Да, это на тему недавно опубликованных в «Ведомостях»
сенсационных прогнозах Минэкономразвития, которое обещает до 2030 года торможение экономического роста, сокращение доли России в мировой экономике, недостаточный рост зарплат и пенсий и проч.
На мой взгляд, этот прогноз отражает не проблемы экономики, а проблемы политической борьбы группировок в нашей политической элиты, одна из которых продавливает дальнейшую «либерализацию» экономического курса. Мне представляется, что пока нет внятных оснований проецировать умеренной рост ВВП в этом году на будущее, вернее следующие 16 лет (!). ИМХО, это просто слишком.
На текущий момент нас цепляют экономические проблемы зарубежья. Мы довольно лихо проскочили мировой кризис и побежали дальше, но сейчас внезапно замечаем, что для других стран 2008-й не всегда является далеким и неактуальным прошлым. Наш ключевой торговый партнер Евросоюз - все балансирует на грани рецессии. В 2013-м он из нее официально выбрался, но рост экономики сверхмаленький. (Подчеркиваю, не как у нас, а реально почти незаметный).
Учитывая, что регион уже один раз выбирался из рецессии, а потом снова туда проваливался (2011-2012 гг., данные
МВФ). Настроения там самые пессимистичные, и среди экспертов, и среди бизнеса. А это плохо сказывается на нашей торговле и инвестициях в т.ч. в наши активы. Все курят и ждут лучших времен. Поэтому притока инвестиций с Запада, которых так долго ждало наше правительство - нет, причем виной тому не мы. Но, так или иначе, - у нас торможение, нас догоняет эхо кризиса. Да, все не так плохо, как в ЕС, но нам от этого не легче.
Объективно никакого отношения к «неблагоприятному климату» для бизнеса в стране он не имеет. Даже по международным рейтингам - он
растет бешенными темпами. По Doing business мы вошли в первую сотню стран мира и можем продолжить движение вверх.
Предполагаю, что с этим ростом инвестиционной привлекательности во многом и является причиной серии антироссийских кампаний на Западе. Речь об истерии вокруг «честных выборов», «пуси райот», закона о гомосексуальной пропаганде. Очевидно, это попытка убедить западное общество и инвесторов, что у нас тут второй Иран.
Однако последнее время в бизнес-сообщество просачивается
понимание того, что в России вполне можно делать бизнес. Косвенно этому способствует популярность Путина и некоторых аспектов нашей политики (Сирия, моральный консерватизм) в мире.
В долгосрочной перспективе у нас могут быть проблемы с некоторым
снижением цен на нефть, которое ожидается в 2014-м. Для этого есть комплекс
предпосылок в мировой политике, однако вряд ли цены в обозримом будущем пробьют уровень в 95$.
Кроме того, надо учитывать, что Россия все же не только экспортируемая нефть. У нас нет жесткой импортной зависимости, и есть альтернативные предметы экспорта, так что торговлю как таковую это не обвалит. Да, из-за проблем собственной банковской системы нам нужен активный валютный оборот для обслуживания кредитов, которые бизнес берет на Западе. Но с ними проблемы, не имеющие никакого отношения к нефти, о чем я писал выше.
Таким образом, мне все же кажется, что панические проекции текущих проблем аж до 2030 года, скорей являются попыткой давить на психику общества и оппонентов со стороны нашей либеральной части элиты. Какие-то проблемы в 2014 году вполне ожидаемы, но, сколько они продлятся, - очень сильно зависит от внешних факторов, и прогнозировать это трудно.