Опустошающе мрачный и беспощадно честный квартет, своего рода исповедь. Шостакович не щадит ни себя, ни слушателя. Какой путь должен был пройти автор от первых квартетных сочинений, чрезвычайно талантливых, к одному из своих финальных шедевров? Я слишком тяжело переживаю каждую ноту этого произведения и поэтому редко слушаю его. А после
(
Read more... )
Reply
Для меня это крайне интровертный, крайне личностный квартет, болезненно выстраданный. В центре рассказа - несомненно, сам автор, его переживания, сомнения и опыт. Не могу соотнести эту музыку с гигантизмом космоса или мира, поскольку она даже в малой толике не представляется мне абстрактной, out-of-itself. Все очень персонализированно, как если бы автор шел (бежал) по лезвию бритвы. Предельно откровенный монолог - начинающийся в мертвой тишине и без ответа в нее уходящий.
В последнее время очень часто хочется слушать этот Квартет. Такая тенденция не может не настораживать меня.
Reply
Reply
Когда я это написал, мне только что исполнилось 20 лет. Во взрослом состоянии возникла совсем другая ассоциация: это обыск, который учиняют ворвавшиеся в келью мыслителя "бесы", но не фантастические, а вполне реальные.
Reply
Занятно - но мне этот Квартет всегда казался апогеем монолога, без присутствия каких-либо иных лиц.
Reply
Настежь дверь. Из непомерной стужи
Точно хриплый звон стенных часов...
Reply
Я помню Ваши интересные ассоциации с "тук-тук-тук", "тук-тук-тук", что произносят струнные. Этот мотив нередко встречается в квартетах Шостаковича.
Reply
Парадокс! Монолог, который В СУЩНОСТИ есть диалог.
14 и 15 квартеты куда более монологичны, а в Альтовой сонате интроспекция и замкнутость в себе достигают предела.
Reply
Reply
А 15-й весь целиком выдержан в одном темпе и в одной тональности.
Reply
Reply
"Я пришел, ты звал меня на ужин?
Я пришел, а ты готов?
На вопрос жестокий нет ответа...
Reply
Leave a comment