Послушал впервые с не опознанными мной исполнителями. Очень красивая музыка, негромкая и глубокая. Интересно сравнить ее с гораздо позже написанной Скрипичной сонатой Шостаковича, учителя Уствольской. У Шостаковича в основе исступление, злость, шутовской сарказм, у Уствольской - некая монотонность, закольцованность размышления, которое, кажется, все время находится на одной эмоциональной траектории, несмотря на отчетливо выраженные обострения и кульминации. С тематической точки зрения влияние Шостаковича все же прослеживается.
Самым ярким моментом Сонаты мне показалась последняя минута, когда начинаются удары смычком по древку. Думается, что фактически все, что было до этого, предваряло этот фрагмент, заставивший меня содрогнуться. Есть в нем что-то потустороннее, неестественное, гробовое. Не зря Шостакович использовал этот прием в конце своего жуткого 13 квартета. Резкие аплодисменты после окончания Сонаты в записи, которую я слушал, показались мне омерзительными. Чему тут аплодировать?
Слушал Сонату в отрыве от Трио и Октета, хотя по замыслу композитора три сочинения формируют одно большое. В ближайшем будущем, думаю, буду слушать полностью.
http://www.youtube.com/watch?v=0wpWnwiKFi4