Д.Д. Шостакович - Струнный квартет №13 Си-бемоль минор (Квартет им. Бородина, первый состав)

Jun 07, 2011 00:54

Опустошающе мрачный и беспощадно честный квартет, своего рода исповедь. Шостакович не щадит ни себя, ни слушателя. Какой путь должен был пройти автор от первых квартетных сочинений, чрезвычайно талантливых, к одному из своих финальных шедевров? Я слишком тяжело переживаю каждую ноту этого произведения и поэтому редко слушаю его. А после ( Read more... )

XX век, Шостакович

Leave a comment

abel June 7 2011, 06:34:19 UTC
Концерт 20 декабря 1970 г. в Малом зале консерватории, на котором квартет впервые был исполнен в Москве (бетховенцами) все во мне перевернул. Мне открылся совершенно новый Шостакович, которого я не знал и не понимал раньше ( ... )

Reply

mendelbookinist June 7 2011, 10:45:08 UTC
Спасибо, как всегда, очень интересно и глубоко. Тонко замечено про мертвую тишину, в которой остается один альт и которая ощущается особенно остро. Звуки альта окутаны тишиной, но суть, конечно, в прилагательном "мертвая". Здесь мы с Вами едины в восприятии. Тишина - такая же неотъемлемая часть финала, как и альт, "расширенный" двумя скрипками. И уходит альт в мертвенность тишины.

Для меня это крайне интровертный, крайне личностный квартет, болезненно выстраданный. В центре рассказа - несомненно, сам автор, его переживания, сомнения и опыт. Не могу соотнести эту музыку с гигантизмом космоса или мира, поскольку она даже в малой толике не представляется мне абстрактной, out-of-itself. Все очень персонализированно, как если бы автор шел (бежал) по лезвию бритвы. Предельно откровенный монолог - начинающийся в мертвой тишине и без ответа в нее уходящий.

В последнее время очень часто хочется слушать этот Квартет. Такая тенденция не может не настораживать меня.

Reply

глубину своего "я" heelzaa June 8 2011, 05:24:31 UTC
и цельность своего "я": по-моему, квартет совершенно "шизофренический": мне всегда сцена с чертом из братьев карамазовых вспоминается. только с другим "разрешением".

Reply

Re: глубину своего "я" abel June 8 2011, 05:47:18 UTC
Так я из прослушивания этого квартета тогда выудил именно тему ДИАЛОГА, диалога одинокого человека с неким посланником.
Когда я это написал, мне только что исполнилось 20 лет. Во взрослом состоянии возникла совсем другая ассоциация: это обыск, который учиняют ворвавшиеся в келью мыслителя "бесы", но не фантастические, а вполне реальные.

Reply

Re: глубину своего "я" mendelbookinist June 8 2011, 05:52:54 UTC
Да, есть в этом Квартете моменты, которые могут навести на такое предположение. К тому же Шостакович был тяжело болен, когда закончил его написание. И все же "грань безумия", я думаю, он не переступает.

Занятно - но мне этот Квартет всегда казался апогеем монолога, без присутствия каких-либо иных лиц.

Reply

Re: глубину своего "я" abel June 8 2011, 05:56:07 UTC
Нет, средний раздел - нашествие. Переход к нему через резкие удары, диссонансы - кто-то к вам врывается.
Настежь дверь. Из непомерной стужи
Точно хриплый звон стенных часов...

Reply

Re: глубину своего "я" mendelbookinist June 8 2011, 11:45:04 UTC
У меня как раз и были проблемы с пониманием среднего раздела. Он казался мне каким-то сумбурным, невнятным. А потом это ощущение исчезло, и музыка стала простой и ясной, что, естественно, не лишило ее глубины в моих глазах.

Я помню Ваши интересные ассоциации с "тук-тук-тук", "тук-тук-тук", что произносят струнные. Этот мотив нередко встречается в квартетах Шостаковича.

Reply

Re: глубину своего "я" abel June 8 2011, 16:47:12 UTC
Я-то думаю (а я в свое время детально изучал этот квартет по партитуре), что тут отчетливо проведена идея ДИАЛОГА. С кем? Это загадка в какой-то мере. Всякое сравнение хромает, но можно вспомнить, что пишет Цейтблом по поводу записи диалога Леверкюна с чертом. "Диалог? Надо рехнуться, чтобы допустить такую возможность!"
Парадокс! Монолог, который В СУЩНОСТИ есть диалог.
14 и 15 квартеты куда более монологичны, а в Альтовой сонате интроспекция и замкнутость в себе достигают предела.

Reply

Re: глубину своего "я" mendelbookinist June 8 2011, 18:52:29 UTC
По степени интроспекции 13, 15 квартеты вместе с Альтовой сонатой находятся на одной колокольне для меня. Я все-таки не могу понять, как Вы различаете диалогичность и монологичность в этих работах. Почему у 13 квартета, в отличие от, скажем, 15, диалогичность является направляющим вектором?

Reply

Re: глубину своего "я" abel June 8 2011, 18:59:10 UTC
Подробно тут не напишешь. Как-нибудь при встрече. Но в 13-м очевиден резкий контраст между средним и крайними разделами, а переход к среднему совершается с неумолимой постепенностью как вторжение внешней чуждой силы. Это близко композиции 1-й части 2-го виолончельного концерта, где тоже изображено вторжение чего-то страшного.
А 15-й весь целиком выдержан в одном темпе и в одной тональности.

Reply

Re: глубину своего "я" mendelbookinist June 8 2011, 19:03:09 UTC
Я так понимаю, что, по Вашему разумению, диалог ведется именно с этой силой? Тогда мысль примерно понятна. 15-й квартет действительно абсолютно другой с точки зрения темпа. Я бы даже сказал, что темп - это первое, что указывает на его уникальность. Но об этом сочинении мы еще поговорим отдельно, я думаю.

Reply

Re: глубину своего "я" abel June 8 2011, 19:07:24 UTC
Да-да! Именно с ней.
"Я пришел, ты звал меня на ужин?
Я пришел, а ты готов?
На вопрос жестокий нет ответа...

Reply


Leave a comment

Up