Aug 27, 2017 11:28
В отличие от трех предыдущих сонат, более экспериментальных, размытых и "блуждающих", последние две сонаты Скрябина представляются более тематически очерченными, в них куда яснее прослеживается форма, что облегчает их восприятие. Девятая соната ("Черная месса"), которую я условно называю "противостояние трелей", более мрачная и угрожающая, тогда как в Десятой царят светлые восторженные настроения. Это, наверное, моя любимая его соната, в которой органично чередуются задумчивость и экстатизм. Для передачи последнего Скрябин использует очень яркую, запоминающуюся тему, наверное одну из наиболее страстных и порывистых в его творчестве. Интересно, как она модифицируется в кульминации, прежде чем соната завершается вступительной темой, образуя смысловое кольцо.
Любопытно, в каком направлении Скрябин пошел бы дальше, если бы не его ранняя смерть. Несмотря на интенсивные поиски в поздних сонатах, складывается ощущение, что композитор ходил вокруг да около одних и тех же образов и смыслов: разгул бесовщины, необъяснимые взрывы экстатизма, игра светотеней и так далее. Пожалуй, Десятая соната уже предельно исчерпывала движение в этом направлении. Поэтому было бы очень интересно узнать, чтобы было бы дальше, если бы не роковая простуда композитора.
Классическая музыка,
XX век,
Скрябин