Раз от разу читаю стоны в мировой прессе - которые стали уже общим местом - о том, что минимальный total fertility rate (TFR), обеспечивающий простое воспроизводство населения, составляет 2.0. И когда этот параметр падает до 1.8 (как в России или в США) или даже до 1.2 (как в Сингапуре) - то это ведёт к неостановимому сжатию населения со всеми вытекающими отсюда социальными и экономическими проблемами.
Да, сейчас ведёт. Но является ли условие TFR >= 2.0 необходимым для того, чтобы население не уменьшалось? Утверждать такое может только совершенно не знакомый с математикой человек.
Откуда, вообще, взялось число 2? Почему именно 2, а не, скажем, 3 или 10? Потому, скажут нам, что у каждого ребёнка ровно 2 родителя, из-за двуполости, и поэтому для того, чтобы в следующем поколении людей было столько же, сколько в нынешнем, женщина должна родить замену себе и своему мужу (мужчины ведь детей не рожают!).
Вроде, всё логично. Однако подумаем, нет ли здесь и другой эволюционно-стабильной стратегии (ЭСС)? Что если TFR = 1.1, т.е. на 100 женщин будет 110 детей? Точно ли население уменьшится?
Поскольку 100 женщин произвели на свет 110 детей, то, значит, для сохранения стабильности структуры населения в следующем поколении 100 из этих детей должны быть девочками. Оставшиеся 10, соответственно, мальчики. Ну вот видите, скажете вы, поскольку у этих 100 женщин было 100 мужей, то в первом поколении у нас было 200 человек, а во втором - только 110. 110 < 200 - налицо уменьшение популяции.
А что если у этих 100 женщин было только 10 мужей? Возможно ли это? Безусловно да, ведь полигамия - широко известное в человеческом обществе явление. 10 мужчин вполне способны оплодотворить по 10 женщин каждый и, в случае если sex ratio составляет 10:1 (10 девочек на одного мальчика), мы получим стационарную плотность: на входе 110 человек (100 женщин и 10 мужчин) - и на выходе 110. Популяция не уменьшается.
Проблема тут только в упомянутом sex ratio, которое для вида homo в естественном состоянии составляет примерно 1:1 (небольшой перевес в сторону мальчиков, но микроскопический). Подробно о причинах того, как формируется sex ratio для данного вида и от чего оно зависит, изложено в прекрасной книге Ричарда Докинза
The Selfish Gene, chapter 9, "Battle of the sexes" (
русский перевод). Замечу лишь, что существуют и естественные способы подвинуть это отношение от значения 1:1 в ту или иную сторону, и, безусловно, социальные и медикаментозные (при современном-то уровне развития медицины!). Укажу лишь на один способ: хорошо известно, что в КНР sex ratio сдвинут в сторону мальчиков из-за селективных абортов (в течение многих лет в результате проводившейся правительством КНР политики "одна семья - один ребёнок" пары, желавшие иметь именно сына в силу религиозных особенностей китайского общества - сын заботится о родителях, а дочь нет - прерывали беременность в случае, если им становилось известно, что будущий ребёнок - девочка).
Понятно, что такое решение непросто и приведёт к некоторому изменению социальной структуры западного общества и общего строя жизни. Однако подобные сценарии уже рассматривались в искусстве: так, помню, был какой-то американский фильм, в котором группа исследователей, изолированная на антарктической станции, узнаёт о случившейся на Земле глобальной катастрофе, в результате которой население этой станции осталось единственным населением Земли, и им приходится перестраивать свою жизнь, в частности делить женщин, выдавая "билеты на секс". Всякие варианты возможны, диапазон приспособляемости человека весьма велик. Это уж не говоря о том, что исторически полигамия - совершенно нормальное и привычное состояние для человека и его ближайших родственников.