http://www.youtube.com/watch?v=qqnj-pQ9dDchttp://www.youtube.com/watch?v=DuvXDw5pchM Самая знаменитая композиция Билла Эванса - "Waltz for Debby". Две записи - совсем ранняя, с дебютной пластинки 1956 года, и совсем поздняя, сделанная буквально за месяц до смерти. Одни и те же руки, но играют, казалось бы, два разных человека. В ранней версии - радость жизни, некоторая наивность, открытость, готовность идти вперед. В поздней версии идеи сменяют друг друга с ужасающей быстротой, но и в этом подчас хаотичном потоке мыслей и эмоций ощущается лиризм бесконечной красоты и нежности, как на первой минуте и седьмой секунде, например, только донельзя повзрослевший, горький, выстраданный.
Партнеры по трио, кажется, только мешают пианисту высказываться, лучше бы их и вовсе не было вовсе, потому что исчезает чистота ощущений от его богатой на оттенки игры. В последние годы Эванс достиг такого уровня самодостаточности, что ему был никто не нужен, и жаль, что он смертельно боялся давать сольные концерты. В поздних записях главная красота заключена именно в тех фрагментах, где пианист один, без сопровождения партнеров по ансамблю. "I have always preferred playing without an audience... To know one is truly alone with one's instrument and music has always been an attractive and conductive situation for me to find my best playing level" - пишет Билл в предисловии к сольной пластинке "Alone". Где-то еще музыкант говорил о "personal insecurity", которую он чувствует, когда играет один на публике. Его уязвимость хорошо чувствуется в этих сольных фрагментах последнего года жизни. Но именно эта уязвимость дает острейшее чувство красоты, которое испытываешь, когда слушаешь его сольное музицирование - до того, как партнеры вмешиваются туда, куда им не стоило бы вмешиваться. Впрочем, это был выбор самого Билла.