Регулярно сталкиваюсь со спорами, сколько у нас православных или христиан в России. Этот вопрос очевидно затрагивает политику и понятие общественных норм. Речь не о том, что РПЦ может управлять электоральным поведением прихожан, а об определенных акцентах в жизни страны.
Я предлагаю Вашему вниманию небольшой анализ социологических данных на основе знаний Церкви и церковной жизни.
Немного социологии
Вначале просто данные опросов. ВЦИОМ сообщает, что у нас было крещено около 86% населения страны, хотя многие еще в детстве. Поэтому необходимы дополнительные данные.
По опросам ФОМ, на 2020 год у нас
59-
63% россиян определяли себя как православные и 6-8% как мусульмане. 24-26% относили неверующим, включая атеистов и агностиков. Эта оценка достаточно стабильна в течение последнего десятилетия у российских социологов. Иностранные исследования дают даже более высокий уровень религиозности в нашей стране: Pew Research Center (
2017) сообщает о 71% православных, 10% мусульман и 19% прочих, включая атеистов.
В любом случае по этим опросам мы действительно наблюдаем верующее большинство россиян. Кого из этой массы людей - можно реально считать православным?
Как ни странно, с точки зрения церковной традиции и высказываний Спасителя вера-убежденность, определяемая человеком, и является единственным необходимым признаком (ср. Иоанна 3:16 «всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную»). Просто потому, что в конечном счете человека оценивает Бог, а не Церковь, которая в меру сил помогает человеку совершенствоваться взаимодействия с Всевышним.
Да, люди склонны переоценивать себя, и вера может быть объективно определена ее влиянием на мысли и поступки человека. Только вот такая оценка силами окружающих практически невозможна, потому что требует знать о человеке в чем-то больше, чем он сам. Если Церковь убеждена по итогам земной жизни человека, что он был полностью «правильным» христианином хотя бы к самому концу земного пути - его канонизируют. Не больше - не меньше.
Прочие же члены Церкви, от мирян до высших иерархов должны помнить о своем несовершенстве, а самоуспокоенность в большинстве случаев чревата проблемами, поэтому очень осторожны с любыми качественными оценками.
Спекуляции на тему
В политическое полемике порой число верующих в России пытаются переоценить, выдвигая завышенные требования. Например, предлагают критерий - постоянного участия во всех ритуалах и определенного уровня религиозной эрудиции.
Зачастую эти пожелания равносильны констатациям: «Гражданин России - тот, кто знает национальный гимн, конституцию, может прочертить на карте административные границы субъектов федерации и участвует во всех проходящих выборах». Хорошо б, конечно, чтоб все граждане были такими грамотными и активными, но к реальности это отношение не имеет.
Точно также и в сфере религии. Около
13% верующих (8,8% россиян) постоянно участвуют во всех православных каноничных практиках (исследование 2014 года). Это примерно соответствует
9% россиян, полностью соблюдающих Великой пост (данные 2020 года). Но мы не можем утверждать, что вот эти - православные правильные, а прочих - нужно игнорировать.
С точки зрения Церкви регулярное участие в богослужения для верующего инструмент, а не цель. Он способствует становлению в качестве православного и, следовательно спасению, благодаря частично психологическим и частично трансцендентным факторам. Каких-то единых нормативов по интенсивности участия в ритуалах у нас в церкви нет, мнения и подходы есть разные. Православие - не шаманизм, и не является религией обрядов, поэтому оценивать убежденность верующих через них ошибочно.
С точки зрения социологии причина в том, что церковные практики и их график ориентированы на образ жизни столетней и более давности. Они были удобны и естественны в небольших аграрных поселениях, а сам храм - был важным социальным клубом. В современных городах, где живет большинство россиян, социальные внерелигиозные функции церквей изменились, поэтому людям стало сложнее соблюдать обрядовую часть даже при достаточно уровне убежденности. Кроме того, за последние сто с лишним лет изменилась структура питания, в которую перестали органично вписываться длительные посты, из-за чего их часто «облегчают» в том числе с благословения духовника.
Подчеркну, что не считаю «невоцерковленность» чем-то желательным. Не участвуя в службах, верующие лишают себя ярких и светлых религиозных или, если угодно, психологических переживаний. Но эти моменты не всегда отражают уровень внутренних убеждений. Можно напомнить судьбу Евгения Родионова, который не жил активной приходской жизнью, но оказавшись в плену у боевиков принял смерть за свою веру. (Вопрос о его канонизации пока не решен).
Вера и идентичность
Существуют некоторые искажения численности верующих в опросах, связанные с тем, что часть людей называют себя христианами или мусульманами не в силу убеждений, а как часть национальной идентичности или в силу каких-то личных моментов.
В 2013 году ФОМ проводил
масштабное исследование религиозности, задавая очень широкий комплекс вопросов о религиозных практиках и даже переживаниях. Он выявил 1-
5% самоопределившихся как православные - не верят в Бога и бессмертие души, наиболее очевидные для православного верующего вещи. Впрочем, при погрешности выборки 3,6% это - пренебрежимо малое явление.
Разделить православных на умеренных и радикальных довольно сложно. Тщательный анализ данных опросов позволяет говорить, что 8-14% верующих можно назвать «ревнителями», наиболее активно исполняющих обрядовую часть. 20-30% могут быть названы «проблемными» с точки зрения официальной доктрины в силу догматических разногласий или излишней погруженности в быт, дефицита духовной жизни. Но эта детализация важна скорей для самой церкви, а не внешних наблюдателей.
Для сравнения посмотрим на структуру убеждений атеистов. Только 51% из них в ходе опроса смогли однозначно заявить, что не верят в Бога. 24% - верят в жизнь после смерти, 18% посещают церковь, 10% - признались в ходе опроса, что верят в Бога-Творца, но все равно считают себя атеистами.
Подобные плюрализм мыслей в одной голове может показаться кому-то странным, но я сам так мыслил в 17-20 лет, придя к вере, но еще не придя в Церковь. Здесь возможен страх перед завышенными требованиями внутри церкви, вера в негативные стереотипы, отсутствие личного контакта с церковью и недостаток решительности, чтобы прости прийти в храм и осмотреться.
О каком-то общем социальном портрете православных говорить трудно. Их доля примерно одинакова во всех возрастных, социальных и демографических группах. Исключение - женщины в среднем религиознее мужчин (73% православных против 53%). Кроме того, молодежь до 25 лет чаще
декларирует атеизм, но это скорей возрастное фронда. Эта особенность существует
много лет и никак не влияет в будущем на общую долю верующих, то есть молодые атеисты чаще приходит к религиозным взглядам к 30 годам и далее.
Если очистить социологическую статистику от этих неясностей, мы получим следующую картину верований:
-60,8% россиян православные по внутренним убеждениям, за вычетом «проблемных» с точки зрения церкви - около 50% населения;
-12% отделяют себя от церковной организации, но по убеждения примыкают к монотеизму, чаще христианского толка, из них 2-3%, по сути, практикующие, но слабо воцерковленные православные;
-12,7% относятся к атеистам, агностикам и прочим, не пришедшим к вере в Бога в той или иной форме;
-6% мусульмане, но их убеждения мы подробно не изучали;
Итого почти 80% россиян религиозны по убеждениям, 49% - однозначно верующие православные. Разумеется, это не означает, что страну нужно превращать в клерикальное государство, однако мировоззрение половины и более населения - нужно учитывать. Представителям иных религиозных групп, включая атеистов, нужно пытаться узнать суть доминирующего религиозного течения и адаптироваться к его участию в общественной жизни.