Хочу разъяснить некоторые вещи по поводу
предыдущего постинга.
Так получилось, что я в своей жизни столкнулся с хорошей реализацией неплохой идеи -
неокатехумената. Идея конечно содержит много подвохов, которые позволяют сделать ее плохой. Именно поэтому многие жалуются на конкретных (например, рижских) неонов, называя их сектой, и замечая явные перегибы в разных местах.
Несмотря на заметную нетрадиционность богослужения, неоны напрямую не связаны с харизматическим движением, т.е. никаких разговоров про крещение Духом, глассолалию я от них не слышал. (Про харизматов в костеле я услышал же позже, общаясь с одной девочкой из них.) И как мне справедливо заметили, то что я видел - д-но во многом особенность конкретной общины. Это скорее напоминало крайние формы литургического возрождения, типа "не все ли равно какая форма, лишь бы суть оставалась".
Насчет того, что у нас бы тоже были харизматы, если бы не гнали последователей Альфы, то не надо ставить поезд впереди паровоза. Курс собственно катехез направлен преимущественно на приведение номинальных католиков к осмысленной вере в лоне РКЦ и возрастание в рамках общины, и имеет явную литургическую направленность. Альфа - программа "рассказов о Боге без напряга для всех", якобы направленная на привлечение в ПЦ, но имеющая явную харизматическую направленность и таким образом создающая общины, которым негде жить. Это сугубо миссионерская программа, страдающая серьезными искривлениями и недоработками. Именно поэтому непонятно кто вообще ее последователи, и где они могут себя найти. (Хотя первая группа выпускников Альфы вполне нашла себя у харизматов, что расходилось с планами Евмения и о чем он предпочитает не распространяться.)
На самом деле само стремление к тому чтобы всех-всех хороших и разных приютить под одной крышей тоже может иметь перегибы и неудачные последствия, но оно слишком хорошо Ватиканом освоено и вписывается в их экклезиологическую парадигму. При этом даже начинают возникать закономерные вопросы "А можно ли быть просто в церкви, вне какого-то течения?" на что даются такие например ответы: "...бывает так, что человек хочет подняться на некий уровень выше в познании Бога (если можно так выразиться), его не совсем удовлетворяет уже простое хождение в Церковь на Мессы. Хочется чего-то большего, чтобы не остановиться в своём духовном развитии. И именно это подвигает католика вступать в третьи ордена, где в зависимости от духовности Ордена, значительно больше внимания уделяется определённым молитвенным практикам, медитациям. Господь ведь - неизъяснимо Велик и Разносторонен - неисчерпаемы возможности в познании Его. Мне кажется, что люди порой просто "нащупывают" тот или иной путь к Господу. Бредут к Нему в темноте незнания и неразрешимых вопросов. И, Слава Богу, Церковь пытается помочь мирянам, жаждущим достичь более высокого уровня в соединении с Господом и познании Его путём создания третьих орденов, обществ, духовных течений. Другое дело, что каждый "выбирает по себе". Кому-то очень чужда духовность Легиона Марии, но зато восхищает игнацианская духовность, Назаретские Семьи... (
с)".
Соглашусь, что вне общины расти далеко не всем удается, но это отдельная тема.
В целом мое отношение к происходящему ныне в РКЦ такое - "все испытывайте, хорошего держитесь". Это способ учится на чужих ошибках, глядя на братские попытки сопрячь традицию и современность. В частности - к чему приводят реформы богослужения, как лучше использовать современные языки, как проводить миссию и катехизацию с разными группами населения, как эффективно использовать СМИ и многое другое.