Реальный американский пакет санкций несколько отличается от декларации Обамы, он фактически дублирует меры, объявленные в рамках «третьего пакета». Под «четвертый пакет» попали банки ВТБ, Банк Москвы и Россельхозбанк, а также «Объединенная судостроительная корпорация». По
сообщению казначейства США, санкции будут означать запрет новых вкладов в эти банки и их кредитование боле, чем на 90 дней. Реально новые санкции США - не значат ничего нового, в заявление казначейства для объема напихали каких-то левые компаний из Греции и Китая, что, конечно, «страшная» угроза для нашей экономики.
Реального списка новых санкций ЕС по России я пока не нашел, есть только общая декларация, которая звучит несколько круче американский версии: санкции не против 3, а реально всех банков России с государственным владением более 50%.
Иностранные инвестиции играют довольно заметную роль в экономике страны, но
половина зарубежных средств - идет на прямое кредитование непосредственно предприятий, а не банков.
У меня, к сожалению, нет времени на подробное исследование ситуации с иностранными средствами в государственных банках России, тем более, опять-таки у меня нет точной формулировки санкций ЕС.
Однако у того же самого точно попавшего под санкции
ВТБ на апрель 2014-го доля вкладов нерезидентов - где-то 7% от общей суммs депозитов. Заметно, но не смертельно.
Но вообще прекращение западного кредитования снова поставит на повестку дня предложения С. Глазьева о реформе системы банковского кредитования в России с опорой на собственную эмиссионную политику, без жесткой привязки к ЗВР и внешнему платежному балансу. (Глазьев, кстати, уже выпустил целый
публичный манифест, но это - тема отдельного обсуждения).
Наконец, подчеркну, что пока главное зло санкций не в их реальном содержании, а в политическом фоне. Это сильно тормозит переговоры и сделки, так как возникает опасение: «а вдруг завтра это запретят?»