершеннолетия служил некоторое время во флоте и потом посвятил себя занятиям торговым. Приобретя основательные познания и опытность по этой части, он решился в 1818 году, вместе со своим компаньоном Герси, переселиться на жительство и для производства коммерческих операций в Феодосию, начинавшую тогда процветать.
Однако вскоре по прибытии на место А.Гарибальди заметил некоторые неудобства в торговых предприятиях этого порта и переехал в следующем, 1819 году в Таганрог, куда перевел и дела свои. Там он в продолжение 10-ти лет занимался мирными и полезными трудами негоцианта; напоследок, в 1829 году, переселился в Керчь и был назначен со стороны своего правительства Сардинским вице-консулом".
Необходимое звено в разорванной цепочке выявленных фактов покоилось все в том же «Одесском вестнике», на сей раз за 30 июля 1887 года. Доживавший в Херсоне свой век педагог и литератор Александр Сумароков поместил тогда в газете «Заметки о Керчи с 1829-го по 1834-й год», в которых говорится:
«С 1830 года город Керчь стал украшаться красивыми домами... Керчь, как бы ударом волшебного жезла, стала расти не по дням, а по часам... Стало умножаться народонаселение, и назначен даже Сардинский вице-консул, и кто же? - Гарибальди, это был родной дядя знаменитого Гарибальди, который в 1830 г(оду) приезжал в Керчь для свидания со своим дядею. Думал ли кто из нас, что будущая знаменитость была в стенах нашего города?»
Натан Эйдельман:
"Вот какого Гарибальди рисовал Степняк: "Дикий наездник пампасов в красной рубахе и высокой калабрийской шапке с широким белым пончо на плечах, с огненно-красными кудрями и с такой же бородой, развевающимися по ветру, прекрасный, как античный Марс. Кто на него взглянет, Тот с ума сойдет". Русский биограф, правда, невысоко оценил литературные достоинства воспоминаний самого Гарибальди, а его беллетристические сочинения вообще находил "ниже критики". "Дело в том,- замечал Степняк,- что Гарибальди не писал поэму, а создавал ее своей жизнью. Жизнь Гарибальди не только прекрасна, но именно художественно прекрасна".
Разумеется, случайность, но уж очень символическая, что клятву - сразиться за Италию - двадцатишестилетний капитан торгового судна Джузеппе Гарибальди впервые дает в 1833 году в Таганроге: для Италии это - далекий северо-восток, для России - дальний юг. Вот где начинался настоящий Гарибальди..."
В 1831 году шхуна "Клоринда" под командой капитана Гарибальди пришвартовалась в купеческой гавани Таганрога. В одной из многочисленных кофейн-остерий Гарибальди услышал горячую речь итальянского деятеля революционного движения, эмигранта Кунео, который призвал своих земляков к восстанию, как единственному пути освобождения Родины от австрийского порабощения. Охваченный порывом, Джузеппе поклялся посвятить свою жизнь делу освобождения Италии от гнета Австрии и ее воссоединению.
"Во всех обстоятельствах моей жизни я не переставал спрашивать то людей, то книги о возрождении Италии. Но до 24-х лет эти розыски мои оставались тщетными. Наконец, во время путешествия, в Таганроге, встретился я с лигурийским юношей, который первый ознакомил меня с положением дел у нас. Конечно, Колумб не испытал столько удовольствия от открытия Америки, сколько испытал я, найдя людей, посвятивших себя делу освобождения Родины". Склоняются к тому, чтобы считать этого лигурийца революционным эмигрантом Кунео.
Удивительно, но Таганрог остается единственным городом России и бывшей Российской империи, где итальянскому герою поставлен памятник - точнее, памятная стела. Именем Гарибальди назван 06.05.1961 в Таганроге переулок 2-й Крепостной. Ныне он называется улицей им. Гарибальди.
А когда-то генерал Гарибальди был очень популярен в России. Эйдельман:
"Стоит ли повторять многократно описанное, хорошо известное: как русская молодежь рвала друг у друга газеты и журналы - что Гарибальди? где Гарибальди? Как один почтенный старик признавался, что у него "каждое утро замирает сердце, - не разбит ли Гарибальди?" Как "Санкт-Петербургские ведомости" объявляли (20 мая 1860 года), что "вся Европа с нетерпением смотрит на одного человека... В его руках не только судьба Сицилии и Неаполя, но и всей Италии, и как знать, может быть, и значительной части Европы..." "
Герцен: "Он сделался "невенчанным царем" народов, их упованием, их живой легендой, их святым человеком, и это от Украины и Сербии до Андалузии и Шотландии, от Южной Америки до Северных Штатов"
Дмитрий Менделеев"Где был когда-нибудь такой человек, как Гарибальди?.. Он всех и каждого очаровывает, заставляет бросить личные цели для общих, его красноречие просто, как и он сам, - моряк, генерал не по чину, а по природе, правитель, оратор... Он не берет ни почестей, ни денег. Счастлива страна, которая может назвать, может производить таких людей!"
Русское правительство официально выразило соболезнование по поводу смерти Джузеппе Гарибальди.
Сам Гарибальди или рассказы о нем за 47 лет, с 1861 по 1908 год, были изданы в России 539 раз: иногда эти сочинения назывались просто и строго - "Из воспоминаний", а иногда так: "Кровавые приключения грозного атамана разбойников, или Разбитая любовь прекрасной итальянки".
Статья об этой удивительной биографии на Википедии:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%B4%D0%B8%2C_%D0%94%D0%B6%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%BF%D0%BF%D0%B5 Некотрые памятники Гарибальди в Италии и в мире.
Специя
Чивитавеккья
Генуя
Вот он
Милан
Венеция
Болонья
Фьезоле. Гарибальди и Виктор-Эммануил
Рим
Вот он
Анита Гарибальди. Рим
Анита - жена и боевая подруга Гарибальди
Умирающая на руках Гарибальди Анита. Равенна
Равенна
Пиза
Ровиго
Савона
Сан-Марино. Первый в мире памятник Гарибальди
Анита. Лагуна, Бразилия
Этот город - родина Аниты
Порто-Алегре, Бразилия
Буэнос-Айрес, Аргентина
Вот он
Росарио, Аргентина
Долорес, Уругвай
Блейдон, Великобритания
Будапешт, Венгрия
Париж, Франция
Ницца, Франция
Нью-Йорк, США
Таганрог, Россия